Клычникова А.Е., Николенко К.В.

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени М.И. Туган-Барановского

Причины возникновения и типология молодежных субкультур

 

Современные неформальные молодежные движения в Украине можно назвать своеобразной “молодежной культурой”, которая включает в себя разнообразные направления и качественно отличные виды активности молодежи. В то же время, молодежный неформалитет является частью более широкой среды “андеграунда”.

Под молодежной субкультуры обычно понимают систему ценностей, норм, способов поведения и жизненных стилей, которые присуще данной социально-демографической группе. Субкультурные атрибуты, ритуалы как образцы поведения, а также система ценностей молодежи, как правило, отличаются от ценностей доминирующей культуры, хотя и связаны с ней.

Субкультура обладает стойкостью и в то же время не оказывает воздействия на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняются, а ведущий ствол культуры при этом сохраняется.

Подходы западных социологов к выделению причин возникновения молодежных субкультур различны. Так Р.Левинталь говорил о том, что старшее поколение все меньше может помочь младшему при выработке норм поведения, соответствующих новым жизненным проблемам. Стремления молодежи не удовлетворяются ни в прагматично ориентированных семьях, ни в традиционных учреждениях и организациях, которые охраняют устаревшие ценности и нормы. Чаще всего субкультурные проявления молодежи выражаются в разных формах асоциального поведения отдельных групп молодых людей, которые шокируют общество своим внешним видом, манерами, интересами, выбором стиля жизни и пр. Речь идет о так называемом “шок-протесте”.

По Парсону, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых – это “нетерпение” детей занять место отцов в социальной структуре. Однако дело кончается вхождением нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством.

У М.Мид иная точка зрения: молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, прежних позиций в ней нет. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. Результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой.

Так или иначе, анализ субкультур западными учеными основывается на опыте деятельности неформальной молодежи в условиях развитой демократии и стабильной экономики, а также на бихевиористских концепциях (т.е. изучение ведется по линии выявления девиантного поведения).

Что же касается типологии субкультур, то она довольно разнообразна. Социологи выделят целый ряд критериев по которым можно их классифицировать.

По социально-правовому признаку выделяют: просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды); социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты); асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана: со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты; с социальной позицией - экокультурные; с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления; с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

Наиболее часто применимой является классификация профессора С.А.Сергеев исходя из критерия ценностных ориентаций: романтико-эскапистские (хиппи, толкиенисты, с некоторыми исключениями байкеры); гедонистично-развлекательные (мажоры, рейверы, реперы и пр.); криминальные (гопники, урла); анархо-нигилистические или радикально-деструктивные (панки, металлисты, сатанисты и пр.). По временному критерию он выделяет традиционные молодежные субкультуры, имеющие достаточно длительную историю (хиппи, панки, битломаны и пр.), и новые, возникшие в последнее десятилетие (толкиенисты, униформисты, металлисты и пр.).

Подводя итог следует отметить, что в меру того, как «потребление» обществом альтернативных культур возрастает, субкультуры вливаются в основное русло, поэтому молодежь для сохранения своей «инаковости» должна постоянно создавать для себя новую идентичность. Но средства массовой информации так быстро обеспечивают нас огромным массивом информации, что новые субкультуры поглощаются ими почти в самом зародыше. Поэтому некоторые исследователи полагают, что перенасыщенность средств массовой информации могут уничтожить условия для существования субкультур как таковых: ведь при помощи СМИ доминирующая культура почти мгновенно включает в себя возникающую субкультуру как нечто новое, модное, альтернативное и т.п. То, что когда-то принадлежало альтернативным субкультурам, возрождается в главном культурном русле. Примерами указанного процесса могут служить ретро и панк, прочно вошедшие в арсенал моды.

Литература:

1.                   Сауленко Л. Молодежные субкультуры: украинский контекст. – СПб.: Университетская книга, 1997, с. 453.

2.                 Кулік В., Голобуцька Т., Голобуцький О. Молода Україна: Сучасний організований молодіжний рух та неформальна ініциатива. – К.: Центр дослідження проблем громадянського суспільства, 2000.

3.                   Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.