Корягина О.В., Амирова Р.

Северо-Казахстанский государственный университет имени М.Козыбаева

Теоретические аспекты проблемы формирования правовой культуре студентов высших учебных заведений

Одной из самых неразработанных в науке является проблема формирования правосознания, выраженная в социально правовой компетентности, правовой культуре личности. Сейчас выявились потребности изучения правосознания  и содержательных аспектов его формирования. Это обусловлено тем, что правовое сознание субъекта, его правовая культура есть неотъемлемые компоненты осуществления профессиональной деятельности, в том числе организации формирования правосознания подрастающего поколения.

Правовая культура выступает системообразующим пространством. В ее рамках правовое образование представляет собой комплексную систему институтов образовательной деятельности, контролируемых государством, где выделяются относительно самостоятельные формы деятельности - обучение и воспитание, отличающиеся целенаправленным воздействием на формирование определенного типа личности. В этом смысле в качестве субъектов выступают образовательные учреждения, государство, педагоги, родители, ученики, объектами являются сама правовая образовательная деятельность и отношения по ее поводу (включая процесс образования), а содержанием – комплекс юридических прав и обязанностей, определяющих правовой статус личности.

Современные проблемы понимания правовой культуры, правового образования, правового сознания и правового воспитания взаимосвязаны с переходом общества к новому варианту социокультурного развития, другой культурной парадигме.

Правовое и политическое воспитание призваны стать содержанием организационной сферы жизнедеятельности учащейся молодежи. Гражданская направленность всего учебно - воспитательного процесса - это и цель, и средство правового и политического воспитания, призванного формировать у личности активную жизненную позицию.

В последние годы все большую популярность приобретают разнообразные модели правовоспитательной деятельности, которые взаимосвязаны с многочисленными концепциями правового образования. Изучая современные тенденции образовательной политики и перспективы их реализации, необходимо обратить внимание на сущность базовых понятий. Известно, что правовое образование является важным комплексным компонентом механизма правовой социализации личности (процесса усвоения, принятия и реализации субъектами правовых ценностей общества, идей, переживаний, чувств и эмоций людей, правовых оценок, норм и моделей поведения).

Общество, педагогическая практика определяют позитивную или негативную направленность правовой социализации и правового образования. Личность активно и избирательно воспринимает внешнее воздействие, преломляя его сквозь призму внутренних помыслов, убеждений, которые сложились первоначально.

Правовое образование способно направить этот процесс в целенаправленное позитивное русло. В многих современных нормативных актах часто употребляются понятия "правовая культура", "правовое сознание", "правовое образование", "правовое воспитание". Следует заметить, что они не являются чисто юридическими и заключают в себе первоначальный смысл, заложенный в них другими науками, в частности педагогикой, психологией, социологией, культурологией.

Рассматривая правовую культуру только как качественное состояние жизни, мы констатируем лишь внешнюю форму данного явления . Внутреннее же ее содержание заключается в развитии самого человека. Таким образом, развитие личности в процессе деятельности по формированию правовых ценностей и их усвоению есть форма существования правовой культуры. Ее структуру можно рассматривать как единство двух подсистем: субстанциональной и функциональной. В первом случае речь идет о фиксации правового опыта общества, граждан, о правовых теориях и идеях, во втором - подразумевается процесс оформления этого опыта в практической правовой деятельности.

До конца ХХ века комплексное определение понятия "правовая культура", которое соответствовало бы его сущностному (аксиологическому) содержанию, отсутствовало. Оно не рассматривалось в соотношении с такими категориями, как духовность ее философской, социальной и педагогической интерпретации. Большинство определений носило чисто прикладной характер. В частности, акцентировалось внимание на правовой культуре должностных лиц.

Рассматривая данное понятие в более широком аспекте, стало ясно, что это система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражению в сознании и поведении людей. В качестве элементов понятия были выделены право, правовые отношения, государственные органы, организации по реализации права, правовое сознание и правовое поведение. Однако  указанные элементы недостаточны для определения сущности правовой культуры, к ним необходимо добавить критерии политической оценки права и правового поведения.

Правовая культура может рассматриваться как "совокупность правовых знаний, убеждений, установок личности, которые реализуются в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества".

Важнейшим показателем правовой культуры общества выступает уровень правосознания людей. Существенный вклад в учение о правосознании внес И.А. Ильин, который доказывал, что правосознание представляет собой еще более значительный феномен, чем право. Оно понимается как "естественное чувство права и правоты", как "особая духовная настроенность инстинкта", как "особого рода инстинктивное правочувствие" – некая универсалия, которая имеет формально-юридическое, естественно-правовое измерение.

Правовое сознание - относительно самостоятельное явление, которое представляет собой духовную основу правовой системы. В нем содержатся многовековые моральные установки общества, которые изначально представляли собой идеи о справедливости, приоритете общесоциальных интересов, утверждение идей коллективизма, взаимопомощь, тесную связь с религией. Именно благодаря такой основе общество в целом даже в эпоху переходного периода способно развиваться относительно стабильно, не испытывая на себе многочисленные потрясения от осуществляемых нововведений.

Несмотря на то, что правосознание представляется довольно сложным явлением, складывающимся под воздействием различных факторов, это вовсе не означает, что на процесс формирования правового сознания людей нельзя воздействовать целенаправленно.

Структура правосознания представляет собой единство двух частей: правовой психологии и правовой идеологии. Правовая психология формируется в результате повседневной практики. В эту область правосознания включаются правовые чувства, настроения, желания, привычки, характерные для личности, социальной группы или общества в целом. Правовая психология отражает эмоции людей, возникающие в правовой сфере. Для нее свойственны стихийность, связь с личными интересами и ценностями.

Если правовые знания возможно приобрести в процессе обучения достаточно быстро, то формирование убеждений (положительные правовые ценностные ориентации) – процесс длительный, трудный и противоречивый. Правовые знания, установки и ценности организуются в систему ценностных ориентаций, определяющих различные модели поведения человека, его поступки.  Ценностные ориентации - это система установок личности, которые важны в сфере реализации права. Они связаны с образом жизни личности и оказывают заметное влияние на ее судьбу. Знание и восприятие (осознание) положительного права всеми гражданами - несомненное условие их правовой защищенности.   

Таким образом, можно сделать вывод о том, что  проблема формирования правовой культуры студентов вуза многоаспектна. Одним из направлений в ее решении является уточнение методологических основ и понятийного аппарата.

Литература:

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М, 1993.

2. Васильев В.П. Юридическая психология. СПб., 1997.

3. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. М., 1995.