Пантюхин А.М.

студент И.Ф. СГУ, магистратура, 2 курс

 Обновленческий Ленинградский высший богословский институт

Сильный удар по православному духовному образованию в Петрограде был нанесен в 1922-23 гг., в период захвата высшей церковной власти обновленцами. Пос­ледние пытались захватить и Петроградский Богословский институт, угроза над существованием которого нависла и с другой стороны. С января 1923 г. Главный комитет профессионально-технического образования стал настойчиво требовать его полной ликвидации, но отдел управления губисполкома, в чьем ведении фактически находился институт, отвечал отказом. Переписка по этому вопро­су длилась несколько месяцев, пока, наконец, узел не разрубило решение обескровленного арестами преподавателей Совета института от 2 мая о само­ликвидации его в связи с угрозой захвата обновленцами и недостатка денежных средств. По тем же причинам прекратили существование многие богос­ловские курсы, однако некоторые сохранились, как и Богословско-пастырс­кое училище, которому удалось отстоять себя от обновленцев. На несколько лет оно осталось единственным, не считая курсов, православным духовным учебным заведением, во всех северных русских епархиях.

Обновленцы, после освобождения патр. Тихона из-под ареста, крайне нуждались в легитимации своей деятельности, т.к. после появления обращения патр. Тихона к пастве, в котором указывалось о признании советской власти [1], терялось последнее идеологическое преимущество обновленцев – лояльность к советской власти и сотрудничество с ней (реформаторские идеи не прижились и окончательно были свернуты на I Обновленческом соборе). Теперь обновленцы были вынуждены приспосабливаться к ситуации, и им приходилось копировать структуру Русской Православной Церкви (за редкими исключениями), чтобы сохранить хоть какое-то влияние на остатки паствы.

Обновленцам было необходимо создать систему обновленческого (псе­вдоправославного) духовного образования. Во-первых, им были необходимы образованные кадры для удержания паствы и управления ей; во-вторых, в систему духовного образования планировалось (естественно, с помощью административного ресурса) привлечение самых образованных богословских преподавательских кадров со всего СССР, что должно было, по их мнению, повысить авторитет Обновленческой церкви.

В марте 1924 г. обновленцы создали "Ленинградский высший богословский институт". Примерно в это же время были открыты и другие обновленческие духовные учебные заведения: Духовная Академия в Москве, высшая богословская школа в Киеве, а также богословские курсы в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Уфе, Оренбурге и других крупных городах [2]. Большую по­мощь в открытии духовных учебных заведений оказало обновленцам государственное и местное партийное руководство [3].

Основателями и главными преподавателями обновленческого "Ленинг­радского высшего богословского института" стали профессора-богословы Ра­евский, Боярский, Стефанович и Титлинов [4]. Институт располагался по адресу: г. Ленинград, Дворцовая наб., 30 / ул. Халтурина, 31, кв. 4. Торжественное открытие института прошло 16 марта 1924 г. в присутствии двух обновленческих архиереев – митр. Вениамина (Муратовского) и архиеп. Николая (Соболева) [5].

На поступление было подано 35 заявлений, из них явились на вступительные экзамены – 25, зачислено – 20 человек. Занятия начались 26 марта, форма обучения установлена вечерняя [6]. Это учебное заведение, одной из обновленческих групп – «Союзом православных религиозно-трудовых общин» (под рук. обн. еп. Е.Х. Белкова), было названо рассадником религиозного дурмана [7].

В мае 1925 г. Богословские курсы Центрального района Ленинграда (находящиеся в юрисдикции Патриаршей Церкви) были реорганизованы в Высшие богословские курсы. Возглавил курсы прот. Чуков Н.К., будущий митрополит Ленинградский Григорий. Обучались на курсах ежегодно 75 человек. Параллельно действовало Богословско-пастырское училище под руководством архим. Гурия (Егорова) [8]. Курсы и училище просуществовали до осени 1928 г.

         В середине 1920-х гг. в Петрограде сложилось противостояние Патриаршего и обновленческого высших духовных учебных заведений. Для перевеса в пользу канонической церкви, прот. Н.К. Чуков привлек для преподавания на курсах лучших преподавателей того времени, которые сохранились в Петрограде. В преподавательский состав вошли профессора А.А. Дмитриевс­кий и И.Д. Андреев, магистры – В.Ф. Лебедев и М.П. Чельцов.

         В свою очередь обновленческий Богословский институт привлек профессоров Б. Титлинова (известнейший профессор-обновленец еще дореволю­ционного периода), Г. Раевского и К. Смирнова. В 1925 г. с обновленческим Институтом стал сотрудничать проф. А.А. Дмитриевский, при этом не порывая с Патриаршей Церковью [9]. Началом сотрудничества стала статья А.А. Дмитриевского, посвященная современному положению в Восточных Православных Церквах, и опубликованная в обновленческом «Вестнике Священного синода Российской православной церкви» [10].

         1925 год в истории обновленческого раскола знаменателен тем, что обновленческие лидеры меняют основное направление своей деятельности, от стремления к радикальным церковным реформам к созданию образа храните­лей православных традиций. Важнейшим шагом к достижению данной цели была попытка привлечения к сотрудничеству в области научной и публицистической деятельности ученых старой академической школы. Необходимо отметить, что среди главных идеологов обновленчества уже были представители русской академической школы профессора С.М. Зарин и Б.В. Титлинов, которые активно публиковали свои заметки в центральных обновленческих изданиях.

         Вскоре появляются обращения обновленческих лидеров к русской профессуре: «Двери широко открыты для всех, кто откликнется на призыв: дело для всех найдется. Идите к нам! Будем вместе работать на пользу Церкви в братском единении, любви и свободе. Свобода исследования, свобода мысли, свобода преподавания... Не об этом ли мечтали многие богословы во дни царского Синода? Но тогда за эти мечтания гнали. Теперь они осуществляются в действительности. Для реальной спайки представителей богословской науки и деятелей церковного просвещения в Москве образовано особое профессорское Бюро в составе профессоров: Б.В. Титлинова, А.М. Зарина, прот. Н.Г. Попова, В.З. Белоликова. В это Бюро просят обращаться всех, могущих предложить свой труд в качестве профессоров, преподавателей, сотрудников изданий…» [11].

         К работе обновленческой Предсоборной комиссии в 1925 г. были привлечены профессора А.А. Дмитриевский, А.И. Покровский, и М. Скабалланович [12]. Также проф. А.А. Дмитриевский и Б.В. Титлинов участвовали в создании апологетических трудов обновленческой Церкви.

         В 1927 г. при обновленческом Синоде была открыта комиссия по переводу богослужения на русский язык, к работе которой были привлечены профессора обновленческих высших духовных учебных заведений: Н.Г. Попов, Карабинов, А.А. Дмитриевский, К. Смирнов, М. Скабалланович.

         Но сотрудничество многих профессоров с обновленческими духовными заведениями носило чисто научный характер, т.к. в Патриарших учебных заведений в силу объективных причин научная работа была поставлена слабо. А в 1928-1929 гг. они и вовсе прекращают свое существование.

         Обновленческие Ленинградский высший богословский институт и Московская Духовная Академия были закрыты в 1931 г. в связи с ужесточением советской религиозной политики [13].

 

Примечания:

1. Воззвание патриарха Тихона к духовенству и верующим Российской Православной Церкви. 1 июля 1923 г. // Архивы Кремля. Кн. 2, С. 353-355

2. Троицкий С.В. Что такое «Живая Церковь»? // «Обновленческий» раскол (материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). М., 2002. С. 67

3. Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. СПб., 1999. С. 36

4. Институт Ленинградский богословский // Учебные заведения. М., 1997

5. Отчет Ленинградского Богословского института в отдел управления губисполкома о работе за март 1924 г. 5 апреля 1924 г. // Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. СПб., 1999. С. 75-76

6. Там же

7. Письмо Совета Вселенского союза православных религиозно-трудовых общин в Ленинградское отделение Главнауки об отношении Совета к обновленцам и с просьбой передать им часовню Христа Спасителя. 8 августа 1924 г. // Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. С. 76

8. Шкаровский М.В. Духовное образование в Петрограде в 1917-1928 гг. // www.sci.smolensk.ru

9. Писцов В. К истории послереволюционного периода жизни и деятельности проф. А.А. Дмитриевского // www.bogoslov.ru. 2008, 4 апр.

10. Дмитриевский А.А. Вселенский патриарх Константин на Афоне и значение этого события для церкви Православной // Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1925, № 1. С. 30-31

11. Обращение ко всем деятелям богословской науки и духовного просвещения православной русской церкви от собравшегося в Москве 27-31 января 1925 года Совещания ученых богословов // Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1925, № 1. С. 28-29

12. Писцов. Указ. соч.

13. Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. С. 42