ОСНОВЫ МУСУЛЬМАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА В ИСЛАМЕ

 

Брак считается прочной основой семьи, а семья, в свою очередь, - важнейшим элементом социальной структуры общества. Престиж семейного человека очень высок в общественном сознании.

В мусульманском обществе брак, сопровождающийся рождением детей, является религиозной обязанностью человека. В Коране говорится о том, что должно позволять «вступить в брак безбрачным… слугам и служанкам (Коран, сура 24 «Свет», аят 32). Малик ибн Анас писал: «Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед Богом более заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостым».

Вступление в брак связано с формированием семьи, представляющей собой ячейку общества и являющейся «основным субъектом права» в исламе.

Мусульманская семья строится на основе родственных связей по мужской линии. Глава семьи должен обеспечивать внутренний порядок в семейной группе, а также защищать ее от внешних посягательств.

Целью брака является продолжение рода. Существует предание, повествующее о том, что однажды к Мухаммеду пришел человек и сказал: «О, пророк! Я полюбил женщину хорошую, красивую, знатного происхождения и с высоким положением в обществе, богатую, но она не может иметь детей. Могу ли я жениться на ней? Пророк запретил ему жениться на этой женщине. Тогда этот человек пришел во второй раз с тем же вопросом. И пророк опять запретил ему жениться на ней. Когда же этот человек пришел в третий раз, пророк сказал: Женитесь на желанных и плодовитых, и воистину превзойдем мы числом всех остальных».

Вопрос о заключении брака разработан в Коране подробно. Брак оформляется дома или в мечети. Церемония совершается судьей – кади (ар. قاض- «судья», «кади». Для заключения брачного контракта, который называется катб аль-китаб (ар. كتب الكتاب терм. – «заключение брачного договора») необходимо присутствие двоих свидетелей (двух мужчин или одного мужчины и двух женщин).

Если в брак вступают мусульмане, то свидетели тоже должны быть мусульманами. Присутствие христиан или иудеев  допускается лишь в случае заключения «смешанного» брака, т.е. женитьбе мусульманина на христианке или иудейке. Мусульманин может жениться на иудейке или христианке, т.к. считается, что влияние мужа будет способствовать вовлечению еще одной новообращенной в ряды правоверных, в мусульманскую общину. Мусульманке же выходить замуж за немусульманина  строго запрещается. Брак мусульманина с христианской или иудейкой считается законным, и дети, рожденные в этом браке, должны принять веру отца.

Коран запрещает кровосмесительные браки (вероятно, это продиктовано желанием иметь более сильное и здоровое потомство); в нем четко определен круг лиц, с которыми нельзя вступать в брак (Коран, сура 4 «Женщины», аяты 26-32). В Коране говорится: «Не женитесь на тех женщинах, на которых были женаты ваши отцы, разве только это произошло раньше. Поистине,  это – мерзость и отвращение и скверно как путь! (Коран, сура 4  «Женщины», аят 26). Также запрещены браки с матерями, дочерьми, сестрами, тетками и т.д.  (Коран, сура 4  «Женщины», аят 27).

В исламе запрещены и браки между молочными родственниками. Если ребенка вскармливала грудью другая женщина, а не мать, то дети этой женщины становятся молочными братьями или сестрами этого ребенка «Запреты по кровному и молочному родству  многочисленны и скрупулезно предусмотрены факихами».

В теории мусульманское законодательство не допускает браки по принуждению: и девушка, и юноша должны изъявить свое желание вступить в брак. По этому поводу Мухаммед говорил следующее: «Женщину следует спросить, согласна ли она вступить в брак. Если она молчит, то ее молчание означает ее согласие; а если она не согласна, нельзя заставлять ее силой» или «Ни вдову, ни девушку нельзя выдавать замуж без их на то согласия». Несмотря на это, браки, в большинстве случаев, заключают родители жениха и невесты, которые впервые встречаются на помолвке. Иногда жених и невеста даже не присутствуют на церемонии заключения брака. Вместо них их волю выражают их представители – вали (ар.  وال букв. – «представитель»). Если девушка  не достигла зрелости, роль вали  исполняет отец, а если он умер – ближайший  из родственников отца мужского пола (по ханифитскому праву) или назначенный по указанию кади или по завещанию отца (по ханбалитскому и маликитскому праву). Вали не могут быть женщины, «неверные» или мусульмане, заслужившие репутацию распущенных людей. Брак по принуждению в исламе называется джебр (ар.  جبر  букв. – «принуждение, насилие»).

Относительно брачного возраста в Коране говорится только: «Не решайтесь на брачный союз, пока писание не дойдет до своего предела» (Коран, сура 2  «Корова», аят 236). В иудаизме девушка становится совершеннолетней, когда ей исполняется двенадцать лет. С этого момента она «свободно располагает собою в вопросах замужества и развода».

Семейное и брачное право шариата сохранило некоторые пережитки патриархально-родового быта доисламской Аравии. Такими пережитками являются обязанности жениха при заключении брачного договора уплатить невесте выкуп – махр (ар.  مهر букв. – «приданое, калым»). Размер махра зависит от имущественного состояния жениха. Махр должен выплачиваться в размере не менее десяти дирхемов, однако относительно максимального размера нет никаких ограничений.

Махр является своего рода гарантией для замужней женщины, т.к. в случае развода или смерти мужа она сможет обеспечивать себя сама какое-то время.

Размер махра обычно устанавливается либо по обоюдному согласию сторон, либо приравнивается к размеру махра, выплаченного за других девушек и женщин из семьи невесты. Жених обязан выплачивать махр не только за мусульманку, но и за христианку или иудейку  (Коран, сура 5  «Трапеза», аят 7). Выкуп, выплачиваемый женихом, за вдову или разведенную значительно меньше, чем выкуп, выплачиваемый за девушку.

Владелицей махра, согласно Корану, является невеста. Однако, махр выплачивается ее родителям. У арабов считается, что наиболее предпочтительно жениться на дочери дяди со стороны отца. Такие браки называются ортокузенными. При таком браке махр не уходит в чужой род, и остается в своем, отцовском.

После заключения брака жена должна повиноваться мужу и слушаться его во всем. Однако, его власть распространяется только на личность жены, а не на ее имущество. Если женщина хочет работать, и муж не возражает, то она работает. То, что она зарабатывает принадлежит только ей. Муж не имеет права забирать у нее ее имущество. Он также не имеет права заставлять свою жену покупать необходимые ей вещи, т.к. это является его обязанностью.

Муж обязан обеспечивать жену всем необходимым: пищей, одеждой, жильем. Все это определяется термином нафака (ар. نفقة  букв. – «расход, трата, издержки»). Причем муж должен содержать жену, будь то мусульманка, иудейка или христианка.

Воспитание детей также входит в обязанности отца.

Жена не должна выходить из дома без разрешения мужа и не должна пускать в дом кого-либо без его разрешения. Свои обязанности хозяйки дома она должна исполнять охотно, без всякого принуждения.

Жена не имеет права требовать выплаты содержания за тот период времени, когда муж не мог выплатить положенного ей содержания. Однако в тех случаях, когда муж договорился с женой о выплате содержания или же его присудил ей кади, то содержание выплачивается в обязательном порядке.

Если же у мужчины нет достаточных средств на содержание жены, то она сама должна искать себе содержание за счет кредита мужа. Однако, в этом случае, расходы жены ограничиваются специальным постановлением кади.

Размер содержания, установленный кади, может изменяться в зависимости от изменения материального положения мужа. Если же кади не дает подобного разрешения, то иск кредитора направляется не к мужу, а к самой жене.

Мусульманка, ставшая вероотступницей, также не имеет права на содержание.

От мужа требуется постоянное сожительство с женой (отлучка мужа в течение двух лет является законным основанием для развода).

Коран предписывает мужу воздерживаться от дурного обращения с женой и от чрезмерной жестокости в отношении ее, допуская в то же время физические методы воздействия в качестве исправительного наказания, поскольку жена обязана подчиняться мужу.

За нарушение супружеской верности Коран предписывает телесное наказание: «Прелюбодея и прелюбодейку – побивайте каждого из них сотней ударов. Пусть не овладевает вами жалость к ним в религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в последний день. И пусть присутствует при их наказании группа верующих» (Коран, сура 24  «Свет», аят 2).

Обвинение в акте прелюбодеяния должно быть подтверждено четырьмя свидетелями – очевидцами. Если муж обвиняется свою жену в неверности и не может выставить четырех свидетелей, то обязан четырежды призвать Аллаха в свидетели и заявить что на нем проклятие Аллаха, если он лжет. Однако обвиняемая им жена освобождается от обвинения и наказания, если он четырежды призовет Аллаха в свидетели своей невинности и тоже заявит, что на ней будет тяготеть проклятие Аллаха, если она лжет (Коран, сура 24  «Свет», аяты 6-9).

«А те, которые бросают обвинения в целомудренных, а потом не приведут четырех свидетелей, - побейте их восемью-десятью ударами и не принимайте от них свидетельства никогда;  это – распутники» (Коран, сура 24 «Свет», аят 4). Виновные в нарушении супружеской верности могут вступать в брак только с подобными им правонарушителями или многобожниками и многобожницами: «Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а прелюбодейка – на ней женится только прелюбодей или многобожник. И запрещено это для  верующих» (Коран, сура 24 «Свет», аят 3).

По талмудическому праву женщина должна беспрекословно подчиняться мужу. Ее домашняя деятельность заключалась в заботах о доме,  в стремлении как можно уютнее обставить жизнь своего супруга и детей. Она занимается пряжей, тканьем, изготовлением одежды, приготовлением пищи и т.п.; помимо этого, на нее возложены обязанности первоначального воспитания детей, надзора за прислугой и рабынями, распределения работ между ними  и другие дела.

Во время малолетства дочери, отец вполне мог выдать ее замуж без ее на то согласия. С наступлением 12-летнего возраста, отец окончательно лишается своей власти над ней и дочь сама вправе распоряжаться собою в вопросах замужества и развода.

В смысле выбора жениха или мужа закон запрещал насилие или давление на девушку.

Опираясь на вышеизложенное, можно убедиться, что многие положения Корана относительно женского положения были заимствованы из иудеохристианской среды.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.    Коран. Пер. И.Ю. Крачковского. – М., 1990.

2.    Амин Касим. Новая женщина. Пер. с араб. – СПб., 1912.

3.    Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. – М., 1965.

4.    Вагабов М.В. Ислам и семья. – М., 1980.

5.    Еврейская энциклопедия. Т.VII.

6.    Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М., 1990.

7.    Ислам в Российской империи. – М., 2000.

8.    Куделин А.Б. Семейно-брачные отношения в Аравии IV-VII вв. – М., 1984

9.    Лундин А.Г. «Дочери Бога» в Южно-арабских надписях и в Коране. – М., 1975.

10.          Лэйн Э.У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в. – М., 1982.

11.          Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VIII-XV веках. – Л., 1966.

12.          Резван Е.А. Коран и доисламская культура. – М., 1984.

13.          Саидбаев Т.С. Ислам и общество. – М., 1984.

14.          Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. – М., 1978.

15.          Шарль Р. Мусульманское право. – М., 1959.

16.          El Badawi  Zeinab El Fatih. The Muslim Woman. Khartoum, 1975.

17.          Jessup Henry Harris. The Women of the Arabs. London, 1874.