Филологические науки/ 9. Этно-, социо- и психолингвистика

 

А.В. Таирова, А.А. Качалова

Владимирский государственный университет

Знание национально-психологических и психолингвистических особенностей китайских учащихся и их учёт в процессе обучения РКИ.

XXI век называют временем встречи культур и различных типов цивилизаций. Современная геоэкономическая и геокультурная ситуация вынуждает человека уметь сосуществовать в общем  жизненном мире, уметь наводить межкультурные мосты между представителями разных конфессий, культур и стран. Это связано с расширением международного взаимодействия и межкультурных контактов, а также с процессами глобализации. В последние годы активизируются контакты между Россией и Китаем, чьи представители являются едва ли не самым массовым контингентом обучающихся в России.

 Особый менталитет, социокультурные, академические, этнопсихологические и другие традиции и особенности представителей КНР предполагают некоторую специфику в определении содержания и технологий обучения русскому языку как государственному языку Российской Федерации, языку российской науки и образования.

Обучение РКИ – сложный и многоаспектный процесс. Деятельность преподавателя должна быть направлена на то, чтобы максимально активизировать учебный процесс. Как известно, по своему характеру, интересам, склонностям студенты неодинаковы; преподаватель не может управлять природными данными учащихся, но в ходе работы он может учитывать типологические свойства нервной системы, особенности мыслительной деятельности, особенности интеллекта, ориентации во внешней среде. Учёт этих моментов позволяет преподавателю методически грамотно строить занятия, регулировать их темп, чередовать формы работы, т.е. активизировать деятельность учащихся. Только учитывая национально-психологические особенности иностранных учащихся, обусловленные национальными традициями, привычками, стереотипами, а также культурой и опытом страны обучаемого, преподаватель может способствовать выработке положительного отношения к своему предмету. Наличие знаний об особенностях национального менталитета студентов позволяет преподавателю строить стратегию обучения всем видам речевой деятельности, решать коммуникативные задачи обучения. Преподаватель, обучающий РКИ, должен быть знаком с национально-культурным опытом той страны, откуда приехали его студенты, помнить о разнице в национальном менталитете учащихся и носителей языка, что будет способствовать процессу коммуникации, в том числе преподаватель должен учитывать этнокультурные, психологические, психолингвистические особенности, а также специфику мыслительно-речевой системы, должен искать новые способы презентации учебного материала, его усвоения и восприятия.

Национальное своеобразие  студентов из КНР  проявляется в том числе и в психологии: им присущ определённый, своеобразный тип памяти, эмоций, восприятия,  мышления, а также особенный жизненный опыт, знания, привычки, интересы, склонности, идеалы и ценностные ориентации.

Опыт работы со студентами из КНР позволяет выявить некоторые особенности национальной специфики этнотипа данного контингента учащихся, которые в дальнейшем необходимо учитывать при обучении их РКИ.

Поговорим о некоторых особенностях  психологии и психолингвистики людей восточного типа мышления. К этим особенностям можно отнести следующее: 1) У представителей дальневосточных культур (страны АТР), пользующихся иероглифическим письмом, во многих видах деятельности левое и правое полушария головного мозга одинаково активны или же доминирует правое, "ответственное" за целостное, конкретное восприятие объекта, "ответственное" за эмоционально окрашенное образное представление. Поскольку студенты из данного региона пользуются иероглифами, графическая сторона которых уникальна своей мотивированностью образами объектов и явлений, они склонны к уточнению, детализации и конкретизации, вследствие этого они мыслят конкретно-символически. Поэтому в работе с данной группой учащихся необходимо максимально использовать графическую и предметную наглядность, т.к. вещи, которые они не могут вообразить, с трудом ими понимаются.

Людям восточного типа мышления присуща чуждость безграничному рационализму, скептическое отношение к идее всемогущества человеческого разума. В протекании мыслительного процесса эмоциональное не отделяется от рационального. Для ментальности восточного типа присущи человековоззренческие, миросозерцательные особенности. Способ мышления отнюдь не абсолютизирует роль науки в постижении мира, ибо она не более как субъективный, человеческий (и потому способный к искажениям) инструмент для описания объективного.

 Восточная культура в значительной степени сохранила ориентацию на ценностное, духовное постижение действительности. Восточные мыслители до сих пор считают, что одного абстрактно-логического, концептуального знания крайне недостаточно. Оно дает односторонние, фрагментарные сведения, и только с его помощью, познание целостной истины невозможно. Дедукции на Востоке не было никогда, следовательно,  отсутствует системное мышление. В основе лежит аксиома, понимание, а не доказательство, следовательно, на Востоке развивалась мудрость, которая является высшей формой постижения человека и мира и включает в себя  знания, достигаемые с помощью интеллекта, но ими далеко не исчерпывается, поскольку целостная истина познается также с помощью духовного опыта, веры, интуиции и других методов. На Востоке преобладают интровертные ориентации над экстравертными, умение ценить созерцательное мироотношение и предпочитать его активным усилиям, направленным на внешнее освоение мира.

2) Людям восточного типа мышления свойственна способность легко адаптироваться к внешним условиям, им присуща гибкость психических структур, уступающих давлению внешней среды и вновь обретающих свои прежние формы, как только давление ослабевает.

3) На Востоке существует особый способ мышления, отражающий недоверие к слову, к вербальным формам, которые не могут вместить реальное богатство обозначаемых ими явлений. Слово несоизмеримо с истинным смыслом вещей, который оно пытается выразить. Отсюда - недосказанность, туманность, иногда парадоксальность высказываний. Менталитет данного контингента учащихся предполагает склонность к условности, завуалированному намёку, литературным или историческим ассоциациям, вследствие чего представители КНР любят решать ребусы, загадки, что также можно с успехом использовать в аудитории.

4) Отмечают, например, такую особенность представителей КНР, как инфантилизм. Взрослый человек на протяжении столетий не развивался как самостоятельная личность: через «инфантилизацию» взрослых достигалась абсолютная власть. У современных учащихся наблюдаются остаточные явления этой психической организации, они не всегда умеют и хотят самостоятельно мыслить и активно проявлять свою индивидуальность. Необходимо отметить, что в условиях чужой страны у  учащихся очень слабо выражено стремление к самовыражению, они скорее склонны слушать преподавателя, чем возражать ему или вступать в дискуссию, несмотря на то, что это необходимо для развития мышления и речи. К тому же, в межличностных отношениях с этими учащимися следует избегать конфликта, требуется проявлять сдержанность и поощрять каждый, даже небольшой успех на занятиях.

5) У представителей КНР преобладает зрительный и зрительно-двигательный тип памяти, поэтому максимально должна использоваться зрительная наглядность.

В работе с представителями КНР следует опираться на сильные стороны их психики: высокий уровень мнемической способности (запоминания); системность мышления; развитую интуицию; зрительный канал; опору на письмо для лучшего запоминания нового языкового материала; активное использование аналогии, развитие контекстуальной догадки.

Специфика обучения РКИ этих учащихся обуславливается рядом этноспецифических и психологических факторов, а принцип принятия во внимание родной культуры предполагает учёт этнокультурных традиций, психологических и психолингвистических особенностей ментальности в преподавании русского языка. Таким образом, опора в обучении РКИ на сильные стороны психики этноса, на его лингвокультурные традиции позволяет оптимизировать овладение русским языком, сделать процесс обучения адекватным и эффективным. Незнание особенностей ментальности, национально-культурных, психологических и психолингвистических особенностей может привести к взаимному непониманию или невольным ошибкам в поведении преподавателя с иностранными учащимися из КНР. Следовательно, целенаправленное изучение особенностей ментальности, психологических и психолингвистических особенностей  восточного типа мышления должно занять в будущем, несомненно, важное место в исследованиях учёных.

Литература

1.     Акаткина Е.Ф. Трубчанинова М.Е. Китайский студент как объект обучения//Актуальные проблемы подготовки китайских учащихся в вузах РФ: Материалы междунар. науч.-практ. конфер. 14 марта 2002г. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2002. – 40-43.

2.     Балыхина Т.М. Чжао Юйцзян. Какие они китайцы? Этнометодические аспекты обучения китайцев русскому языку// http://www.hetoday.org/arxiv/VOS/52009/16_22.pdf.

3.     Иванов А.В. Запад – Россия – Восток (сравнительно-типологический анализ познавательных стратегий и ценностных ориентаций). М., 1993.