К.ф.-м.н. С.П.  Данко, к.х.н. Т.Н. Савускан

Южный федеральный университет, Россия

Элементы творчества в преподавании

 дисциплины «Основы современных

концепций естествознания»

          Преподавание дисциплины «Основы современных концепций естествознания» – это процесс связанный с производством продукта творческого (креативного) мышления.

          Многие ученые понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уходит в сторону от банальных идей и скучного,  привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.

          Уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении следующих особенностей:

§        оригинальность и необычность высказанных идей. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение. Наше собственное решение заключается в том, чтобы повысить активность студента во время лекции. Студенты могут задавать вопросы лектору в записках, не называя себя;

§        творческого человека отличает способность обнаружить возможность нового использования данного объекта(семантическая гибкость); лектору важно знать, какие темы трудны для понимания. Эти темы надо предлагать студентам для написания рефератов, за которые давать баллы, входящие в рейтинг студента;

§        в творческом мышлении всегда присутствует способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые стороны (образная адаптивная гибкость). Лектору важно использовать возможности  коммуникативности  старосты данной студенческой группы. Надо, чтобы староста знал о «трудных вопросах» и сообщил о них лектору. Эти вопросы могут быть обсуждены или на лекциях, или на консультациях;

§       человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей (семантическая спонтанная гибкость).

Лектор не может увеличить количество часов преподавания , отведенных на изучение данной дисциплины в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Поэтому приходится ограничивать себя количеством тем, и числом часов, на каждую тему, что тормозит формирова-ние новых идей. Однако уже выбранные темы лекций позволят повысить качество преподавания данной дисциплины.

        На основе анализа литературы, посвященной проблемам педагогического творчества, можно выделить следующие качества преподавателя, препятствующие и способствующие творчеству.

         Творчеству способствуют:

§       креативность (творчество  мышления);

§        хорошо развитое воображение;

§      оригинальность, фантазия;

§       активность;

§       концентрированность на задаче;

§       гибкость мышления, чувствительность;

§       способность к педагогической импровизации. 

Творчеству препятствуют:

§       инерция мышления;

§       педагогические штампы;

§       заниженная или завышенная самооценка;

§       боязнь потерпеть неудачу;

§       необходимость приспосабливаться к требованиям администрации;

§       степень готовности выполнять все указания;

§       повышенная агрессивность.

   Каждый из названных компонентов характеризует личность преподавателя и, в единстве с другими, уровень его педагогического творчества.

        В преподавательской деятельности – это диагностическое и методическое творчество (поиск и нахождение новых способов изучения студентов, применение и создание новых диагностических приемов, новые сочетания методов обучения).

          В преподавании дисциплины «Основы современных концепций естествознания» нами используется такое сочетание методов как тестирование в конце лекции с последующим анализом результатов тестирования в начале следующей лекции. Одним из способов изучения дисциплины является проблемное обучение, когда перед студентами ставятся те или иные проблемные ситуации и ими находятся пути их решения при направляющей деятельности преподавателя.

          В педагогическом общении – это коммуникативное творчество, т.е. креативность общения (поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия студентов на занятиях, создание новых форм общения в групповой работе студентов).

          В сфере личности – это самореализация преподавателя на основе осознания себя творческой индивидуальностью, определение индивидуальных путей своего профессионального развития, построение программы самосовершенствования.

          Применительно к преподавательской деятельности можно выделить четыре этапа творчества:

§       первый этап - происходит формирование у преподавателя интеллектуально-творческой готовности к новациям в преподавательской деятельности, осознанием потребности в поиске более совершенных решений, стремлением к его осуществлению. На этом этапе определяются  исследовательско-педагогическая задача: что и как решать, какие средства для этого привлечь.

§       второй этап - идет анализ эффективности типичных приемов решения педагогических задач, поиск новых приемов путем изменения, усовершенствованию имеющихся. Особую значимость здесь приобретают знания в области решаемой проблемы, наблюдательность за ходом преподавательской работы, тщательный анализ причин успехов и неудач.

§        третий этап - осуществляется внедрение новой преподавательской идеи в практику, проверка её целесообразности и эффективности, необходимая доработка по результатам применения новаций.

§        Четвертый этап - происходит анализ творческой деятельности и прогноз относительно дальнейших перспектив использования новых технологий, приемов, методов в образовательной практике.

Перечень потенциальных продуктов творчества в сфере образования

следующий:

1.     План каждого занятия и его реализация. Опыт показывает, что даже повторяющиеся занятия по одной и той же теме приходится варьировать с учетом особенностей учебных групп, результатов предыдущего занятия и многих других особенностей учебного процесса.

2.     Методическое усовершенствование. Применение известных средств обучения с разработкой новых дидактических материалов для них (например, использование презентаций при чтении лекций, передача студентам электронной версии лекций по вышеуказанной дисциплине).

3.     Совершенствование теории.

Уточнение или разработка отдельных определений или утверждений известной теории. При чтении лекций по теме: «Теория эволюции биосферы» больше внимания надо уделить теме «Теория биосферы В.И. Вернадского».

Чтобы быть творческой личностью в процессе преподавания в высшей школе, от преподавателя требуется умение владеть собой и студенческим коллективом.

Преподаватель должен уметь управлять своим эмоционально-психологическим состоянием и учить этому студентов; организовывать процесс общения с ними как творческий процесс, не подавляя их инициативы и изобретательности, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации. Педагогическое творчество, как правило, совершается в условиях открытости и публичности. Этому во многом способствует неформальное общение преподавателя со студентами вне учебных занятий, когда во время чаепития обсуждаются научные проблемы дисциплины и актуальные вопросы жизни студентов.

Таким образом, научное и педагогическое творчество – сложный многоступенчатый процесс. Для эффективной реализации педагогического творчества преподавателю необходимо знание основных этапов творческой деятельности и подходов к её осуществлению с учетом специфики преподаваемой дисциплины. Преподавание дисциплины «Основы современных концепций естествознания» для студентов направлений бакалавриата «Дизайн» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в Южном федеральном университете открывает большие возможности для творчества как преподавателей, так и студентов.