Герасимова Ольга Юрьевна, канд. филос. наук

Кафедра философских, социально-экономических и гуманитарных дисциплин

Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки.

 

СОЦИАЛЬНОСТЬ И ЕЁ ДИНАМИКА

 

Понятие социального можно обозначить  через ряд синонимичных определений: общественное, коллективное, совместное. В данном ряду именно совместное следует считать основополагающим определением. Совместное – это то, что делается вместе и что в последствии становится общим, интерсубъективным. Но чтобы в последствии нечто стало общим, оно изначально должно быть индивидуальным, созданным единолично, и только потом направлено в совместное социальное пространство. Можно условно выделить индивидуальное социальное и коллективное социальное. Первое включает индивидуальное, личное творчество и собственную креативность. Второе – интерсубъективность культуры, т.е. достижения совместного бытия.

Носителем социального, безусловно, является  каждая личность, транслирующая некоторый опыт, приобретённый в контексте совместного существования. Данный опыт интегрируется в социальное пространство и постепенно становится интерсубъективным. При этом проявляется активность, деятельность, энергийность каждого субъекта социального пространства.

Таким образом, индивиды осуществляют динамику и обновляют не только энергетику социальности, но и ее формы [1].

На этом акцен­тирует внимание Энтони Гидденс в своей концепции структурации структуры. Он так характеризует ее смысл: «Говоря о том, что  структура представляет собой "вир­туальный порядок" отношений преобразования, мы под­разумеваем, что социальные системы, как воспроизво­димые социальные практики, обладают не "структура­ми", но "структуральными свойствами", а структура как образец социальных отношений, существующий в опре­деленное время и в определенном пространстве, прояв­ляется посредством подобных практик и как память фик­сирует направление поведения компетентных субъектов деятельности» [3, С. 70].

Деятельность – это единственный способ становления не только личности, но и социальной действительности. Активность человека, направленная на объективную реальность, непременно отражается и в субъективной реальности, т.е. преображая мир, человек преображается сам. Он становится носителем социальных черт и качеств, а равно и субъектом культуры.

Субъекты культуры  всегда имеют вектор своей активности, который может носить конструктивное или деструктивное начало. Но в любом случае, социальность воспроизводится.

 «Отметим и то, что речь идет уже не о лич­ности и обществе, не об индивиде и социальности, а о том, как общество воспроизводится, как социальность реализуется в динамике бытия человеческих индивидов» [3, С.71].

Основной план социальной реальности воспроизводят взаимо­действующие индивиды, поскольку формы социальности реализуются и обновляются посредством их активности как внешней так и внутренней.

Взаимодействующие субъекты  могут быть представлены не только индивидуально, но и коллективно.

 «Это — субъекты, аккумулирующие в себе энергию и организованность социальных общностей, отраслей деятельности, познавательных дисциплин, ис­пользующие их средства и ресурсы, утверждающие их субъективность и эгоизм. В пределе — это социальные машины, не только занимающие важные позиции в со­циальном пространстве, но и воспроизводящие это про­странство, онтологизирующие свои модели и инстру­менты, формирующие предметность социального бытия и типы поведения самих людей» [3, С. 97].

Социальная реальность сохраняется, воспроизводится и  имеет динамику своего развития, потому что она противостоит и ограничивает бездействие  инертных структур и «меха­низмов». Это происходит благодаря  активности, энергийности и действиям самих индивидов. Энергия социального бытия представлена разными видами аутентичности личностей, участвующих в социальных действиях и взаимодействиях. Индивидуальность, креативность, самость – основные характеристики социального бытия, представленного конкретными индивидами.

«Самобытность людей и человеческих вещей обра­зуется из постоянно возобнавляющейся «ткани» соци­ального процесса. Она оказывается предметностью не столько телесности и вещественности, сколько процес­са и деятельности» [3, С. 101].

Аутентичность каждой личности выступает основополагающим условием динамики  развития социума, поэтому социальная самобытность может быть понята как вопроизводимость социальных связей в конкретном социокультурном пространстве и времени.

Явление социального воспроизводства указывает  на то, что индивиды выполняют определенные функции,  которые являются элементами жизни людей, сохраняются и трансформируются в актах их деятельности и в итоге зависят от конкретного содержания человеческих взаимодействий, где ведущая роль принадлежит личности. Именно личность своей индивидуальной бытийностью задаёт энергетику форм совместного бытия в различных формах и конфигурациях социальных систем [2,4].

Деятельность формирует социальный процесс, который выражается в многочисленном разнообразии динамических схем самореализации индивидов. Именно деятельность людей характеризует динамику социального бытия.

 Деятельность  представляет собой динамическую систему активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе чего субъект целенаправленно воздействует на объект, и в результате удовлетворяет свои потребности. Деятельность помогает осуществить обследование внешнего мира и сформировать образ ситуации для осуществления имеющейся задачи. Согласно А. Н. Леонтьеву, деятельность — форма активности, которая побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида [5].

Потребность не переживается как таковая — она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом — фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, потребность опредмечивается — как потребность в чем-то конкретном, а не «вообще», — и становится мотивом, который может и осознаваться. Именно теперь можно говорить о деятельности. Она соотносится с мотивом: мотив — то, ради чего совершается деятельность, а деятельность-совокупность действий, которые вызываются мотивом. Итак, деятельность-совокупность действий, вызываемых мотивом. Единицей  анализа деятельности выступает действие [6].

Таким образом, динамика социальной реальности воспроизводится  через множество разнообразных действий индивидов, слагающих социальную материю.

Социальная материя, как и все другие её формы, обладает модусом движения, причём движение может носить как конструктивную направленность так и деструктивную. Отрицательные или положительные моменты,  опять же,  складываются через действия индивидов, что, в свою очередь, определяет функционирование  социальной системы в целом.

Можно выделить основные социальные институты и по ним попытаться проанализировать векторы движения социальной материи.

Различают 4 сферы жизнедеятельности общества, в каждую из которых входят различные общественные институты.

Экономическая — отношения в процессе производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: частная собственность, рынок и рыночная конкуренция.

Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.

Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии, СМИ.

Духовная — отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, науки, театры, музеи.

Социальный институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди по одиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.

Социальный институт  — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей (например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования), это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определённых норм, правил.

Социальные институты   несут в себе диалектику социального бытия через свои функции и дисфункции

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. 

Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.

Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.

Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счёт нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность [7].

Для конструктивной и прогрессивной динамики социальной системы необходимы постоянные напряжения всех носителей социального бытия. Невозможно переадресовать или переложить свою нагрузку и ответственность на кого-то другого. Каждый человек должен быть ответственным  субъектом культуры. Только при таком положении вещей можно избежать системного социального кризиса, и двигаться по направлению к гармоничному развитию человека и общества.

. «Устойчивость и стабиль­ность требуют постоянной работы, ежедневных усилий» [3, С.109].

Для сохранения и воспроизводства конструктивной социальной реальности необходимы коллективные усилия всех членов сообщества, их постоянные действия и взаимодействия, обеспечивающие возможности для максимальной самореализации личности, а значит для воспроизводства и трансляции социальности.

«В истории действуют не отдельный индивид и не отдельные индивиды; а совокупности и «ансамбли» лю­дей, взаимообусловленных реализацией сил и способностей» [3, С. 110].

Социальное пространство формирует интерсубъективность  культуры, что делает принципиально открытым и непредопределённым  бытие человека, которое разворачивается через механизм самореализации  личности в обществе.

«Самореализация человеческого индивида осуществ­ляется в разнообразных связях его с другими людьми и их опытом, и эти связи оказываются формами отноше­ний индивида к самому себе, средствами преодоления          им своей ограниченности» [3, С. 116].

Совместность человеческого существования предоставляет каждому множество преимуществ перед единичным и замкнутым бытием. Связь с социальной средой, и социальность как свойство личности даёт неограниченное динамическое множество потенциальных возможностей и средств как для собственного становления, так и для самореализации других. Возникает «поли­фоническая сложность социальной динамики, сочетающая разные формы освоения действительности» [3, С. 118].

Список литературы

 

1.     Бурдье П. Структуры, habitus, практики // Современная социальная теория : Бурдье, Гидденс, Хабермас.  Новосибирск :НГУ, 1995. 120 с.

2.     Кемеров В.Е.  Современный философский словарь. Лондон: ПАНПРИНТ, 1998. 1064 с.

3.     Кемеров В.Е. Общество, социальность, полисубъектность. М.: Академический Проект, 2012. 252 с.

4.     Латур Б Об интеробъективности // Социология вещей Сб. статей, М.  Издательский дом «Территория будущего», 2006

5.     Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2005 .52 с.

6.     Психологический словарь: статья: Деятельность  [Электронный ресурс] URL: http://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/index.htm   (дата обращения: 10.05.2012).

7.     Свободная энциклопедия – Векипедия: статья Социальный институт [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 10.05.2012).