Волынец Е.Н.,

аспирантка Белорусского государственного университета культуры и искусств

Белорусская музыка для оркестров народных инструментов конца ХХ - начала XXI вв.: проблемы, тенденции и перспективы развития.

 

Народно-оркестровое исполнительство занимает значимое место в музыкальной культуре Беларуси. Свидетельство тому - существование и активная творческая концертная деятельность оркестровых коллективов народных инструментов (профессиональных, учебных, любительских). Рост исполнительского мастерства музыкантов оркестров, а также солистов оркестров является одним их движущих факторов создания оригинального репертуара.

Репертуар для оркестров народных инструментов конца ХХ - начала XXI вв. вобрал в себя весьма обширный по жанрам музыкальный материал. Анализируя сочинения данного периода, мы можем отметить многообразие форм, как малых (обработки народных песен и танцев, элегии, скерцо, ноктюрны, программные миниатюры), так и крупных, включая циклические (увертюры, музыкальные картины, поэмы, фантазии, рапсодии, сюиты, концерты). Современная народно-оркестровая литература представлена произведениями В.Кузнецова, В.Грушевского, Г.Ермоченкова, В.Курьяна, В.Войтика, В.Корольчука, С.Хвощинского, А.Клеванца. Особенностью создания музыки для оркестров народных инструментов является тот факт, что к ее написанию обращаются не только композиторы, получившие специальное профессиональное образование, но и музыканты-практики (исполнители, педагоги, артисты оркестров), хорошо знающие специфику коллективов: художественные возможности инструментов оркестра, особенности оркестровой фактуры, тембровый спектр.

В целом наблюдается три основных тенденции в формировании репертуара: развитие академического направления; обработки народных песен и танцев, а также сочинения, в основе которых лежит фольклорный материал; современные произведения с элементами театрализации.

Развивая академическое направление, композиторы обращаются к жанру увертюры, музыкальной картины, фрески, фантазии, поэмы.

Характерной чертой репертуара для оркестров народных инструментов является тесная связь с фольклорными традициями. На современном этапе развития белорусской музыки для оркестров народных инструментов можно выделить три наиболее общих принципа использования фольклора. Первый принцип основан на использовании народных мелодий в качестве тематического материала, так называемый "цитатный" метод. Второй принцип представляет собой использование отдельных элементов фольклора: вычленение мелодических оборотов, интонаций, дополнение отдельных мотивов народной мелодии авторскими. Третий принцип предполагает стилизацию народных мелодий, то есть создание композиторами тематического материала интонационно схожего с народным.

Произведения с элементами театрализации нашли отражение в композиторском творчестве В.Ткача, А. Кремко, В.Кузнецова. Для данного направления характерно использование хореографических эпизодов, театрализованных выходов музыкантов оркестра, помогающих создавать необходимую эмоциональную атмосферу.

При анализе белорусской музыки для оркестров народных инструментов отдельно встает вопрос об образно-эмоциональной сфере, поиске новых образов и тематики музыкальных произведений. Можно проследить некую общую тенденцию - при доминировании светлой, праздничной образности заметно стремление к драматизму, философичности, к психологизации образов.

Таким образом, на современном этапе развития музыки для оркестров народных инструментов наблюдается ряд проблем. Не претендуя на всеохватность, выделим наиболее актуальные в настоящее время. Прежде всего - это проблема, связанная с расширением и обогащением оригинального репертуара. К сожалению, круг профессиональных композитором, создающих музыку для оркестров народных инструментов, узок. Все больше к сочинению произведений для оркестров народных инструментов музыканты-практики (исполнители, преподаватели, артисты оркестров). Во-вторых, встает проблема переосмысления и воплощения тематизма, связанного с народными истоками. Здесь, композиторы активно используют элементы фольклора, меняются лишь способы его изложения, проявляющиеся в усложнении ладогармонического языка, поиске новых средств музыкальной выразительности. В-третьих, актуальна проблема обогащения образного содержания, где наряду с жанрово-бытовыми, лирическими сферами наблюдается динамичное развитие лирико-драматических, философских тем, психологических размышлений, трагических образов. Решение этих проблем является одной из предпосылок дальнейшего развития отечественного народно-оркестрового исполнительства.

Литература:

1. Ермоченков Г.А. Фольклорные элементы в музыке для оркестра белорусских народных инструментов / Г.А.Ермоченков // Вопросы культуры и искусства Белоруссии: межвед. сб./ Редкол. Н.Заренок (гл. ред.) и др. - Мн.: Вышэйш. школа, 1990. - вып.9. - С. 40 - 44.

2. Имханицкий М. И. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра / Учеб. пособие для студентов музыкальных вузов / М. И. Имханицкий. - М.,1981. 78 с.

3. Шишаков Ю. Основные тенденции развития репертуара для русского народного оркестра / Ю.Шишаков // Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижера: сб.тр. / Гос. муз. ин-та им. Гнесиных. - вып. 85. - М., 1986. - С. 7 -15.

4. Яконюк Н.П. Музыка для народных инструментов как самостоятельная область композиторского творчеcтва / Н.П.Яконюк // Народно-инструментальная музыкальная культура письменной традиции в Беларуси: опыт системного анализа. - Мн.: Бел. гос. ун-т культуры, 2001. - С. 152 - 184.