Политология/10.
Региональные политические процессы
Герман М.В.
Многопрофильный колледж Северо-Казахстанский государственный университет
им.М.Козыбаева, Казахстан
Религиозный
экстремизм в Казахстане: миф или реальность
Термин «религиозный экстремизм» не
имеет четких правовых «границ», и как политический экстремизм, действует в
пределах религиозных догм. Ни одна мировая религия на доктринальной основе не
призывает к насилию. Однако при всей абстрактности и двусмысленности
религиозных текстов, в определенных условиях религия считает насилие возможным,
оправданным и даже необходимым.
Религиозный экстремизм возможно определить как использование религиозного
лозунга для реализации политических интересов методами насилия, игнорирующими
государственное и международное право. Зачастую он используется в политических
целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за
утверждение власти представителей одной из конфессий.
По официальным данным, в Казахстане функционируют около 3,5 тыс.
религиозных объединений, представляющих более 46 конфессий и течений. По стране
зарегистрировано 2182 культовых сооружения.
На сегодняшний день в стране официально запрещена деятельность таких
экстремистских и террористических организаций как «Аль-Каида», «Исламское
движение Узбекистана», «Исламская партия Восточного Туркестана», «Курдский
народный конгресс», «Асбат-аль-Ансар», «Братья мусульмане», движения «Талибан»,
«Боз Гурд», «Джамаат моджахедов Центральной Азии», «Лашкар-е Тайиба», «Общество
социальных реформ», «Организация освобождения Восточного Туркестана», «АУМ
Синрикё» и «Хизбут-Тахрир».
А тем временем на сегодняшний день в Казахстане наиболее активно
действующей экстремистской организацией (РЭО) является «Хизбут-Тахрир». При
этом, если до 2004 года зоной ее
основного влияния были преимущественно южные регионы, то с 2005 года
наблюдается интенсивное распространение экстремистской идеологии по всей
республике. Сторонники религиозно-экстремистской партии все больше вовлекают
граждан нашей страны в свои ряды. Участились факты распространения литературы
экстремистского содержания. Наблюдаются попытки проведения «даватов»
(проповедей) лидерами религиозно-экстремистской партии, в среде лиц, отбывающих
наказание в пенитенциарных учреждениях страны, которые после выхода на свободу
пополняют ряды сторонников этих организаций.
К числу распространенных в стране РЭО можно причислить также «Таблиг-е
Джамаат». В последнее время как следствие равнодушия со стороны властей
наблюдается стремительный рост численности адептов данной организации. В работе
по расширению своих рядов главари этой структуры делают ставку на мигрантов,
прибывающих в Казахстан. Указанной категории лиц даются обещания о более
выгодных условиях трудоустройства, защита от произвола местных оргпреступных
группировок и коррумпированных сотрудников правоохранительных органов.
Причины
возникновения религиозного экстремизма:
1. указывается
деятельность зарубежных миссионеров;
2. отсутствие
правовых аспектов урегулирования межрелигиозных конфликтов в Казахстане;
3. полное бездействие действующих властей;
4. религиозная безграмотность населения.
Факторы
способствующие возникновению религиозного экстремизма:
1. снижение
жизненного уровня населения;
2. прогрессирующая
безработица.
Факторы, которые не позволяют развивать религиозным экстремизмом:
1. традиционный ислам среди титульной нации не
имеет глубоких корней и является больше историко-культурным фоном;
2. сложившийся определенный менталитет населения Казахстана позволяет
говорить о толерантном отношении ко всем религиозным объединениям;
3. среди населения Республики отсутствуют многочисленные группы, способные
стать носителями экстремизма;
4. существует контроль со стороны государства за деятельностью религиозных
объединений, который во многих случаях не позволяет религиозным объединениям
проводить открытую пропаганду своих воззрений или учений.
В настоящее время в отношении ограничения проникновения религиозного
экстремизма на государственном уровне проводится комплекс мер, направленных на
регулирование деятельности конфессий и сект, проведение профилактических
мероприятий по выявлению незаконно действующих представителей тех или иных
религиозных объединений, а также на выявление и локализацию источников
распространения литературы религиозной направленности, в которой
пропагандируется насильственное изменение конституционного строя.
Литература:
1.Володина
Н.В. Особенности экстремизма на религиозной почве // Безопасность Евразии. -№3.
-С. 56.
2.Документы Екатеринбургской конференции
«Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма» //
www.iriney.ru/document/018.htm.
3.Закон
Республики Казахстан №31-III ЗРК «О противодействии экстремизму» 18 февраля
2005 г.
4.Кадиева
A.M. Сущность и классификация экстремизма // Гуманитарные и
социально-экономические науки. - 2007. -№3. -С. 27-30.
5.Кадиева
A.M. К вопросу о сущности религиозного экстремизма // Религиоведение. - 2007.
-№4. -С. 127-137.