Философия.
Философия культуры
Базюлькина О.Д.
Московский государственный лингвистический университет, Россия
К вопросу о типологии японских праздников
С точки зрения
культурологического анализа один из основных критериев типологизации праздников
связан с определением, в каком социокультурном пространстве реализуется
праздник, кто празднует, в какой общности отмечается праздник и как праздник
связан со своим происхождением, структурой, функционированием, изменениями.
Наиболее распространенная система деления праздников основана на принципе
распределения его по временам года, сезонам. Широкое распространение получило
деление праздников на религиозные и нерелигиозные.
Японские этнографы
делят японские праздники по временам года, следовательно, в широком смысле
японские праздники делятся на 4 группы: весенние, летние, осенние и зимние.
Наряду со временем
– важной категорией, с помощью которой можно упорядочить праздники, важна связь
праздника с определенной территорией, его пространственная масштабность. Если
представить распространенность праздника в виде карты, можно найти на ней
местные, локальные, региональные, национальные, государственные и международные
праздники.
Среди большого
числа праздников в Японии, можно выделить следующую обособленную группу
праздников – государственные праздники – нерабочие дни календаря.
Государственные
праздники в Японии являются днями отдыха в стране и насчитывают 14 дней, среди
которых: Новый год, День совершеннолетия, День основания государства, День
зелени, Первое мая, День Конституции, 4 мая – государственный праздник
(объявлен государственным праздником, чтобы не нарушать неделю), День детей,
День моря, День уважения к пожилым, День спорта, День культуры, День
благодарения труду, День рождения императора.
Далее по своему
происхождению следует выделить две группы праздников, отмечаемых в Японии:
заимствованные праздники, а также японские традиционные праздники.
Первая группа
праздников – праздники, заимствованные из Европейских стран. Среди этих
праздников, можно назвать Рождество, Хэллоуин и т.д. Несмотря на огромную
популярность Рождества, японцы не рассматривают этот праздник как религиозный в
полном смысле этого слова, для японских коммерсантов это способ заработать
деньги, продав всевозможные рождественские сувениры и подарки, для простых
обывателей это повод собраться вместе и весело провести время.
Традиционные
японские праздники можно разделить на общенациональные и локальные, то есть
местные праздники. Общенациональные праздники носят название гё:дзи 行事, но общенациональными можно назвать и некоторые мацури 祭りсинтоистского
или синто-буддийского характера, крупномасштабно отмечаемые всей страной в один
или тот же день, либо в определенный сезонный период, например праздник Обон お盆– праздник поминовения усопших. Иногда
этот праздник называют Обон-но-гё:дзи お盆の行事, иногда Обон мацури お盆祭り.
Местные праздники
«мацури», которые в западной традиции
называют «фестивали», как правило, синтоистские либо являются синтезом
синто-буддийского религиозного культа. Они прикреплены к определенному району и
празднуются именно в данном месте, то есть являются своего рода единственными и
неповторимыми и включают праздники, посвященные историческим событиям,
сельскохозяйственному календарю, божеству данного региона. Как правило, «мацури» – древние японские
праздники и своими корнями уходят в японскую мифологию и космологию. Таким
образом, местные праздники возникли из разного рода обрядов, призванных помочь
человеку выжить в этом мире, помочь собрать урожай, отражая тем самым значение
плодородия земли и способствовать сплочению японского народа. И действительно
во время таких празднеств японцы, словно завороженные выходят на улицу и
танцуют священные для данной местности танцы, создавая праздничный шум мацури саваги 祭り騒ぎ. В большинстве случаев в основе таких обычаев и обрядов
лежат три основных момента: земледельческие работы, поклонение обожествленным
силам природы и культ предков. Но есть также мацури, посвященные детям, историческим событиям и т.д.
Типология традиционных японских праздников
Наибольший интерес
вызывают традиционные японские праздники, в число которых входит
общенациональные и локальные мацури.
Следовательно, все мацури делятся на
два вида, те, которые празднуются на общенациональном уровне всей страной в
какой-то один определенный день или же на протяжении определенного временного
отрезка; а также празднества, прикрепленные к определенной местности и
существующие лишь в ней, у каждого района, при каждом храме свои, различные
празднества, единственные и неповторимые.
Среди
общенациональных мацури можно назвать
следующие празднества: 3 марта – Хина мацури 雛祭り(Праздник кукол), 8 апреля – Хана мацури花祭り (Праздник цветов), 7 июля – Танабата 七夕(Праздник звезд), 21 марта (в високосный год 20 марта) –
Сюмбун-но хи 春分の日(День весеннего равноденствия), 23 сентября (в високосный год
24 сентября) – Сюбун-но хи 秋分の日(День осеннего равноденствия), с 13 по 15 июля, в некоторых
районах 13-16 августа – Обон お盆(День поминовения усопших), 3 либо 4
февраля – Сэцубун
節分– («водораздел сезонов») и многие
другие.
Локальных мацури насчитывают огромное множество,
так как в одной префектуре может существовать большое число только ей присущих
праздников, тогда как в другой префектуре существуют свои празднества, и они
могут быть непохожи ни на один другой мацури.
Таким образом, нет возможности точно сосчитать все локальные праздники Японии.
Среди локальных мацури наиболее
популярные: 16-24 июля – Гион мацури 祇園祭(по
названию квартала в Киото), 15 мая – Аой мацури 葵祭(Праздник мальвы), 17-18 мая – Сэннин
гёрэцу 千人行列(Процессия тысячи лиц), 22 октября – Дзидай мацури 時代祭り(Процессия веков) и многие другие.
Далее,
классифицируя локальные мацури, мы будем руководствоваться их тематикой.
Выделяются праздники, посвященные земледелию, праздники, основой которой стал
культ природы, детские праздники, исторические праздники, праздники, связанные
с культом предков, сезонные праздники.
Типология локальных мацури
На наш взгляд, не существует одной и единственной
верной типологии праздников мацури,
поскольку каждая из них рассматривает объект лишь с определенной стороны в
зависимости от специфики исследования. Любая типология опирается, прежде всего,
на выбор критериев, по которым она будет осуществляться. Можно выделить как
одно, так и несколько оснований для группировки тех или иных явлений. Эти
критерии могут быть самыми различными.
Литература:
1 Жигульский К. Праздник и
культура: Праздники новые и старые. Размышления социолога. - М.: Прогресс,
1985. – 336 с.
2 Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год М.,
Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. – 264 стр.
3 Маркарьян С.Б., Молодякова Э.В. Праздники в Японии, М.:Наука. Главная
редакция восточной литературы, 1990. – 248 с.
4 Молодякова Э.В. «Синтоистские праздники» с. 469-509// Синто – путь
японских богов: в 2 т. Т. I. Очерки по истории синто. СПб.: Гиперион, 2002. –
704 с
5 1. Синто – путь японских богов: В 2
т. Т1. Очерки по истории синто. СПб.:, Гиперион, 2002. – 704 с.