Скляр В.В., Краснодар

Культура и духовность

Культура и духовность – это фундаментальные характеристики человеческого бытия, каждая из которых по-своему определяет динамику самоорганизации нашего общежития. Кроме людей в культуре, как и в духовности, задействованы определённые структуры, обеспечивающие эффективное и, по возможности, бесконфликтное взаимодействие всех и каждого во всём обществе. Из этих структур основными являются: 1) «ценности», 2) средства и способы (технологии) деятельности (поведения и поступков) субъектов социальных действий в ситуационно-типических обстоятельствах образа жизни, 3) институты и 4) знаково-информационные системы общения.

Ценности – это идеи и идеалы, образцы и принципы… Они вырастают из социально и психологически важных оценок действительности с позиций потребностей и интересов групп и личностей. Ценности становятся побудительными силами и требованиями, обращёнными человечеством к человеку. Ценности проявляют себя как нормы и определяют для нас «что такое хорошо и что такое плохо».

В ценностях всегда присутствует общеобязательность и важный для жизни в обществе аспект абсолютности норм, обусловленный их ориентацией и значимостью, К ценностям, к примеру, относятся «патриотизм», «любовь», «долг», «ответственность». И, что важно, они задают нам перспективу, так или иначе связанную с духовностью. И здесь нет безусловного порабощения личности приходящим извне, т.к. ценности практически ориентированы и должны приносить успех, соединяться с результативностью. Изменение общественных отношений сдувает их, как дым, как утренний туман; но если общество на подъёме, ценности достаточно эффективны.

Технологии – это характерные для конкретных обществ, групп или личностей процедуры, способы, средства и приёмы обеспечения жизнедеятельности. Технологии могут быть разведены по двум типам. Первые обозначим как «технологии делания». Они характерны для производственных целей и, будучи направлены на преобразование природы, как бы налагаются на нашу деятельность извне (их проводниками служат орудия и средства труда). Вторые, назовём их «технологиями действования», в чистом виде проявляются в общении, служат способом не внешней, но внутренней регуляции. Они регулируются во взаимодействии людей как членов общества и помогают вводить личностный аспект в общую, определяемую в основном, производством родовую жизнь человека и человечества.

В найденном единстве двух типов технологий проявляется культура, как в виде объективных условий («делание»), так и в качестве субъективного фактора («действование»), сочетающих устойчивость культурообразующих процессов с целенаправленными изменениями в истории. В обществе это совершается с помощью т.н. институтов, которые обозначают: а) определённые организационные формы взаимодействия в обществе (институт частной собственности, семьи и брака); б) учреждения, материально обеспечивающие взаимодействия (парламент или муниципалитет, ЗАГС и т.п.); в) группы лиц, выполняющих важные функции в обществе (армия, церковь, коллективы, обеспечивающие собственной деятельностью устойчивость и направленность социальной жизни). Думается, что именно «институты» несут в себе единство объективного и субъективного; они объединяют ценности и технологии в относительно непротиворечивую целостность, потрясаемую время от времени импульсами, идущими из образа жизни и социальных изменений.

Выделение ценностей и технологий как принудительных, в известном смысле, регуляторов жизнедеятельности человека в обществе, приводит нас к осознанию организующей роли в культуре такого её пласта, как образцы и нормы (они, по своей сути, технологично-ценностны), стоящие за плечами каждого человека как обязательный ресурс культурной деятельности. Образцы и нормы, совмещённые в сознании личности с полем их приложения, делают культуру знаковой системой. Этот аспект культуры называется семиотическим (семиотика – наука о языке, знаках, значениях и символах). Ценностно-технологическое поле культуры выступает, тем самым, в виде системной связи и может рассматриваться как текст для прочтения, использования и интерпретации. Так в культуре оформляются как бы уже готовые для использования блоки информации, реализующиеся в виде программ поведения и понимания происходящего.

Воспроизведённая здесь модель культуры во всех своих структурных составляющих содержит духовность, расширяющих её до пределов возможностей и вводящих в настоящее перспективность желанного будущего.

Только в единстве с ней культура способна реализовать свою основную функцию в социуме – осуществлять инновационное предвосхищение непредвиденных, не во всём типических, ситуаций в нашем образе жизни и предрешение нового поведения посредством свободного выбора собственных возможностей человека как личности.

В этом своём культурообразующем качестве духовность возвышает и облагораживает собой многообразную жизнь людей, вносит в горизонталь утилитарной повседневности своеобразную вертикаль стремления «за горизонт», формулирует смыслы жизни человеческого существования в Истине, Добре и Красоте.

Системно «духовность» на уровне личности состоит из логического, эмоционально-чувственного, ценностного и поведенчески-технологического компонентов. Она объективирована также и в институтах и, безусловно, в информационно-знаковых семиотических пространствах общения и коммуникаций. И, что характерно, во многом духовность не ограничивается заимствованиями из уже сложившейся культуры, но вносится в человеческое общежитие творческими личностями, остро ощущающими экзистенциальный разрыв между сущим и должным в собственной духовности.

В таком случае резко возрастает роль эмоций в образе жизни, расшатывающих стереотипы старой культуры, что подготавливает через рефлексию, трансцендирование и коммуникацию замену её новой культурой через компромисс или конфликт.

Как правило, развитие происходит сначала в духовности, затем в культуре и, наконец, в образе жизни.

Литература:

1.                     Скляр В.В. Духовность как феномен культуры //Философские науки, 2011, №2, с. 71-82

2.                     Скляр В.В. Философия старая как мир и вечно молодая духовность. Краснодар, 2006, - 498 с.

3.                     Скляр В.В. Культурология. Краснодар, 1995, - 200 с.

 

Скляр   Василий  Васильевич,  кандидат

философских наук,  профессор  кафедры

философии Кубанского государственного

аграрного университета