Е.А.Федосова

Кандидат филологических наук, доцент  Филиала Донского государственного технического университета в г. Волгодонске

 

ФОРМИРОВАНИЕ ОСЯЗАЕМОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ПОСРЕДСТВОМ СИНОНИМОВ

Умелое использование языковых средств при создании зрительного образа в тексте приводит к мотивированному употреблению языкового материала, а значит, и к совершенствованию навыков устной и письменной речи студентов. Происходит качественное повышение уровня речевой культуры,  в результате чего  формируется коммуникативная компетенция, позволяющая студентам организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения.

На практических занятиях используется разнообразный текстовый материал, позволяющий отработать навыки редактирования, стилизации, подражания. Работа с синонимами - один из продуктивных способов работы над смысловыми оттенками слов, понимание которых позволяет уместно использовать их в тексте.

Классификация синонимов позволяет организовывать учебный материал с учетом его эффективности. Полные и частичные синонимы, тождественные по смыслу или имеющие смысловые оттенки, формируют умение интерпретировать их содержание и эффективно кодировать информацию в процессе речевой коммуникации. Осознание студентами уместности синонимов неизменно приводит к обдумыванию речевой ситуации и психолингвистической характеристики собеседника, а следовательно, к мотивированному употреблению слов и их синонимов.

Употребление синонимов с учетом их содержательных, словообразовательных и грамматических аспектов предполагает аналитическую составляющую, поскольку  принципы отбора и расположения синонима в контексте иллюстрируют речевые компетенции говорящего.

Цветовое видение предмета связано с индивидуальным представлением человека. Упражнения по составлению синонимических рядов позволяют расширить спектр чувственных восприятий. Изначально работаем над цветовыми синонимами, отмечая насыщенность или разреженность цвета, темный и светлый, бледный и яркий оттенки.

Красный – пунцовый, алый, рубиновый, пурпурный, кровавый, багряный, бордовый, багровый, вишневый, малиновый, киноварный, гранатовый, карминный, коралловый, рдяной, огненный, пламенный, кумачовый.

Желтый – солнечный, лимонный, пшеничный, золотой, песочный, абрикосовый, кремовый, охряной, ржаной, овсяный, канареечный.

Зеленый – салатный (салатовый), хаки, бутылочный, изумрудный, аквамариновый, малахитовый, болотный.

Синий – голубой, индиговый, васильковый, сапфировый, бирюзовый, лазурный, небесный, лазоревый.

Белый – снежный, перламутровый, жемчужный, молочный, кипенный, лилейный [1].

Далее предлагается подобрать ряд синонимов, обозначающих запахи, форму и т.п.:

Ароматные – нежные, пахучие, приятные на запах, сладкие, сладковатые.

На основе синонимов, обозначающих оттенки цвета, форму и запах, студентам предлагается написать пейзажную зарисовку.

Сад Марии был удивительный. Рядом с ярко-изумрудным крыжовником росли фисташковые кусты малины, где спелые ягоды казались кровавыми пятнами на травяном покрывале.

В малахитовой зелени яблонь приятно скрываться от солнца. Салатовые тени убегают вдаль и прячутся в бутылочной зелени вишен.

                                      (Иванова В., 1 курс, специальность «Коммерция»)

Бирюзовый поток бешено несется вниз, скользя между серо-голубых камней. Аквамариновые волны закручиваются в водовороты, и вода в них кажется уже не небесного цвета, а индигового. Темная толща воды, поблескивая аквамарином и сапфиром, обрушивае6тся на землю, давно ждущую влагу.

                                          (Жеглова Е., 1 курс, специальность «Реклама»)

Раннее утро. Молочно-белый туман низко стелется над темной, как черное зеркало, поверхностью болота. Среди пожухлой травы блестят подернутые ржавчиной лужицы, а вокруг самого болота, перемежаясь с тростниковыми зарослями, буйно растут светло-зеленые камыши и изумрудная осока.

Первые лучи солнца прорезали горизонт, и всё преобразилось. Заискрилась вода в лужицах, трава стала ядовито-зеленой. Смарагдовые кусты и деревья с фисташковыми кронами создают удивительную атмосферу покоя.

                               (Обогрелова О., 1 курс, специальность «Коммерция»)

Для обогащения словарного запаса  необходимо не только подбирать подходящие по смыслу слова, учитывая их стилистическую окраску, экспрессивность, но и мотивировать свой выбор. В этом случае гарантировано формирование бережного отношения к слову. 

Одним из нестандартных заданий по русскому языку, сочетающим в себе анализ звуковой и семантической характеристики слова, является описание различного рода процессов (движение воды, снега и т.п.). В качестве примера мы можем привести одну из тем – движение воды. Осуществим вначале подбор глаголов, означающих движение и изменение (капать, замереть, скользить, падать, лететь, срываться, висеть, мчаться, переливаться, блестеть, сверкать).

Нами не случайно использованы глаголы, содержащие в себе динамику. Акцентуация на динамике позволит нам отразить качественные изменения в процессе. Помимо глаголов также следует подобрать подходящие прилагательные. Мы обратим внимание на форму, цвет, прозрачность, вес и даже характер (прозрачная, чистая, перламутровая, жемчужная, легкая, тяжелая, вытянутая, продолговатая, круглая, весёлая, озорная). При затруднениях в выборе сообразных теме слов студентам необходимо обратиться к словарю синонимов. Обратим внимание, что оригинальность выполненной работы находится в прямой зависимости от  мотивированного подбора слов. В процессе эффективного изучения, а в дальнейшем усвоения языковых особенностей совершенствуются творческие способности студентов. Существует множество приемов для раскрытия или уточнения смысла слова, применения его в речевой ситуации.

Жила-была озорная капелька. Маленькая и прозрачная, она ютилась в старой ореховой скорлупе. Однажды ей наскучила такая жизнь, и она решила путешествовать. Капелька скользнула на гранитную дорожку и отправилась в путь. Пробираясь по каменным лабиринтам, маленькая озорница надеялась увидеть свет.

Неожиданно туннель расширился, и капелька сорвалась вниз. Солнце озарило ее, и озорница стала перламутровой. Вскоре к ней присоединилась такая же перламутровая капля, затем другая, третья…

И вот уже тысячи прозрачных путешественниц соединились в один большой ручей и понеслись в неизведанную даль.

                                                                    (Е.Скипа, 4 класс)

В предложенном описании ручья глаголы динамичны, но показан не просто процесс, присутствует его качественная характеристика. Увидеть обычное необычным достаточно сложно, поскольку, к сожалению, приоритетным в настоящее время является репродуктивное мышление. Овладение умением образно выразить свои мысли требует постоянного стремления к совершенствованию собственной речи, как письменной, так и устной, и системности в работе над ней.

Сиреневые небеса исторгли из своих чресл маленькую хрупкую снежинку, и она, обезумев от горьковатого запаха ветра, понеслась навстречу планете со странным названием  Земля.

Лунный свет тихо лился на уснувший город. Медленно, словно нехотя, снежинка сделала шаг в воздухе, но не упала, а грациозно приподнялась вверх.

- Парам-парам-парам-та-там, - зазвучало вокруг, и уже сотни, тысячи серебристо-жемчужных снежинок устремились в поток декабрьского вальса, находя успокоение в вечно прекрасной музыке – звуках, льющихся из самых недр голубовато-дымчатой планеты Земля.

                        (Губер А., 1 курс специальность «Социология»)

Принцип построения данного текста основан на развертывании тезиса. Определив тему творческой работы («Танец снежинки», «Танец дождевой капли»), студенты подбирают языковые средства для конструирования текста – синонимы, обозначающие движение. Кроме того, целесообразно заострить внимание обучающихся на самом танце. Конкретизация понятия (самба, вальс, румба и т.п.) предполагает подбор синонимов, связанных с определенной пластикой движения. Выстраиваются логико-семантические отношения понятий, структура текста, которые являются достаточным основанием для его смысловой завершенности. Правильно  выстроенная цепочка синонимов является как приемом организации текста, так и средством создания его выразительности. В результате одновременной реализации представленных задач становится возможным формирование осязаемости зрительного образа, подчеркивающего, усиливающего определенные свойства предмета, явления или процесса, и эффективности использованного языкового материала для выражения мысли.

Таким образом, формированию навыков работы с текстом способствуют упражнения, направленные на совершенствование навыков по употреблению языковых  норм, на овладение законами логического мышления и позволяющие наиболее полно реализовать мыслительный потенциал студента. Постепенное детализирование, образная конкретизация, удачно подобранные художественные средства выразительности обусловливают создание яркого, грамматически правильного текста, способного воздействовать на адресата.

Список литературы

1.                       Словарь синонимов русского языка/Авт.-сост. Ситникова М.А. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.