К ВОПРОСУ КОМПОЗИЦИИ

В ИСКУССТВЕ ДИЗАЙНА.

 

 

К. Т. Даглдиян

 

       Ростовский педагогический институт Южного Федерального университета

доцент кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства

 

 

Современная действительность, требуя определённого обновления и привнесения  новизны в культуру быта, ставит перед специалистами дизайна и прикладного искусства разнообразные, достаточно сложные, и в определённой мере, противоречивые задачи. При этом противоречивость, возникающая диалектически, иногда сбивает некоторых педагогов с толку и вносит путаницу в оценке общепринятых и устоявшихся методов художественно - педагогической работы. Отдельные педагоги, не охватывая всей суммы стоящих перед ними задач и не сопоставляя всех составных частей и требований современной педагогики изобразительного искусства, идут по пути поиска, так называемых, «новейших методов» обучения, которые должны с помощью новых эффективных приёмов резко интенсифицировать, ускорить,  «осовременить»  процесс обучения и привести его к желаемому результату. В сложившейся новой обстановке   педагогу изобразительного искусства очень важно хорошо себе представлять и понимать, почему и насколько затронули перемены в общественно-экономическом строе страны само художественное образование.

Специфика профессиональной подготовки художников дизайна требует от преподавателя высокого уровня образовательных факторов и самостоятельной, активной творческой работы в данной специальности. Однако многое зависит и от самого контингента обучающихся. В условиях весьма ограниченного количества учебных часов отводимых на практические занятия и недостаточно хорошо оборудованных аудиториях становится все сложнее воспитывать будущих специалистов. Надо отметить так же и слабую до вузовскую подготовку студентов, а не редко - и полное ее отсутствие.

Повышенный, обостренный интерес к новому, современному, творческой активности высокая квалификация художника обеспечивает успешную деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства и дизайна. В то же время изменения, происходящие в сознании подавляющего большинства членов нашего общества в сторону повышенной требовательности и вкуса возлагает на специалистов дизайна и декоративно-прикладного искусства повышенную ответственность за результат их творчества, требует постоянного приближения к запросам окружающей жизни, заставляет откликаться на все ее изменения.

Творческая активность связана с эмоциональной возбудимостью и предполагает, в некоторой степени, повышенную впечатлительность, некоторую порывистость в анализе и принятии тех или иных решений в творческой задаче.

Методические приёмы  для решения этой педагогической задачи:

   - ставить   перед  студентами несколько учебных задач, соответствующих их общей и специальной подготовке, и предлагать найти художественное решение этим задачам, опираясь только на уже накопленные навыки решения подобных проблемных задач. Заострить внимание студентов на значительно большей подвижности их художественного мышления при решении новых задач с помощью накопленных «проблемных знаний»;

  - включать в обучение многоступенчатые задания для формирования у студентов навыков переноса решения из одних условий в другие с одновременным повышением креативной роли учебных заданий. 

В целях постоянного профессионального роста в сочетании с развитием творческой активности будущих художников-дизайнеров исключительно важно не только передать им  определённую сумму знаний, умений и автоматических навыков, но и приучить их к желанию и умению самостоятельно приобретать и умножать новые знания и умения, получая их как из учебного материала, и образцов изобразительного искусства, так и из объектов дизайна в окружающей жизни.

Чтобы поддерживать и развивать творческую активность студентов, необходимо вырабатывать у них стремление самостоятельного решения проблемных вопросов, возникающих при дизайнерском планировании и проектировании. В этом случае  у студентов к концу обучения накопится достаточный запас, так называемых, «проблемных знаний и навыков», основанных на творческом умении и желании самостоятельно решать проблемные художественные вопросы. Выработать у них постоянное заострение внимания на проблеме специфичности декоративной композиции, оригинальности, новизны решения композиционных задач.

Важное значение в воспитании творческого мышления на занятиях по декоративной композиции имеют следующие методы:

1. Словесный метод дает возможность формирования теоретических знаний в области декоративной композиции, практические навыки развиваются в течение занятий. Словесный метод выполняет так же диагностическую функцию, позволяет выявлять проблемы в выполняемых работах, устраняет ошибки студентов.

2. Наглядный метод  позволяет преподавателю демонстрировать личный творческий опыт, показывать на практике возможные приемы и указать на вариативность решения проблем.

3. Практический метод является основным в процессе воспитания творческого мышления у студентов. Выполнение работы под руководством опытного преподавателя – профессионала – гарантия успеха. Обучающий эксперимент по этой методике должен показывать эффективность данной теории по развитию у студентов творческого мышления и практических навыков.

Важным условием качественного образования и высокого уровня выполняемых работ по декоративно-прикладному искусству и дизайну является:

1.                     Формирование специфических качеств творческого мышления.

2.                     Интегрирование эстетических дисциплин, таких как: поэзия, музыка, архитектура и т.д. в общую культуру развития будущих специалистов.

3.                     Приобретение профессиональных навыков в изобразительной практике при длительной тренировке в процессе учебы.

Опыт, накопленный многими поколениями художников, свидетельствует о том, что становление профессиональных качеств и формирования творческого мышления возможен только при длительной изобразительной практике, когда занятиям отводится большое количество учебного времени.

Таким образом, даже краткий обзор основных направлений и проблем нового мышления показывает, что привнесение его элементов в методику дизайна и изобразительного искусства – это ни что иное, как креативный процесс проникновения в неё новых и обновления старых решений в процессе  обучения, связанный с закономерным преодолением возникающих диалектических противоречий и заставляющий творческих педагогов находиться в постоянном поиске новых идей для их разрешения. Конечной целью использования элементов в методике преподавания дизайна является  формирование художника нового типа, способного вместе с высокой профессиональной подготовкой сочетать в себе гармоничного, всесторонне развитого и образованного человека.  

В условиях созидательной конкуренции во всех сферах общественной жизни – в науке, технике и искусстве, наиболее успешными и нужными обществу становятся специалисты творческих профессий - деятельные и инициативные, сознательно и профессионально воспринимающие  и отражающие в своём творчестве требования окружающей действительности. Дополнительно к этим качествам работники культуры и искусства должны постоянно изучать и использовать в своём творчестве передовые технологии и всё новые и новые достижения науки и техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Высотский Л.С. Психология искусства. Феникс, Ростов-на-Дону, 1998.

2. Декоративное искусство. Изд. Академии художеств СССР, М., 1972.

3. Кузин В.С. Вопросы изобразительного творчества. Искусство, М., 1971

4. Каплонова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. Просвещение, М., 1981.

5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. Просвещение, М., 1981.

6. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию (хрестоматия под ред. Комаровой Т.С.)., Просвещение, М., 1985.

7. Шорохов Е.В. Композиция. Просвещение, М., 1986

 

 

Даглдиян Калуст Тигранович

Ростовский педагогический институт Южного Федерального университета

доцент кафедры Дизайна и декоративно-прикладного искусства факультета изобразительного искусства.

Член Союза художников России.

г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский 124/5, кв. 103.

дом. тел. 292 78 71