Бижигит А.Г.

 докторант программы PhD

 КазЭУ  им. Т. Рыскулова

 

НОРМЫ ШАРИАТА В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

         The theme of research is rather actual, in connection with arising requites in introduction of Islamic finance in the Republic of Kazakhstan now time. In this case, wants to note the interest of the state institutions, commercials banks and other finance organizations in introduction of Islamic financing in Kazakhstan. So, the Law of the Republic of Kazakhstan «On introduction of amendments to some legislative acts on issues of organization and activities of Islamic banks and organization of  Islamic financing» on February, 12, 2009 was accepted, that will allow to create a necessary legal field for introduction and developments in the country of Islamic financing instruments according to principles of Sheriyat. In connection with the last events on the world financing markets the introduction of Islamic financing instruments by the organization of Islamic banks activity is very significant and actual question for Kazakhstan, which is enable to create more favorable finance stabile models of financing economic of Kazakhstan. Kazakhstan has all preconditions for successful and perspective development of Islamic finance system. One of directions in this field is opening Islamic banks in the Republic of Kazakhstan in the near future.

 

         Ключевые слова: шариат, исламское финансирование и исламская финансовая система.

 

Сегодняшний день предстает перед нами как площадка обсуждения и борьбы с классической ситуацией глубокого экономического кризиса. Каждому хотелось бы очутиться во времени, когда данная тема будет звучать, как отголосок прошлого времени, а факел победы будет в руках мира над данным глобальным финансово-экономическим кризисом.

Финансовый кризис можно трактовать по-разному и на различных языках. Согласно словам известного писателя Г. Короленко: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям… Слово – это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы.».

Если рассмотреть значение слова «кризис», то в русском языке оно указывает направление, где взять денег – к-ризе-с, то есть к ризнице – хранилища сокровищ. К этой мере в трудную минуту прибегали Минин и Пожарский, Петр I, Екатерина II и большевики. Сегодня, когда церковь отделена от государства, сокровищница – это Стабилизационный фонд и золотовалютные запасы Центрального Банка.

Если же перевести слово «кризис» с различных языков на русский язык, то предстанет следующая картина:

на казахском языке «дағдарыс», имеет также значение как депрессия; застой; безвыходность;

с греческого языка - решение, поворотный пункт, исход, суд;

с арабского языка «азма» – застой;

на китайском языке данное слово, состоит из двух образов — «опасное время» и «время возможностей».

Действительно наступило время открытия новых возможностей, воплощения новых идей и инициатив, настало время обдумать все стороны бытия человечества. И достойно выдержать данный эволюционный мировой процесс.

В ныне сложившихся мировых экономических условиях проводятся различные встречи ведущих финансистов и экспертов из разных стран мира, как на мировом уровне, так и внутри страны, на которых обсуждаются самые актуальные вопросы в части роста и устойчивости банковской системы и нахождения оптимума.

Причины возникновения и пути решения данной глобальной ситуации волнуют как лидеров мировых религий, так и  экспертов в области психологии и другие. Так, психолог из Латвии Йоланта Циханович сравнивает кризис с превращением гусеницы в бабочку. «Знаете, как гусеница превращается в бабочку? Сперва червяк пожирает все вокруг и набирает вес. Потом прячется в кокон, внутри которого происходят интересные вещи: для того, чтобы стать прекрасной бабочкой и научиться летать, гусеница сначала распадается на клетки. Единственное, что остается это пищеварительный тракт – стержень. Через какое-то время эти клетки, как «Лего», складываются в прекрасную бабочку. Она покидает кокон, в котором остается кровь. Все мы можем стать бабочками. Как гусеницы, мы сперва все вокруг поедаем – копим знания, берем кредиты, покупаем недвижимость, обзаводимся семьей… И мы очень часто боимся потерь – распасться поклеточно: отказаться от профессиональной идентичности, потерять деньги… Но любые потери – они же и приобретение. Чтоб новое пришло, нужно освободить для него место…».

 В Казахстане на данном этапе ситуация на внутреннем финансовом рынке остается напряженной в условиях сохраняющейся неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Однако были предприняты своевременные и действенные меры, которые позволили минимизировать негативное влияние данного кризиса, обеспечить стабильность банковской сферы.

Известно, что до настоящего времени исламская финансовая система не являлась источником возникновения кризисов. По этому поводу на фоне кризиса западными аналитиками отмечалась очевидная стрессоустойчивость исламских банковских систем в исламских странах.

Выходит, что те страны, в которых доминирует исламская финансовая система, оказались в завидном положении. Исламская финансовая система предстает как экономическая модель, состоящая из этических основ, которая закрывает завесу расточительства и открывает новую эпоху справедливого распределения. На самом деле, история исламского мира богата примерами понимания справедливости и правосудия  экономической жизни.

Оглядываясь назад в историю развития ислама, мы видим, что стремление мусульманских мыслителей созерцать человеческую жизнь, благословенную правосудием и балансом, подвигло их сосредоточиться на вопросах финансирования, политической организации и экономики, социальных отношений, в рамках структуры исламского учения. Таким образом, исламские поиски, толки справедливости и правосудия привели к признанию первостепенной значимости финансов в жизни. Опираясь на шариат, исламская финансовая система выводит свои принципы из Корана и Сунны. Запрещение процента (риба) является доминирующим звеном исламского руководства, разработанного, чтобы играть ведущею роль в обеспечении равноправной и справедливой экономической модели.

 «О вы, которые уверовали! Не пожирайте роста, удвоенного вдвойне…» (3:130).

Согласно Священному Корану, взятие суммы сверх основной суммы является несправедливым. При этом признает право кредитора на основную сумму без любого уменьшения, поскольку это также является не справедливым.

В Коране слово «риба» дословно с арабского имеет значение – приращение. При этом в Священной Книге риба встречается 8 раз, стихов насчитывается 12, имеющих к ней отношение.

Известный юрист, философ тринадцатого века, Ибн Рушд, сообщает следующее: «Ясно из шариата, что цель запрета риба связана с вероятностью большого обмана, который существует в нем. Законность сделок определяется в приближенности эквивалентности между различными вещами было почти невозможно, динар и дирхам были произведены для их оценивания, то есть, чтобы измерить их. Как между различным видом предметов потребления, я подразумеваю те, которые нельзя взвесить или измерить, законность сделок здесь состоит в их пропорциональности. Соотношение стоимости одной вещи в ей подобной должна быть равной соотношению других вещей к подобным им. В качестве примера: когда человек продает лошадь за  рубашку, правосудие требует, чтобы соотношение стоимости этой лошади к лошадям было такой же, как соотношение стоимости той рубашки к рубашкам. Если стоимость этой лошади равна пятидесяти, стоимость тех рубашек также должна равняться пятидесяти. Пусть, например, это будут десять рубашек, что обеспечит эквивалентность. Таким образом, эти предметы должны быть неравны в количестве по отношению друг к другу в справедливых сделках, поскольку одна лошадь эквивалентна десяти рубашкам в приведенном примере.».

Финансовая система, основанная на процентах, создает обремененное долгами общество. Она финансирует потребителей, фирмы и правительство, включая местных жителей (город) учреждения, создавая долги. Существует встроенная тенденция в этих долгах, чтобы расти в течение долгового времени. У этой тенденции есть социальные, психологические и политические последствия, которые должны быть учтены в обсуждении справедливости. В окончательном счете справедливость – предварительное условие для человеческого достоинства. Общество должников не только испытывает широко распространенное беспокойство, большинство его участников обязано чувствовать себя оскорбленным и униженным системой, которая соблазняет их в долговую ловушку, но не помогает им выйти из нее. Это не произошло бы, если бы финансирование было в значительной степени основано на разделении, обращаясь к способам создающим долг в том случае, когда разделение не является надежным. Есть фундаментальное различие между отношениями разделения и долговыми отношениями. Разделение подразумевает своего рода равенство между акционерами, даже когда акции количественно неравны. Но отношение кредитора-должника или кредитора-заемщика дает преимущество кредитору. Это преимущество находиться в законодательстве страны, так же как в неофициальных социальных учреждениях. Разделение является достойным. Поэтому равноправное общество, предпочло бы финансовые меры, основанные на разделении в максимально возможные степени. Во многих случаях разделение не работает, и нужно обратиться к финансовым мерам, основанным на долге. Важный положением является то, что, узаконивая процент, общество практически помещает меры разделения в неудобство. В этом состоит его несправедливость.

В нынешних условиях при картине миллиардных убытках американских и европейских банков, стоит ожидать существенного повышения роли банковских учреждений, работающих по исламской модели. Также, специалисты уже предполагают, что в скором будущем исламские банки потеснят позиции западных банков в арабских странах. Таким образом, сложатся объективные условия для благоприятного зарождения и развития исламской финансовой системы на другие регионы исламского мира, а затем за его пределы.
        
Исламская финансовая система построена в соответствии с  нормами шариата. В исламской экономической модели категорически запрещены все виды деловой активности, связанные с производством и торговлей товаров, не отвечающие принципам шариата, таких как свинина, алкогольная, наркотическая и порнографическая продукция. При этом, также запретно традиционное страхование, установление монополии, игорный бизнес, лотереи и нерациональное использование природных ресурсов или препятствование их восстановлению и другие виды деятельности, которые не соответствуют морали ислама.

Основная отличительная черта исламской экономической модели от традиционной является категорический запрет взимания любых процентов по кредитам – простые и сложные, номинальные, фиксированные или плавающие. Для того, чтобы получить доход от кредитования, финансовый институт должен быть либо долевым участником, полностью разделяя риски и премии предприятия, либо может участвовать в торговле и извлекать прибыль от наценки между себестоимостью приобретения товара и ценой продажи.

В этой связи, идея и инициатива внедрения инструментов исламского финансирования путем организации деятельности исламских банков является очень своевременной для Казахстана, что поспособствует созданию более благоприятных финансово-устойчивых альтернативных форм финансирования экономики Казахстана и послужит дальнейшему росту конкурентоспособности казахстанских банков.

В настоящий момент, в целях установления правовых основ и особенностей деятельности исламских банков на территории Республики Казахстан 12 февраля текущего года принят Закон Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организаций исламского финансирования».

В этой связи в целях реализации требований данного закона разработаны и приняты соответствующие нормативные правовые акты Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Таким образом, вносятся изменения и дополнения в Гражданский кодекс - с целью уточнения особенностей исламского финансирования; Налоговый кодекс - в части порядка налогообложения исламских финансовых инструментов; закон «О банках и банковской деятельности» - по вопросам создания правовых основ функционирования исламских банков, устранения ограничений, препятствующих внедрению исламских банков, определения форм и методов государственного регулирования и надзора за деятельностью исламских банков. Кроме того, поправками вносятся изменения в закон «О рынке ценных бумаг» с целью уточнения понятия исламских ценных бумаг, порядка их выпуска и обращения; в закон «Об инвестиционных фондах» - в части требования к исламским инвестиционным фондам; в закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - по порядку регистрации прав на недвижимое имущество, приобретенное исламским банком в качестве доверительного управляющего за счет средств инвестиционных депозитов; в закон «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан» - в части нераспространения норм данного закона на беспроцентные депозиты до востребования и инвестиционные депозиты, размещенные в исламском банке. Кроме того, доработана редакция статьи 52-8 закона «О банках и банковской деятельности» о финансировании торговой деятельности в качестве торгового посредника с предоставлением коммерческого кредита. Данная поправка введена в целях приведения в соответствие с практикой исламского финансирования, запрещающей исламскому банку предоставлять коммерческий кредит с продажей товара, не являющегося собственностью банка. Вместе с тем, предложено пересмотреть концепцию оригинатора в законе «О рынке ценных бумаг», в качестве которого помимо исламского банка могут выступать национальный холдинг, национальный управляющий холдинг и его дочерние организации. Кроме того, в законе «О рынке ценных бумаг» исключено требование о необходимости создания совета по принципам исламского финансирования при каждой управляющей компании исламского инвестиционного фонда. Принятие данного документа позволит внедрить альтернативные формы финансирования, а также будет способствовать снижению процентных ставок на банковские услуги в республике.

В рамках выполнения поручения Президента Республики Казахстан Правительством и Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций проводится соответствующая работа по открытию банков исламского финансирования (филиалов Эмиратского исламского банка «Аль-Халяль») в Астане и Алматы.

Таким образом, прогрессивное внедрение исламского финансирования послужит предпосылкой в становлении Казахстана как первооснователя исламского финансового центра на постсоветском пространстве.

 

 

Литература:

1. Андрей Нещадин, «Кризис по-русски», портал «Вечная молодость»// www.vechnayamolodost.ru

2. Еженедельная газета «СУББОТА» № 51 от 18.12.2008// www.subbota.com

3. Сунна также содержит жесткие и бескомпромиссные высказывания о рибе. Например, в одном их хадисов Пророк сказал, что ростовщичество в 36 раз опаснее для общества, чем супружеская измена. За последнюю, как известно, предусмотрена смертная казнь в виде побивания камнями (раджм). Однако за ростовщичество, несмотря на его общественную опасность, наказание предусмотрено только в будущей жизни.

4. Ibn Rushd (1988), Bidayet al Mujtahid wa Nihayet al Muqtasid, Beirut: Dar al-Kutub al-Islamiyah, Vol. 94, pp.2,  p. 135;

5. См.: Мохаммад Неджатулла Сиддики. Риба, банковский процент и логическое объяснение их запрета. Исламский Банк Развития Исламский Институт Исследований и тренинга // Серия исследований приглашенных ученых.  Джидда – Саудовская Аравия, 1425 Х (2004). №2.  – С. 51-52.