Гордийченко В.В.

ЗНТУ

Гоголь среди нас

(По гоголевским местам Полтавщины)

К 200-летию Н.В. Гоголя

Во время посещения Полтавы группа преподавателей и сотрудников Запорожского национального технического университета во время выходного дня (суббота – воскресение) посетили гоголевские места, именно в таких населённых пунктах как: Диканька, Великие Сорочинцы, известных нам из произведений Великого Гоголя. Именно они известны каждому украинцу и во всём мире, но все, же побывать на этой славной земле – это большое событие. Кажется, здесь вот-вот встретишься с персонажами произведений Николая Васильевича Гоголя (1806-1852), и побывать на всемирно известном Сорочинском ярмарке. Но, сожалению, самой ярмарки мы не увидели,– не сезон! Нам показали место, откуда торгуют из Запорожья.

Там, в Сорочинцах мы посетили Великосорочинский литературно-мемориальный музей Н.В. Гоголя. В музее экспонируются личные вещи писателя, живопись, графика, скульптуры, которые отражают жизнь и литературную деятельность великого украинца, классика мировой литературы.

Музей был сооружён в 50-х годах ХХ века на месте, где когда-то была хата, в которой родился великий писатель. Сохранилась Спасо-Преображенская церковь, в которой крестили маленького Николашу (так родители называли Николая Васильевича). Эта церковь была сооружена на средства предпоследним гетманом Украины Даниилом Апостолом – 6 апреля 1732 года и была освящена. Именно эта церковь сооружена тогда ещё миргородским полковником, которого избрали на гетманство в Глухове – Даниилом Апостолом. Четыре года строили её опошнянские и полтавские каменщики, гадяцкие и глуховские краснодеревщики. С генеральной старшиной прибыл на освещение сам Даниил Апостол.

Белое диво украинского барокко над речкой Псёл, над буйными лесами и садами, над россыпями хат.

Как не удивительно, что эта церковь во времена советской власти была не тронута руками вандалов-безбожников и, что самое главное, сохранился первозданный иконостас – удивительное творение народных мастеров, очаровывает глаз изумительной резьбой, фантастической барокковой романтикой. Более сотни икон имеют очертания художественной оригинальности и искусственной совершенности. В момент открытия Спасо-Преображенской церкви, здесь были и иконы венецианских мастеров.

В склепе этой церкви и был похоронён великий государственный деятель Украины, её мужественный рыцарь и защитник ­– гетман Даниил Апостол в 1734 году. Как свидетельствует словарь Брокгауза и Эфрона  «гетман умер в городке Сорочинцах, занимаясь выращиванием садов».

Но и после смерти Д. Апостола Великие Сорочинцы продолжали оставаться центром хозяйства и культуры.

Но, к сожалению, могила гетмана была разорена большевиками во время гражданской войны. Останки гетмана изъяли из захоронения, высыпали в мешок и выкинули на мусор. Спрашивается: кому мешала могила гетмана, умершего двести лет тому назад?

И видела всё это Спасо-Преображенская церковь, в метрической книге, в которой за №25 20 марта (1 апреля) 1809 года записано:

«20 марта у помещика Василия Яновского родился сын Николай и окрещён 22 марта».

Гоголь!

Какая звезда нашего духа засветилась в Великих Сорочинцах!

Как свет далёких звёзд, который летит до нас тысячи и тысячи лет, когда они уже давно погасли, так и духовное поле гения сквозь десятки и сотни лет после смерти способное изумлять и восхищать миллионы человеческих сердец.

Символически, что у церкви-усыпальницы славного гетмана Даниила Апостола крестили младенца Николая Гоголя, который через российскую культуру вышел на вселенские просторы, показав величие и славу Украины в своих бессмертных сочинениях.

От «Сорочинской ярмарки» до «Мёртвых душ», – какой гигантский путь. Какие характеры, какое знание народной жизни! Иван Нечуй-Левицкий считал, что Гоголь и Котляревский «положили начало реалистического направления в двух литературах: в великорусской и украинской».

Академик Михаил Грушевский, первый Президент Украины, характеризовал гоголя, как одного из величайших сынов и гениальных людей, что дала Украина.

Гоголь, как летописец Украины, внук казацкого канцеляриста и потомок гетманов, из-за тяжёлых условий воссоздал идею казацкой державы, напомнил о тысячелетней истории украинского народа. Генеалогическое древо Гоголя исходит своими корнями к украинскому казацтву и духовенству.

Очень хочется навести цитату из повести писателя «Ночь перед Рождеством», исходя из этого повода, когда персонаж повести кузнец Вакула, оседлав чёрта, полетел в Петербург за черевичками, которые носит царица для своей Оксаны. И здесь он сходится с запорожцами, которые прибыли к царице на аудиенцию по поводу ликвидации ею Сечи такими вот словами:

– Помилуй, мамо! Зачем губишь верный народ? Чем прогневили? Разве держали мы руку поганого татарина; разве соглашались в чём-либо с турчином; разве изменили тебе делом или помышлениями? За что же немилость? Прежде слышали мы, что приказываешь везде строить крепости от нас; после слышали, что хочешь поворотить в карабинёры; теперь слышим новые напасти. Чем виновато запорожское войско? Тем ли, что перевело твою армию через Перекоп и помогло твоим генералам порубать крымчан?..

У этой цитаты закодирована великая история Украины с момента гибели её казацкой вольности до барщины, превратив их в регулярное войско.

Как не удивительно, что ни в одном художественном фильме (в том числе и мультипликационном фильме) не прозвучала эта цитата из повести «Ночь перед Рождеством» Гоголя. Это можно судить из-за идеологической подоплёки Москвы.

Благодаря Гоголю в тот российский язык влился мощный украинский поток, он творил свой синтаксис, ритмомелодику, пополнил российский язык сотнями новых слов и выражений. Без сомнения, там были слова и выражения, которых Гоголь слыхал в Сорочинцах и на берегах Псла.

Тем не менее, наша экскурсионная группа посетила Диканьку проездом. Там мы пообедали. По дороге гид рассказывала нам об истории фильма, которого там в самой Диканьке снимали – «Ночь перед Рождеством». Кажется, что вот-вот где-то из-за какой-то трубы хаты вылетит на метле ведьма, или выбежит чёрт. Но мы там, возле Диканьки посетили Святониколаевскую церковь, которая была воздвигнута в форме ротонды, окрашенной по фасаду колонами и на входе портиком дорического ордера с треугольным фронтоном в 1794 году, которая сохранилась до сегодняшнего дня. Автор проекта был талантливый мастер из С.-Петербурга Николай Васильевич Львов. Сам этот Свято –Николаевский храм был первым творением великого зодчего.

Эта церковь принадлежала князьям Кочубеям, средствами которых финансировалось строительство, которая потом стала их усыпальницей в специально оборудованном склепе под алтарём.

Похоронено здесь пять князей и три княгини из рода Кочубеев. Первым было похоронено сына строителя церкви Виктора Павловича Кочубей (внука славноизвестного генерального судьи мазепинской эпохи Василя Леонтьевича Кочубея, останки которого покоятся на территории Киево-Печерской лавры), что впервые получил графский, а потом княжеский титул – Василий, который прожил всего 38 лет и завещал похоронить его под стенами родовой церкви.

А в 1810 году была введена в действие каменная колокольня Николаевской церкви (архитектор Луиджи Руска). Но через тяжелое финансовое положение окончательное строительство её завершилось, однако, в 1827 году.

В своё время здесь побывала молодая женщина Мария Ивановна гоголь-Яновская из села Васильевка, что за 30 верст от Диканьки. Впечатленная смертью своих двух первых детей (мальчиков), она пешком не раз и не два приходила сюда к образу Святителя Николая, выпрашивала жизни и лучшую судьбу для своего будущего сына. На  честь этой церкви, а также её чудотворной иконы назвал она новорожденного сына Николаем. Тем не менее, после такой истории своего рождения Н.В. Гоголь часто навещал эту церковь.

После октябрьского переворота 1917 года церковь испытала разрушения, однако выстояла. А вот дворец Кочубеев, который находился недалеко от церкви, был уничтожен основательно. Единственная триумфальная арка, которую построили Кочубеи в честь визита в их имение императора Александра I стоит и по сей день. Там же сохранились и кочубеевские дубы.

Потом мы побывали в селе Гоголево (в прошлом Васильевка) в музее-усадьбе родителей Н.В. Гоголя. Заново отстроенная усадьба. Как нам сказали, что жильцы этой усадьбы могли жить, запасшись продуктами питания, круглый год на автономном режиме. Были каморы, где содержались продукты, погреб и тому подобные. Недалеко от усадьбы есть озеро, парк, аллея, где когда-то прогуливался писатель.

Множество экспонатов, что говорят о жизни и творчество Гоголя – все они подлинные, будто бы вот-вот зайдёт сюда писатель.

Относительно меня, то большого внимания привернул портрет Н. гоголя, написанный масляными красками. Очень выразительное лицо писателя. А особенно глаза. И с какой бы стороны не стоял зритель, то глаза писателя всегда будут смотреть на него. Я, например: встал сбоку; смотрю глаза Гоголя смотрят на меня. Я встал с другой стороны–всё также–глаза смотрят на меня. Я пригнулся, чтобы посмотреть на Гоголя снизу–всё равно его глаза смотрели на меня! Вот как художнику-портретисту удалось так нарисовать писателя, что глаза как живые, которые смотрят на зрителя из какого бы угла он не стоял!

Хотя этот портрет самому Гоголю не нравился. И когда он приезжал погостить до родных, то мать снимала портрет со стены, чтобы Никоша его не видел. А когда он уезжал, то портрет крепили на стенку вновь.

Напротив усадьбы было сельское кладбище, где были похоронены родители Н.В.Гоголя. кладбище со временем снесли, а могилу родителей писателя сохранили до сегодняшнего дня.

Потом опять Полтава. После экскурсии в посёлке Опошня (Опішня-укр.) (место гончарного искусства и научно-исследовательского института керамики НАН Украины–единого в своём роде в возрождении национального ремесла изделий из глины), мы вернулись в Полтаву, чтобы посетить музей «Поле Полтавской битвы». Но было бы несправедливо не упомянуть там знаменитый домик Ивана Петровича Котляревского–автора «Энеиды» и «Наталки-Полтавки». Эта экскурсия не предусмотрела посещение усадьбы этого списателя, но мы даже умудрились сфотографироваться на фоне этого домика, котрого однажды нарисовал Т.Г, Шевченко, который пребывал в Полтаве.

как скажет потом известный сегодня на всех континентах Фёдор Михайлович Достоевский: «Все мы выросли из гоголевской «Шинели». Но перед «Шинелью» была ещё «Красная свитка», которая наделала столько переполоху на «Сорочинской ярмарке»!

 

Как легендарный кузнец Вакула из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», оседлав горячего скакуна своего таланта полетел Гоголь до Петербурга, где получил черевички мировой славы из рук самой музы.

А пил же этот конь из Псла под высокими звёздами Великих Сороченец и Миргорода, Яновщины и Опошни.

Юный Гоголь в «миргородских Афинах»–усадьбы отставного министра Трощинского видел пьесы своего отца – украинского драматурга Василия Гоголя-Яновского, а также произведения Ивана Котляревского «Наталка Полтавка» и «Москаль-чаривнык».

На протяжении всей жизни Николай Васильевич Гоголь искренне уважал свою материнскую речь и общался ею со своими земляками, когда приезжал в Украину, а за границей–с Адамом Мицкевичем и Брониславом Залесским.

Итак, 1 апреля (по новому стилю) 2009 года вся общественность должна отметить  200-летие со дня рождения Великого Гоголя. Нам украинцам есть чем гордится –таким великим человеком в мировой культуре! Вот сколько у нас есть музеев и памятных мест связанных с жизнью и творчеством писателя, что связанные с Украиной, а вот в России, к сожалению, ни единого музея нет, кроме могилы на кладбище вблизи Новодевичьего монастыря в Москве, придумавших множество нелепых мистических историй связанных со смертью писателя. Удастся ли россиянам воплотить идею по поводу открытия хоть какого-нибудь музея великого русского писателя Н.В.Гоголя?