Кладько Н.А., Краснодар

Проблема бессознательного в истории культуры

Учение о бессознательном, теоретически осмысленное Э.Гартманом в связи с философией Шопенгауэра и Шеллинга, было превращено Фрейдом в психоанализ, как совокупность мировоззренческих установок и прикладных медицинских процедур, призванных стать духовным освобождением от всех душевных болезней, конфликтов в человеке и противоречий в современном обществе и, вообще, в роде человеческом.

В медицине он стал продолжателем-новатором практики лечения неврозов средствами осознания внутренних конфликтов личности с помощью врача.

Никогда полностью не осознаваемая психическая составляющая жизни человечества с глубокой древности давала знать о себе в культурах и помыслах, символах и загадочных явлениях «сверхъестественного». Целители древности выработали медико-магические процедуры умиротворения вспышек безумия, массовых психозов, лечения множества болезней с помощью того, что в наше время называется психотерапией, а раньше было прерогативой религиозной веры.

Религиозная вера и стремление к спасению души – мощнейшая жизненная мотивация, сопровождаемая глубочайшими личностными переживаниями, которые так или иначе управляются в оцерковлённой жизни высшими ценностями и воплощающими их в ореоле святости т.н. харизматическими учителями праведности. А если жизнь эта экзистенциально-нормативно полна любви или страха божия, то она возможна только глубочайшим внутренним переворотом в ценностях и способах отношения к себе и другим.

Используемые ими духовные практики, пришедшие к нам из истории становления человечества, породили те общераспространённые универсалии духовности, которые в конкретно-исторических формах сознания и бессознательного сохранились и сегодня. Ведь «бессознательное» не есть нечто природно-наглядное и самоочевидное даже в своей «невыразимости». Оно имеет топонимику и смыслонесущие принципы интерпретации как толкования чего-то символического, доступного если не прямому, то косвенному пониманию и герменевтическому постижению. Однако, всё наше объяснение бессознательного с любой самой новейшей точки зрения лишь предугадывается культурой и идущими на шаг-другой впереди неё первооткрывателями-талантами и гениями.

Именно такими и были первооткрыватели ведущей роли бессознательного в культуре и мотивации жизнедеятельности человека – З. Фрейд и К.Г. Юнг. К отцам-основателям динамического подхода к проблеме бессознательного, акцентирующего исследовательский интерес на никогда не прекращающемся конфликте между глубинными несознаваемыми влечениями и поведением людей, относится, прежде всего З. Фрейд с последователями и отступниками, среди последних наиболее известен К.Г. Юнг. Они стали героической эмоционально-интеллектуальной школой, сломавшей господствовавшее ранее представление о человеке как, в принципе, знающем себя существе, осознающемся в устойчивых и неизменных формах ощущений, восприятий, представлений, рассудка и разума. Их творческое воображение шло дальше фактов и стало своеобразной идеологией, убедительность которой в общественном мнении основывалась, в очень большой степени, на научной методологии и, особенно для Фрейда, на рационалистической аргументации.

«Бессознательное», трудами различных психоаналитических школ, стало представляться в ХХ веке самой обширной и содержательной частью психики, определяющей не только индивидуальную и коллективную мотивацию поведения, но и социокультурные процессы человечества в целом. Среди неосознаваемых, но действенных детерминант жизнедеятельности людей называются сегодня генетические; связанные с работой мозга речевыми и смысловыми программами переработки информации; экономические, идеологические и мировоззренческие; соединяющие человека с космосом – трансцендентальные, и, наконец, т.н. особые состояния (гипноз и самовнушение, медитация и интерпретация сновидений). Важное место по своей оздоровительно-терапевтической значимости занимают в этом ряду религия, мистика, ритуалы и мифы, в том числе и современные, соединяющие культуру с иррациональным в человеке и человечестве.

В культуре «бессознательное», в своей явной или кажущейся иррациональности, и сегодня остаётся бесконечным по сущности резервом приращения в человеке-личности не только практически ориентированного знания, но и средством углубления творческой мотивации до пределов Вечности в креативном и инновационном поведении и поступках.

Литература:

1.                    Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. Харьков-М., 2000

2.                    Фрейд З. Неудовлетворённость культурой. М., 1990

3.                    Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Львов-М., 1998

 

Кладько Нона Антоновна,  кандидат

культурологи,    доцент       кафедры

педагогики   и  психологии   Красно-

дарского государственного универси-

тета культуры и искусств