К.ф.н. Майндурова Р.М.

Дагестанский государственный университет, Россия

Разоблачение человеческих пороков в пьесе Г. Цадасы «Сапожник»

         В конце 1945 года Гамзат Цадаса пишет  искрометную комедию «Сапожник», стрелы которой направлены против несправедливости, существующей в человеческом обществе. Она о предприимчивости бедняка, которого любовь и несправедливость (из-за классового неравенства) заставили прибегнуть к хитрому воздействию на односельчан, используя против них их же невежество. Сюжет комедии о бедняке, побеждающем своим умом богатых царей, властелинов, издавна известен мировому фольклору и литературе. В комедии «Сапожник» Цадаса сталкивает силы добра и зла, справедливости и бесчеловечности, страстно защищая любовь, находчивость, ум, отвергая насилие, жадность, порок. В пьесе сопоставлены две группы людей. В одну группу входят бедные люди, но умные, находчивые. Им ничего не достается без труда и борьбы (Ислам, Тамари).

Другая группа – группа имущих людей (Султанбег, Баху), которым все достается легко, но нечестным, обманным путем, только отобрав у бедного и слабого. Представители второй группы недалекие и ленивые люди, способные только потреблять, но не производить.     Цадаса выражает симпатию людям труда. Все стрелы острой сатиры автор направляет на тех, кто ведет паразитический образ жизни.

         В центре пьесы бедный сапожник Ислам, полюбивший Меседу, дочь богатых родителей, которая отвечает ему взаимностью. Молодые и не мечтают о женитьбе, так как знают, что отец Меседу, богач Султанбек, никогда не даст согласия на их брак. Но в предопределенность судьбы вмешивается умная и решительная женщина, мать Ислама, Тамари – простая горская женщина, готовая на все ради счастья единственного сына. Мать вместе с сыном разрабатывают хитроумный план, который позволяет воспользоваться невежеством односельчан. Ислам исполняет роль ясновидящего шейха, меняет внешность и, войдя в роль, по ладоням односельчан вещает о том, что было и будет с ними; зная подробности их жизни, раскрывает тайны, разоблачает шарлатанов, выдающих себя за святых. Даже раскрывает несколько мнимых преступлений, подстроенных им же самим. И настолько искусно он сыграл эту роль, что поверили даже местные «святые»: Валиомар, Гусейндибир, Алигаджи, которые пришли в страшное волнение, когда «шейх» раскрыл, как они обманывали народ, обирали сирот, строили дома на общественных землях. Так велик их ужас перед разоблачением, что они умоляют шейха скрыть их грехи от людей и обязуются впредь вести богоугодную жизнь. 

         Шайхулислам: Ох, святоша, – говорит Ислам, делая вид будто гадает по руке знахаря Валиомара, – какая легкая рука. В самом деле, ты настоящий вали (святой). Сколько умирающих ты спас? Доктор для каждой болезни рекомендует соответствующее лекарство, а у тебя для всех одно – что для глаз, то и для живота, все из одной бутылки.                                

Шайхулислам: Правда ли то, что когда ты был дибиром аула, богач Шагвали построил себе дом?

          Гусейндибир: Да, мой великий. 

         Шайхулислам: Ты, оказывается, за жирного барана, разрешил ему построить дом на общественной земле. И теперь на тебе большой грех [1, с. 345]. 

         Услышав о знаменитом шейхе-провидце, приходят к нему и родители Меседу с жалобой на дочь, которая отказывается выйти замуж за состоятельного, избранного родителями жениха. Шейх пророчествует, что Меседу на роду написано выйти замуж за сапожника, человека бедного, но угодного Аллаху. 

         Шайхулислам: Ты знаешь, что скупой люд не учует и запаха рая. А сын Шахвали Анкалав (жених Меседу) очень жадный. Не следует из-за него отказываться от рая. Вы люди верующие, Богу угодные, вы оставьте это дело. 

         Баху: Наш великий! Разве мы должны отдать дочь за сына нашей служанки? 

         Шайхулислам: (подняв руки, кричит). О, великий Боже, прости эту женщину, не наказывай ее за нечаянно вырвавшиеся слова. Баху, бери скорей обратно эти слова, Аллах страшно разгневан! 

         Баху: (испугано плачет). Прости, Боже, сожалею, сожалею.

         Шайхулислам: Он и его мать Тамари – люди райской породы и ваше большое счастье, если вы породнитесь с ними.

         Султанбег и Баху: (в один голос) Мы следуем вашему совету. Укажите нам путь в рай, это наше единственное желание.

         Шайхулислам: Теперь вы сами отворили дверь в рай. Дайте сюда ваши руки. Именем Аллаха, согласны ли вы выдать свою дочь Меседу за моего тёзку, сына Тамари Ислама?   

         Султанбег и Баху: Да, наш великий, да [1, с. 350]. 

         В страхе провиниться перед Богом Султанбег благословляет брак влюбленных.             

         Вся комедия насыщена пословицами, поговорками, анекдотами, например: «снаряжающий лепешку талисманом, чтобы уберечь от мышей», «у которых сундук всегда опечатан, а карманы – под замком», «неумеющий говорить возьмите, только дайте», «услышав лай собаки, прячет хинкал, который не успел съесть» и т. д.    Это придает комедии экспрессию, способствуют созданию индивидуального портрета героев.

Таков сюжет и основная коллизия комедии. Но тема религии, борьбы с религиозным фанатизмом делает ее актуальной и злободневной и сегодня. После того, как комедия Г. Цадасы вышла в свет, автора стали упрекать, что он выступает против истинной религии, но на самом деле сатира Г. Цадасы направлена против тех ее служителей, которые, пользуясь наивностью, непросвещенностью граждан, обманывали их. Обличение духовенства – сквозная тема всего творчества писателя. Г. Цадаса настойчиво разоблачает ужас религиозного мракобесия, остроумно высмеивает шарлатанов, шейхов и знахарей.

         В произведении также находит отражение тема труда. Веселая комедия Г. Цадасы ставит серьезные проблемы уважения труда и трудового человека. Социальное положение не определяет умственные способности, нравственные качества человека, что демонстрируется в пьесе находчивостью и живым умом сапожника и его матери и тупостью богачей, над которыми автор недвусмысленно потешается. Автор прославляет красоту труженика, поет гимн благородству, доброте, уму.  

 

Литература:

1. Гамзат Цадаса. Собр. соч.: В 6 т. – Махачкала, 1989. – Т. 5.