Грачева А.В.

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Религиозная метафора в представлении метафорического образа воздушной стихии в немецкой языковой картине мира

На протяжении долгого времени человечество рассматривало природу через призму мифологии, сказаний и легенд как некую мистическую, неконтролируемую силу. В частности, человек представлял природу в образе высших сил, так в культуре каждого народа есть упоминание Богов, имеющих облик тех природных стихий, которые они воплощали. Например, в германо-скандинавской мифологии присутствуют Боги воздушной стихии: Тор – Бог грома, бури; Фригга – Богиня воздуха; Сильфы – духи воздуха; Ньёрд – Бог ветра. Природные явления трактовались древними германцами как активность Богов или как их наказание за провинности человека.

Мифологическое представление воздушной стихии в образе Богов находит своё отражение и в современном мировидении человека. Представление воздушной стихии в образе высшей силы концептуализируется с помощью использования религиозных метафор.

Отметим, исследуя воздушную стихию как высшую силу, в качестве источника метафорической экспансии, мы рассматриваем помимо сферы «Бог» также сферу «Сатана» на том основании, что теология признает Сатану наравне с Богом верховным всемогущим существом, приносящим боль, страдания и стремящийся к приближению Апокалипсиса.

Образ Апокалипсиса принадлежит к религиозной картине мира и может рассматриваться как деяние Бога или Дьявола. Так, образ апокалипсиса присутствует в изображении масштаба проявления воздушной стихии, например: Oh, Mann! Das hat ja schon apokalyptische Ausmaβe. So heftigen Sturm hab ich noch nie erlebt (www.projektstarwars.de).

Религиозные метафоры в представлении образа воздушной стихии в немецкой языковой картине миры объективируют воздушную стихию как Божественную кару или происки Сатаны.

Поскольку действие воздушной стихии концептуализируется как Божественная кара людей за их грехи, целесообразно рассмотреть лексические единицы, репрезентирующие признак ‘суд Бога над человеком’, находящий своё вербальное воплощение в номинативных единицах: die Strafe, bestrafen, senden, Gottes Willen, das Gericht, die Urteil, die Aktion von Gott, die Botschaft Gottes, das Werk eines strafenden Gottes, Strafhandeln des Schöpfergottes, ein Zeichen Gottes и др.

Например: Ihr lebt jetzt in der Zeit des Göttlichen Gerichts. Die Sintflut, die Zerstörung der Städte durch Feuer, Stürme, die feindlichen Einfälle, die Plagen, die Seuchen, die Hungersnöte und andere Heimsuchungen wurden allen Völkern der Erde vorausverkündigt, damit ihr euch vorbereiten solltet und nicht überrascht würdet (www.das-dritte-testament.com).

In diesem Fall erscheint der Hurrikan wie ein Gottesurteil, der die Stadt Galveston bestraft, in der – wie uns Lansdale beschreibt – Verhältnisse wie in Sodom und Gomorrha herrschen (www.dradio.de).

Осмысление действия воздушной стихии с точки зрения суда Бога над человеком концептуализирует образ Бога как мстящего и жестоко карающего людей за их деяния. Актуализация признака ‘месть’ находит свою репрезентацию с помощью использования лексических единиц Rache, rachen.

Например: Dann sandte Gott eine gewaltigen Sturm und bedeckte alles mit gelbem, grauem Sande in einem Erdbeben. Dies war die Gottesrache für die Beleidigung. Es war ein Akt der Gerechtigkeit (www.menetekel.de).

Концептуализация действия воздушной стихии как наказание Бога предполагает также актуализацию признакапричина наказания’, который репрезентируют лексические единицы, указывающие различные грехи и неправомерные действия человека, например: unmoralische Lebensweise, Bedeutungsverlust der Ehe, gesetzliche Anerkennung homosexueller Partnerschaft, Sünde, Voodoo, sexuelle Ausschweifung, Sündenpfuhl и др.

Так, в своей исповеди епископ утверждает, что наказание человечества через стихию не что иное, как ответ Бога на утрату человечеством таких моральных ценностей как брак и любовь: Die Wassermassen, die vorige Woche in weiten Teilen von England und Wales schwere Verwüstungen anrichteten, sind nach Ansicht mehrerer führender Bischöfe der Kirche von England ein Resultat der unmoralischen Lebensweise der Menschen. Der “Sunday Telegraph” zitiert einen Bischof mit den Worten, Gott habe den Sturm als Antwort auf den Bedeutungsverlust der Ehe und die gesetzliche Anerkennung homosexueller Partnerschaften gesandt (www.allmystery.de).

Осмысление воздушной стихии с точки зрения действия Бога предполагает фокусировку внимания не только на не соблюдении заповедей человеком, но и на наказании Бога за отрицательные качества, в частности за наше легкомыслие и самоуверенность, что вербализуется при помощи лексических единиц Leichtsinn, Selbstbewußtsein, Übermut:

Например: Hurrikan Katrina vernichtet New Orleans. Gott bestraft die Menschen für ihren Übermut, Leichtsinn und ihr Selbstbewußtsein (www.spiegel.de).

Анализ языкового материала демонстрирует, что не всегда Бог предстает в качестве судьи над человеком и наказывает его за греховные поступки. Посредством метафорического изображения стихии как активности демонических сил оказывается возможным представить действие воздушных масс с точки зрения деятельности сатаны, демона, образ которых репрезентируют лексические единицы Satan, Teufel, Böse.

Например: Der Teufel schickt seine Boten: Hurricane ist geboren (de.songcoleta.com).

Orkane, Tornados, Erdbeben, Sturmfluten, Überschwemmungen, Fluten, Seuchen: der Satan verursacht ein großes Leiden, in dem er seine Wut auf die Erde schleudert (www.gott-ist-meine-kraft).

В рассмотренных метафорических номинациях концепта воздушной стихии источником метафоризации служит понятийная сфера «Высшие силы», репрезентирующая действия воздушных масс как Божественную кару или происки Сатаны.

Несмотря на не значительное количество источников концептуализации воздушных масс в образе высших сил, следует отметить важную роль религиозных метафор в представлении современного образа мира немецкого народа. Приписывание стихии характеристик высшего существа, у которого есть свой собственный, неподвластный человеку порядок вещей и ход событий, является архаичным представлением человека о силе природе, не утратившее своё значение и в современном восприятии окружающего мира, так как человечество не перестает испытывать страх и благоговение перед природой.

В рассмотренных метафорических номинациях, представляющих концептуальные метафоры со сферой-источником метафорического переноса «Высшие силы» акцентируются признаки разумной, карающей силы, причем образ карающего Бога является доминантным в представлении метафорического образа воздушной стихии в немецкой языковой картине мира. Религиозное обоснование действия воздушной стихии представляет собой важный источник концептуализации образа мира, поскольку религия является одним из важных факторов современного мировосприятия.