Луценко Л.А.

Криворожский государственный педагогический университет

ЖЕНСКАЯ  ЛЮБОВНАЯ  ПРОЗА  XVIII СТ.

И  РАННИЙ  РОМАН  ДЖ. ОСТЕН  «ЛЕДИ СЬЮЗЕН»

Феминистская литературная критика последней трети ХХ в. способствовала возрождению интереса к историко-литературному феномену женской любовной прозы XVII-XVIII ст. и предприняла попытку аналитически описать ее родовые корни, обозначить пределы явления, выделив массив ключевых текстов, ярких писательских имен, а также систематизировать наблюдения над устойчивым репертуаром жанровых форм и отличительными свойствами их поэтики.

Приняв упреки носителей идей литературоведческого феминизма, большая часть историков литературы посчитала необходимым включить в темпоральный континуум западноевропейской культуры произведения писательниц, составивших канон “amatory fiction”, значительного пласта художественной прозы, который либо не замечали, либо исключали из традиционной литературной истории и в лучшем случае оценивали как вероятного, но случайного предшественника романного жанра.

Современные исследователи сетуют, что создатели академических версий истории литературы если и допускали, что произведения Дефо, Ричардсона и Филдинга близки по художественной структуре прозаическим образцам “amatory fiction”, то непременно подчеркивали, насколько выдающиеся романисты августианской эпохи превосходят своим талантом писателей-женщин и отделены от них ощутимой «эстетической» бездной.
В таких литературоведческих схемах категория “
amatory fiction” функционирует как некое негативное понятие, пригодное лишь для того, чтобы определить привилегированный статус романа
XVIII в., из которого “amatory fiction”, как правило, исключают.

Литературоведы генеалогию “amatory fiction” возводят к ренессансным авторским новеллистическим сборникам, романическим галантно-прециозным формам Ла Кальпренеды, М. де Скюдери, а также знаменитым  «Португальским письмам» Гийерага.

Однако, несомненно, три знаменитые женщины-писательницы – А. Бен (1640-1689), М. Деларивьер Мэнли (1670-1724) и Э. Хейвуд (1693-1756), – составившие «блестящий триумвират» сочинительниц, заложили основы поэтики любовной беллетристики и канона женского авторства в английской культуре.

Специалисты часто цитируют известное афористичное суждение
Э. Хейвуд, помещенное в «Размышлениях по поводу разнообразных последствий любовного чувства» (1726), о том, что любовь разрушительно воздействует на слабый пол, и женщинам трудно сопротивляться состоянию влюбленности, и лишь немногие из них бывают счастливы в любви и наслаждаются ею, в то время как другие оказываются несчастными и получают двойную порцию страданий.

Литературные критики видят в этой фразе Э. Хейвуд тематическую коллизию жанра “amatory fiction”, где любовь всегда приносит удовольствие эгоцентричным и безнравственным героям и унижение, крушение надежд женщинам, которые доверяются им.

Исследователи настаивают на том, что художественные тексты “amatory fiction” являются фрагментом августианского культурного ландшафта, и освоенные авторами любовной прозы сюжеты, образы, мотивы, жанровые клише оказываются важной страницей английской национальной истории, так как вводят в обиход актуальные социокультурные проблемы, внимание к гендерным вопросам, которые станут доминантами этико-эстетического климата последующих столетий.

Акцентировав сохраняющую по сей день значимость оппозицию публичного и интимно-камерного пространства культуры, “amatory fiction” очертила тему патриархальной иерархии социума, вопрос о власти и идее собственничества не только как материальной, но и социокультурной реалии, нашедшей воплощение в драматическом противостоянии гендерных отношений влияния и зависимости.

Создатели литературных трудов, посвященных изучению женской прозы, видят несомненную преемственность творчества Дж. Остен (1775 – 1817) по отношению к авторам-зачинательницам “amatory fiction” и полагают, что не только опыт великих романистов XVIII в. способствовал становлению таланта автора «Гордости и предубеждения», «Мэнсфилд-парка», «Эммы», но и «литературное рукоделие» Бен, Мэнли, Хейвуд.

Как-то В. Вулф заметила, что малоизвестные широкому читателю тексты художников первого ряда иногда больше говорят об их творчестве, нежели написанные ими литературные шедевры.

Ранний небольшой по объему роман Дж. Остен «Леди Сьюзен» (1793 – 1794), предназначенный поначалу для узкого круга друзей и опубликованный одним из первых ее биографов, племянником Дж. Э. Остен-Ли, неожиданно для читателей культивирует эстетику скандала и повседневное течение событий в сфере “domestic life” передает как скрытую необъявленную войну, которую ведут все женщины-героини друг против друга и прежде всего против вероломной красавицы-авантюристки Сьюзен Вернон, искательницы выгодных партий, состояний, цинично пренебрегающей интересами и покоем своих соперниц.

В этом житейском поединке уцелеют все, а главное, персонажи- носители добра сумеют себя защитить, и каждый из женских характеров в зависимости от обстоятельств будет выступать то в традиционной для социума роли хранительницы семейного очага, добродетельного неземного ангела, или в ипостаси воительницы-амазонки, лика, утаиваемого от персонажей-мужчин.