Педагогические науки/ 5. Современные методы преподавания

К вопросу преподавания дисциплины «Сельскохозяйственные машины» с использованием интерактивной доски

зав.кафедрой СХМ Зеленин А.Н., декан факультета ТТМС Юсупов М.Л.

Уральский государственный аграрный университет

При преподавании не может быть стандартных ситуаций. Каждое занятие индивидуально. Повторение приемов не всегда дает положительный эффект. Поэтому внедрение компьютеризации в процесс обучения должен сопровождаться разработкой интерактивных методик и применением интерактивных технических средств.

В современных условиях развитие творческих способностей студентов технических специальностей, особенно в области агроинженерии, является социальным заказом общества, что вызывает необходимость изменения процесса передачи им готовых предметно-дисциплинарных навыков и знаний на организацию их совместной творческо-познавательной деятельности при обучении.

Одним из критериев  успешности деятельности на занятии является взаимодействие преподавателя и студента, постоянный обмен мнениями между собой. Применение в ВУЗах компьютерных технологий усилило процесс обучения, показ всевозможных презентаций, мультимедийных пособий – всего лишь способ подачи материала. А для действительно успешного взаимодействия преподавателя и студента больше подходят интерактивные доски. 

Догматическое применение традиционных средств внедрения IT-технологий, как то презентация, видеоряд, электронный плакат не дает положительного эффекта в развитии творческих способностей студентов. Необходимо учитывать, что студенты запоминают от 10 до 20% через слух, 50% через зрение, и 90%, когда они творчески перерабатывают полученный материал. Поэтому необходимо, как говорил К.Д.Ушинский, «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы наполнять его вечно, - вот истинная цель воспитания, цель живая, потому что цель эта – сама жизнь».

Процесс обучения часто это передача знаний от преподавателя к студенту и, по словам Осмолова А.Г., «превращается в снабжение ответами без поставленных учениками вопросов". Под влиянием этого у студента проявляется типичность решений профессиональных задач, а также фиксируется традиционность подбора в мышлении без осуществления творческого подхода.

По результатам проведенного анкетирования и разноуровнего контроля знаний - опрошенные студенты-первокурсники показали, что в 95% владеют только репродуктивным уровнем усвоения знаний и только 5% имеют творческий подход к заданиям.

В дидактике Высшей школы сложился догматический тип обучения. Его итог, обычно, это формальность знания. Так же параллельно с ним получил развитие объяснительный тип передачи знаний, преимущество которого состоит в том, что у студента развивают не только память, но и творческое мышление, наблюдательность, большое внимание уделяют также применению знаний, широко используя  пояснения  к тем вопросам, которые возникают в процессе учебной интеллектуальной работе. Однако среди большинства занятий преобладает выполнение заданий "по инструкции", готовому образцу, хотя в реальной жизни шаблонные действия не всегда дают положительный эффект. Поэтому традиционное для современной Высшей школы такое обучение имеет много положительных качеств, но оно делает упор на воспроизводящее (репродуктивное) мышление и не способствует творческому (продуктивному) развитию студентов. Таким образом, не следует противопоставлять воспроизводящее мышление творческому. Но если в ВУЗе останется только такое обучение, то это приведет к выпуску профессионалов созерцательного типа. Это будут инженеры, усвоившие знания, которые в состоянии воспроизводить научные истины, но они могут спасовать в момент, требующий от них самостоятельных поступков, которые не в состоянии лично изыскать дополнительную информацию и творчески относиться к работе. Такие профессионалы нуждаются в инструкциях для решения каждого вопроса, что в условиях современного производства совершенно недопустимо.

На смену догматическому объяснительному преподаванию в ВУЗы приходит такое обучение, в основе которого лежит не информирование о законах и закономерностях, а организация получения их студентами. Как сказал физик Мак Лауэ, «Не так важно приобретенное знание, как развитие способности учиться. Образование есть то образование, что остается, когда все выученное забыто».

В 1991 г. интерактивная доска была впервые разработана компанией SMART Technologies Inc. и именно преподаватели одни из первых стали активно использовать данные технологии. 

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который подключается к монитору или проектору, передающему изображение. Управление визуальной информацией осуществляется через прикосновения к экрану.

С изображением на интерактивной электронной доске можно работать так же как с традиционной доской и мелом: рисовать, делать пометки, писать и так далее. Всё это можно сохранять в файле требуемого расширения, и далее продолжить работу в случае необходимости. Записывать и рисовать можно различными способами: специальными ручками - маркерами или даже просто рукой. Это зависит от той технологии, которая используется в сенсорном экране. 

Интерактивная доска по своим функциям представляет собой сочетание обыкновенной доски и монитора компьютера. Чтобы управлять приложениями, которые запущены на компьютере, можно просто дотронуться до поверхности экрана. При помощи неё можно работать в сети Интернет, открывать файлы и писать на них пометки, используя для этого маркер. После того как работа с доской будет закончена, можно сохранять зафиксированные материалы и загружать их.

     На кафедре сельскохозяйственных машин факультета транспортно технологических машин и сервиса  Уральского государственного аграрного университета начиная с 1996 года внедряется в обучение мультимедийный комплекс. Из последних разработок можно отметить:

-       создание компьютерного класса тренажеров-симуляторов сельскохозяйственных процессов

-       разработка и внедрение интерактивных плакатов

-       разработка и внедрение 3D компьютерных моделей

При подготовке бакалавров по направлению «Агроинженерия» по профилю: «Технические системы в агробизнесе» при преподавании дисциплины "Сельскохозяйственные машины" для студентов 3 курса применяется мультимедийный комплекс, состоящий из следующих технических средств:

-       Плазменный телевизор LG модель 50PQ600R

-       Ноутбук HP модель G62

     Аппаратура соединялась через разъем HDMI. High Definition Multimedia Interface (HDMI) — интерфейс для мультимедиа высокой чёткости, позволяющий передавать цифровые видеоданные высокого разрешения. Однако традиционный ноутбук лишен возможностей сенсорной панели. Поэтому было принято решение заменить его на iPad с переходником на HDMI, что дало возможность более творчески подходить к использованию мультимедийных средств.

В качестве программной оболочки использовалась программа Note Anytime, имеющая дружественный интерфейс.

NoteAnytime – это не только программа для создания плакатов. Это также графическая среда для создания примечаний в PDF-файлах, интерактивный браузер, виртуальная доска для заметок и аналогичных действий. NoteAnytime представляет пользователю возможность для написания заметок и создания схем, работающую под iOS, Android и Windows.

Благодаря многоплатформенности и работе с различными мобильными устройствами, NoteAnytime предоставляет возможности для иллюстрации различных материалов, в любом месте и в любое время. Можно легко объединять рукописные примечания с текстовыми материалами, сочетая их  с рисунками, схемами и иллюстрациями. Вы можете разрабатывать материал в различной цветовой гамме и стиле, изменяя размер области рабочего материала и, конечно же, делиться своими материалами. С NoteAnytime можете зафиксировать свои разработки и творческие находки.

Бесплатная версия NoteAnytime предоставляет большой выбор текстуры и маркеров, что расширяет творческие возможности при функционировании. Можно менять типа маркера, цвет, толщину и прозрачность линий. Имеется в наличии библиотека макетов, которая содержит различные шаблоны. В бесплатной версии NoteAnytime можно применять даже каллиграфические письмо, позволяющие украсить рукописный текст.

Различные возможности программы: на одном листе можно легко комбинировать и любым образом сочетать различные элементы: текст - рукописный или набранный на клавиатуре, встраивать графические элементы, иллюстрации с фотоаппарата и файлы с расширением PDF.

Функция изменения масштаба объектов:  Применение 50-кратного увеличения изображения на интерактивной доске предоставляет большие графические возможности. С помощью NoteAnytime можно разместить на интерактивной доске любой элемент и изменить его размер полностью сохранив при этом детали и качество прорисовки.

Так же благодаря функции "прыжок", можно решить вопрос перемещения по рассматриваемому материалу. Требуемая часть графики или текста может быть помечена ярлыком, позволяющим вам в дальнейшем быстро переместиться к требуемому элементу.

Графические объекты высокого разрешения: при помощи векторной автоматизации NoteAnytime позволяют корректировать масштаб объекта без искажений, а также сохранять графические объекты в библиотеке элементов для последующего использования. Даже текстовые блоки обрабатываются как графические объекты с высоким разрешением – они могут свободно вращаться, масштабироваться и перемещаться в пределах рабочей области.

Возможности передачи знаний через социальные сети: в отличие от подобных приложений, NoteAnytime позволяют  передавать разработанный материал студентам при помощи электронной почты и социальных сетей - Facebook, Twitter, Tumblr, а также сохранять их в облачных хранилищах (OneDrive или Digital Cabinet).

Облачные хранилища данных предоставляется бесплатно: NoteAnytime позволяет вам загружать и хранить ваши проекты в облачных хранилищах данных Digital Cabinet. Бесплатно имеется возможность сохранить данные объемом в 2 Гб, который в может быть увеличен при необходимости.

Многоплатформенная синхронизация: зарегистрировавшись в системе Digital Cabinet осуществляется автоматическое сохранение, можно не беспокоиться о возможной потере данных, пометок, чертежей, схем и любых подобных материалов. Возможность синхронизации и автоматического сохранения позволяет начинать работу на том мете, где остановились, независимо от используемого вида ОС. К примеру, можно создать схему в Android-устройстве, изменить на iPad, после чего переслать ее на персональный компьютер, функционирующий под управлением Windows 8.1. Вебсайт разработчика - http://noteanytime.com.

С одной стороны она позволяет оформлять традиционные плакаты с четким соблюдением правил, наглядностью и аккуратностью «по линейке». С другой стороны можно в течение короткого времени внести требуемые изменения и пояснения при изучении нового материала.

В частности, при изучении темы «Обработка почвы» у студентов вызвало затруднение понятийный аппарат по технологии вспашки – гладкая вспашка, вспашка взмет, вспашка в свал, в развал. Применив данную интерактивную  технологию (буквально одновременно с устным пояснением) студентам была проиллюстрирована суть этих процессов.

Скриншоты экрана при пояснении темы «Обработка почвы» с использованием программы NoteAnytime

    

Для современного профессионального формирования преподавателям требуется усвоить то, что одно из фундаментальных условий в данном процессе принадлежит творческим возможностям, которые необходимо не только развивать, но так же всемерно поощрять их в процессе обучения в ВУЗе у студентов.

Все ситуации и методики проявления творческих способностей студентов будут возможны лишь при нестандартном отношении преподавателей к данной проблеме, т. к. процесс подготовки к таким занятиям гораздо сложнее и отнимает больше времени. Поэтому необходимо осознать, что те агроинженеры, которых мы сегодня выпускаем из аграрного университета, в скором времени будут определять будущее развитие нашего государства, а то, насколько быстро и эффективно они будут решать свои профессиональные задачи, зависит от качества полученного образования и уровня развития их творческих способностей.

 

Литература

Иванова, И.П. Развитие творческого мышления студентов в условиях проблемно-деятельностного обучения / И.П. Иванова. – Ставрополь, 2002.