Ковалева О.В., Широких К.С.

Автомобильно-дорожный институт

Донецкого национального технического университета, Украина

 

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

 

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен.
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис видит в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины». Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи высказывание А. Солженицына: «Какая это реформа, если результат ее – презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало доблестным?».
Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимаются: 
1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов.

В психолого-педагогической литературе существует и дифференцированный подход к характеристике самого отклоняющегося поведения. Так выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения:

1) первый - отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм. Это может быть поведение, не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии (подросток любит играть с игрушками);

2) второй - нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями, например, жадность, эгоизм, замкнутость, недоверчивость, жестокость, которые если их не преодолеть, приведут к правонарушениям;

3) третий - правонарушения, т.е. поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства;

4) четвертый - отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями. Оно может быть у подростков с психопатическими чертами личности, у невротиков, у психически больных детей (По Л. М. Злобину).

Р. Мертон выделяет 5 типов девиантного поведения. Первый тип поведения - конформность - предпола­гает соответствие и культурным целям, и средствам.  Второй тип девиантного поведения - инновация - предполагает согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения. Принимая, например, цель достижения богатства, представители низшего класса не могут пользоваться такими средствами достижения, как занятие престижной деятельностью, образование, экономи­ческий успех. Отсюда предрасположенность к незаконным способам осуществления цели: рэкету, спекуляции, шанта­жу, торговле наркотиками. Третий тип - ритуализм - предполагает, наоборот, отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Четвертый тип - ретретизм - предполагает отри­цание и цели, и средств. Более всего ретретизм характерен для лиц, оказавшихся вне общества: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска безопаснос­ти, престижа, притязаний на достоинство.  Пятый тип - бунт - предполагает отчуждение от гос­подствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.

 

Литература:

1.   Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988. – 430 с.

2.   Гонеев А.Ю., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной

педагогики: Учеб. Пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений /Под ред.

В.А. Сластенина. – М.: Академия, 1999. - 280 с.

3.   Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001. – 432 с.