ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ по проекту «Теоретические основы социально-культурной профилактики проявлений терроризма и экстремизма в современной России» № 6.2666.2011

 

Григорьева Елена Ивановна доктор культурлогии, профессор кафедры социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

Кузьмин Алексей Владимирович – кандидат юридических наук, докторант кафедры социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

 

В настоящее время на территории России насчитывается около 150 молодежных экстремистских организаций с хорошей иерархией, дисциплиной, со своей идеологией, со своими вождями, лидерами. Широкое распространение молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

В молодежной среде, как правило, экстремизм проявляется в деформациях сознания, в увлеченности националистическими, неофашистскими идеологиями, нетрадиционными для Российской Федерации новыми религиозными доктринами, в участии в деятельности радикальных движений и групп, в совершении противоправных, а иногда и преступных действий в связи со своими убеждениями.

При этом в обществе повсеместно растет понимание того, что только криминологический путь предупреждения этих опасных преступлений нельзя признать единственно верным, а значит и социально эффективным.

Важным фактором в предупреждении молодёжного экстремизма является формирование на федеральном уровне стратегии государственной молодежной политики. В стране разработаны и внедрены в практику учреждений культуры, образования, работы с молодежью, охраны правопорядка многочисленные нормативно-правовые документы, регулирующие профилактику экстремизма в молодежной среде федерального и регионального уровней. В том числе, Кодекс РФ от 20.12.2001 г. №195-ФЗ «Об административных правонарушениях; Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"; Закон Московской области от 1.12.2003 г. № 155/2003-ОЗ «О государственной молодежной политике в Московской области»; Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 № 1760-р и многие другие документы.

Современный экстремизм, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм, отрицая этническое и религиозное многообразие, угрожает безопасности общества (безопасному сосуществованию наций и социальных групп), нарушает права человека, препятствует достижению гражданского согласия, подрывает устои демократического и правового государства. Это делает борьбу с экстремизмом важнейшей задачей государственной власти, что также отмечается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ президента РФ от 12.05.2009 г. №537).

В их ряду особо выделяются государственные целевые программы, в первое десятилетие XXI века создавшие организационные предпосылки для развертывания масштабной профилактики экстремизма, проявлений ксенофобии и межнациональной нетерпимости. Ряду таких документов Федеральная целевая программа Правительства РФ «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 гг.»; Национальная Доктрина образования Российской Федерации (Постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. №751); Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации (от 5.12.2001 г. №4); Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 г. №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»; и другие.

Вместе с тем, анализ существующих программ по противодействию идеологии экстремизма позволяет констатировать односторонность подходов к решению проблемы, недостаточную разработанность системы превентивных мер, интегрирующих сегменты государственно-правового регулирования, развития культуры и образования, оптимизации функционирования СМИ, совершенствования социально-культурной деятельности.

Особо остро эти проблемы ощущаются на региональном и муниципальном уровнях, поскольку осуществление конкретных мер по противодействию идеологии и практике экстремизма возложено на органы местного самоуправления, государственные учреждения и общественные организации, действующие на конкретной территории.

В научно-педагогическом ракурсе вся совокупность требований общества к повышению эффективности противодействия экстремизму составляет особый и мало изученный пласт методологии, теории и практики социально-культурного воспитания. Это многоликое и многообразное социальное явление нуждается во всестороннем анализе, в котором кроме собственно социологических прикладных исследований должен быть представлен социально-культурный подход, открывающий путь к интегративной методологии, объясняющей способы организации широкой первичной профилактики идеологии экстремизма в деятельности учреждений культуры, образования, молодежной политики, спорта, туризма и многочисленных общественных организаций.

При этом наиболее существенными являются следующие противоречия между:

‑ необходимостью теоретико-методологического анализа феномена социально-культурной профилактики экстремизма как инновационного направления педагогики социально-культурной сферы и недостаточной разработкой его в теории социально-культурной деятельности;

‑ потребностью в соотнесении достижений философского, исторического, социально-культурного анализа экстремизма с реализацией конкретных действий по профилактике экстремизма и недостаточной реализацией этого подхода в практике учреждений социально-культурной сферы;

‑ набирающим силу научным поиском сензитивных точек личностного развития, педагогическое воздействие на которые обеспечивает стойкую превенцию формирования паттернов и установок экстремистского поведения, и слабой разработанностью этого аспекта в теории социально-культурной деятельности;

‑ внедрением социально-культурных технологий в систему взаимодействия учреждений культуры и образования, правоохранительных органов, общественных организаций и отсутствием сбалансированной и точно скоординированной работы по социально-культурной профилактике экстремизма в молодежной среде.

В процессе анализа различных подходов к изучаемой проблеме мы конкретизировали определение «экстремистская деятельность» (экстремизм)‑ это общественно опасные противоправные действия, связанные с отрицанием существующего государственного или общественного порядка и осуществляющиеся в формах, не разрешенных действующим законодательством. При этом экстремизм как социально-культурное явление имеет публичный характер, затрагивает значимые для данной общественной формации вопросы, и преследуют вовлечение в них широкого круга лиц. Поэтому опасность и социальная деструктивность состоит не только в самом экстремистском акте, но в расширении круга приверженцев экстремистской идеологии. Понимание социально-культурной сущности экстремизма выступает методологической предпосылкой для разработки педагогической концепции профилактики экстремизма.

Социально-культурная профилактика экстремизма – это составная часть системы профилактики правонарушений, ориентированная на формирование устойчивых установок и мотивов деятельности, препятствующих противоправному поведению личности и социальных групп в открытой социальной среде. Социально-культурная профилактика сосредоточена на первичной профилактике, которая может быть реализована как на социальном, так и на индивидуальном уровнях, обуславливает её интегративный характер. Основными субъектами этой деятельности выступают социально-культурные институты и организации, реализующие методы развивающей социально-культурной деятельности, органично сочетающей различные направления и культурно-воспитательные технологии (информационно-просветительные, культуротворческие, культуроохранные, рекреативно-оздоровительные, культурно-развлекательные и др.).

Историко-культурный анализ изучаемой проблемы показывает, что экстремизм, как выражение крайних взглядов и установок, обладает способностью проникать во все сферы общественной жизни, представляет собой деструктивный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех или иных областях общественной жизни. В истории экстремизма в России выделяются два крупных периода: первый период связан с политическим экстремизмом и терроризмом конца XIX – начала XX века, а второй период – с национально-религиозным экстремизмом, получившим распространение в конце XX – начале XXI века. Эти периоды сущностно связаны между собой, даже несмотря на то, что их разделяет советская эпоха, которая выработала достаточно сильный социальный порядок, не допускавший экстремистских проявлений. Современный этап профилактики экстремистского поведения должен полно учитывать его историко-культурные особенности, специфику форм социально-культурной конкретизации на уровне местного сообщества, а также максимально полно интегрировать усилия всех субъектов социально-культурного взаимодействия.

Таким образом, основная тенденция в развитии современной системы противодействия и профилактики экстремистской деятельности определяется переходом от криминологической к социально-культурной концепции. Это предполагает включение в систему специфических мер борьбы с экстремизмом, применяемых органами охраны правопорядка, социально-культурного подхода, учитывающего особенности культуры, социальной психологии, половозрастной и социальной стратификации, форм социально-культурной активности, особенно в молодежной среде. При этом эффективность криминологических мер противодействия идеологии и практике экстремизма существенно возрастает за счет дополнения их технологиями социально-культурного воспитания и профилактики, а также расширением субъектов профилактической деятельности, в которую наряду с правоохранительными органами должны быть включены учреждения культуры и образования, молодежной политики, институты гражданского общества.

Методология социально-культурной концепции профилактики экстремистского поведения в молодежной среде основывается на фундаментальных идеях универсализма как способности целостного рассмотрения явлений социальной действительности, многомерности и многофакторности анализа социальной жизни, аксиологичности и ценностно-смысловой обусловленности взаимодействия личности, социума и культуры.