Гетман В.А.

Национальный технический университет Украины «КПИ»

Антропоэтика здоровья - позиционирование концепции

Анализ и синтез ситуации, проведенные в предыдущих работах  позволили нам определить проблемное поле целого ряда аспектов. Они связанны, в целом, с самим здоровьем, здоровым образом и способом жизни и отношением  человека, как к окружающему его миру Живой Природы, так и к самому себе.

Прежде всего, необходимо расставить основные акценты в наших подходах к вопросу Антропоэтики здоровья и определить их взаимосвязь как между собой, так и с уже существующими представлениями о здоровье, здоровом образе и способе жизни и жизнедеятельности человека в многообразии миров. Но прежде мы должны представить основания, или говоря другими словами, - концептуальную суть того, на что опирается наша идея Антропоэтики здоровья.

Основная суть нашей концепции опирается на три базовые составляющие, которые имеют между собой логическую связь. Также мы  определяем главные приоритеты нашей позиции в Антропоэтике здоровья как понятия, как объекта и предмета рассмотрения  и как процесс развития.

Первая составляющая - опирается на то, что здоровье есть неотъемлемая часть категории целостной жизни всего живого и оно является структурной составляющей Природы. Основной закон известного ученого В.И. Вернадского именно это и подтверждает – природа целостная система: все связано со всем.

Вторая составляющая основы концепции - заключается в том, что только баланс всех внутренних миров человека в балансе с многообразием внешних миров создает полную гармонию, что и является ЗДОРОВЬЕМ в полном смысле этого слова.

Третья - невозможно, в принципе, говорить о здоровье как таковом, если не рассматривать его в универсуме, как самого человека, так и Живой Природы и Вселенной. Человек в результатах своей жизнедеятельности, как - бы, занимает позицию вне Законов Живой Природы. Ведь только он один, из всего многообразия живой сущности на земле, разрушает  дом, в котором он же и живет. 

В связи со всем вышесказанным, мы определяем главные приоритеты нашей позиции в Антропоэтике здоровья:

1.     Как понятие: Антропоэтика здоровья - это деятельность человека, выраженная в его поведении, эмоциях, культуре мышления и деятельности. Высокого уровня ответственности за свои мысли и действия.

2.     Как объект: Антропоэтика здоровья, по нашему мнению, сможет стать той частью науки о здоровье, которая, с одной стороны, может объединить многие взгляды на эту проблему, с другой – обозначить путь, который может привести к тому самому Храму здоровья, гармонии и счастливого долголетия всего человечества.

3.     Как предмет: только осознанная, интеллектуальная и ответственная мыследеятельность человека, творимая с любовью, верой и в созидании, могут создать все условия для гармонии и баланса внутренних миров человека с его внешними мирами, и помогут восстановить и приумножить ЗДОРОВЬЕ, как самого человека, так и всей ЖИВОЙ ПРИРОДЫ! «Антропоэтика здоровья», как одно из направлений науки о здоровье, может помочь человеку иметь перспективу развития и сохранить саму ЖИЗНЬ.   

4.     Как процесс: познание самого себя, с одной стороны, и сотворение себя, с другой,  в контексте перманентного творчества и созидания во благо, а не во вред, - является обязательной нормой здорового образа и способа жизни. Все это основной стержень всей многогранной рамки здоровья, как человека, так и всей Живой Природы.

Механизм позиционирования мы построили на представлении различных приоритетов. Из всего комплекса  многообразий мы выделяем основные из них:

Позиция 1 – результаты жизнедеятельности человека

·        Результаты жизнедеятельности человека привели всю Живую Природу к тупику, из которого выход только один – прекратить варварское отношение к данным нам богатствам Природы и начинать, на многие века процесс созидания. Мышление и деятельность человека должны быть, наконец-то, позитивными.

·        На основе опыта использования новых средств, впоследствии, возника­ют технологии современного мира. Мира, который все больше становится искусственным, фактически отдаляя человека от естественного мира Живой Природы.

·        К началу XX века несоответствие естественного быта людей темпам искусственного технологизированного производства становится всеобщей проблемой цивилизованных стран. Данная ситуация порождена все более доминирующей искусственной направляющей, так называемого научно-технического прогресса (НТП). Она характеризуется зарождающимися и всезахватывающими бытовыми и производственными – неестественными ритмом и темпом жизни человека. Эта ситуация начинает уводить людей и целые страны все дальше от духовности и мироощущения себя (человека), как составляющей единицы мироздания. Человек сам порождает собственное гипертрофированное самомнение о себе и своих возможностях.

·        Новое определение – антропологическая катастрофа, становится реальностью нашей жизни, поскольку нарушение основного биологического закона – изменение условий существования биологического вида, к которым он был приспособлен тысячелетиями, приводит к его гибели. В свою очередь, соответствующая реакция экологической системы – Живой Природы, существенным образом стала изменять условия жизнедеятельности самого человека. Эти антагонистические и варварские действия и противодействия привели к таким изменениям, которые приобрели уже катастрофические планетарные масштабы.

·        Мы создаем уже не просто реальность искусственной  жизни и деятельности человека в Живой Природе, а виртуальную -  реальность, которая, как мы знаем, воплощается из действительности фантастики, в реальную жизнь целых стран и народов. Мы разрушаем наше настоящее и полагаемся на проведение в нашем общем будущем.

Позиция 2 – мыследеятельность человека

·        Мы считаем, что мышление и интеллект определяют возможности самого человека и траекторию его деятельности по отношению как к самому себе, так и к Живой Природе.

·        Человек мыслящий, пользующийся своим интеллектом, как инструментом, а также опирающийся на нормы этики, морали и ценности Живой Природы – способен сохранить ЗДОРОВЬЕ как свое, так и окружающего мира.

·        Нравственность человека (комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека) в общем механизме мыследеятельности является основой, определяющей систему ценностей, установок и мотивов поведения индивида в соци­альной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

·        Мы отмечаем, что мышление и деятельность в канве нравственности являются теми актами, которые позволяют человеку гармонизировать свою жизнедеятельность, и в этом смысле выйти на баланс внутренних и внешних миров.

Позиция 3 –  астральные, ментальные и душевные начала человека

·        Величие и сила духа, обеспечивающие добродетель, могут быть достигнуты за счет самоог­раничений и состязаний человека с самим собой.

·        Дух дан душе для того, чтобы душа могла жить в теле. Посему, так важно держать само тело в здравии, чтобы оно оптимальным образом могло служить душе, для счастья и радости жизни.

·        Душа это не мысли и поступки, а наши внутренние ощущения, предчувствия  и чувства, основанные на вере и любви.

·        Как мы видим, дух, духовное начало, душа человека представляются первоосновой здоровья.

·        Духовное здоровье, является предназначением для всей жизни. Оно состоит из: высокой нравственности человека, осмысленности самой его жизни, творческого отношения к жизнедеятельности, гармонии с собой и окружающим миром, любви и веры. 

·        Ощущения, предчувствия, чувства - это то, что утрачивает человек в меру своего погружения в искусственный мир, хотя были даны они ему именно для того, чтобы человек мог жить в гармонии с самим собой и окружающей его Природой.

Позиция 4 – любовь - основа жизни

·        Любовь является той самой красной нитью, которая вместе с верой и созиданием позволяет определить содержание и смысл жизни человека, его здоровья и долголетия. Любовь есть основой самой жизни и, в этом смысле, энергией Живой Природы. Сила ли она, или всеобщее притяжение тел, - это лишь обратная сторона того, что реально движет природой и является ее «ключевой» косми­ческой энергией.  

·        Но какой мы избирали путь для единения и любви? К сожалению, человек, в первую очередь, простраивает защиту своего материального

положения, стремится к власти и карьерному росту, создает новые технологии и новые отрасли про­мышленности. Вот та единственная и сомнительная почва, на которой мы до сих пор пытаемся сблизиться.

·        Только любовь по той простой причине, что лишь она соединяет все живое, способна завершить процесс совершенства и развития, объединив их. И то, что любовь ежедневно производит в малых масштабах, однажды сможет повторить в масштабах Земли – дарить добро, тепло, уют, благие намерения и многое другое, но с этим же акцентом.

Позиция 4 – жизнь и здоровье человека

·        При всем многообразии негатива, счастливое долголетие вполне возможно, что подтверждается немалым количеством исторических фактов и, к сожалению, только отдельными случаями из современной жизни. Оно базируется на двух основных позициях: первая – то, что получено в результате жизни предыдущих  поколений, вторая – то, как мы живем сейчас.

·        Понятие «здоровье» очевидно, отражает качество приспособления организма к условиям внеш­ней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Очевидно также, что состояние здоровья формиру­ется в результате взаимодействия экзогенных (природных и соци­альных) и эндогенных (наследственность, конституция, пол, возраст) факторов.

·        В текстах старых времен и в работах наших современников мы не раз встречаем упоминания об образе и способе жизни человека, что дает нам основание выделять данные аспекты, как важные и значимые в контексте нашей концепции о здоровье в широком смысле этого слова.

·        Самое раннее из определений здоровья — определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: «Здоровье есть гармония противоположно направленных сил». В контексте данного определения мы, с точки зрения нашей концепции, рассматриваем гармонию как сбалансированность внутренних и внешних миров человека с Природой его окружающей.

·        Проблемы здоровья очень часто занимают, в иерархии ценностей человека, далеко не первое место. Приоритет первенства, к сожалению, отводится материальным благам в жизни - карьере, успеху и т.д.

·        Здоровье можно рассматривать как интегративную характеристику личности, охватывающую как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением.  Здоровье включает в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды.

·        Люди не знают, какими огромными резервами физического и психического здоровья обладают. Сумей они сохранить и приумножить их, люди реально могли бы увеличить продолжительность активной и счастливой жизни. Несмотря на общую грамотность, люди многого просто не знают, а если и знают, то не следуют правилам здоровой жизни. «Для здоровья нужны такие знания, которые стали бы бытием».

·        Совершенно очевидно, что понятие «здоровье» имеет комплексный характер.

·        Сущность здоровья возможно определить как: жизнеспособность индивида, а уровень этой жизнеспособности определяется количественно. Одним из подходов, позволяющих осуществить это, является энергетичес­кая концепция профилактики соматических заболеваний

·        Количественную оценку здоровья возможно рассматривать, как максимальную производи­тельность органов при сохранении качественных пределов их функций.

·        Анализ сущностных признаков здоровья может быть распределено в соответствии с рядом концептуальных моделей определения понятия здоровья, но при этом понимаем, что искусственное (модели), не вполне может описать естественное (здоровье).

·        Феномен здоровья, системная позиция - здоровье ин­дивида есть динамическое состояние, процесс сохранения и развития его биоло­гических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособ­ности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

·        Система потребностей человека напрямую оказывает влияние на

образ жизни и здоровье человека. Выделяются три основные группы антропогенных потребностей.

·     К основным предпосылкам формирования и сохранения здоровья

возможно отнести восемь факторов: состояние мира везде и во всем, наличие  соответствующих условий для проживания, социальная справедливость, образование, питание, доход и прибыль, стабильное состояние экосистемы, постоянное наличие ресурсов.

·     Важными для формирования здорового образа жизни являются

следующие показатели:

1. рациональная двигательная активность, один из важнейших показателей здорового образа жизни;

2. питание -  культура потребления пищи, структура и качественный состав продуктов питания;

3. создание и поддержание положительной психоэмоциональной доминанты в жизнедеятельности;

4.  борьба и избавление от вредных привычек;

5. культура интимных отношений и безопасное  сексуальное поведение

6.  возможности реализации здорового образа жизни;

7. средства, позволяющие реализовывать и оказывать влияние на формирование здорового способа жизни.

Здоровье, в широком смысле этого слова, это – гармония, сбалансированность всего многообразия жизни внутренних и внешних  миров человека с мирами Живой Природы. Вышесказанное и является той широкой рамкой, в которой и находится предлагаемое нами направление дальнейших исследований - Антропоэтика здоровья.