Философия / 1. Философия литературы и искусства

Зайцева М.Л.

Государственная классическая академия им. Маймонида, г. Москва

Тенденции авангардного жизнестроительства и их связь с принципами синестезии

        Исследование эстетической концепции авангарда, ориентированной на создание новаторских ценностей прежде всего в области прагматики, позволяет сделать вывод об особой роли в ней идеи действенности искусства. Активное воздействие на публику становится смыслом эстетической позиции деятеля авангардного искусства. Создается новая, неклассическая, «неаристотелевская» система средств воздействия на слушателя, читателя, зрителя. Прагматическое задание, выполняемое при этом художественным произведением, сдвигает привычные формы отношения между объектом и субъектом творчества: адресат из субъекта восприятия превращается в объект. Изменение общества в результате трансформации индивидуального сознания становится центральной тенденцией авангардного жизнестроительства. Поиски теургически преобразовательного действа, где стирается грань между искусством и действительностью, сближает авангард с предшествовавшим ему символизмом. В статье «Смысл творчества» (1914 г.) Н. Бердяев определяет целью творческого акта создание нового мира – не символических знаков иного бытия, а «самой реальности иного бытия». В футуристических манифестах артикулируется весьма близкая к символистской эстетике задача нового искусства: «не создание новых картин, стихов и повестей, а производство нового человека с использованием искусства» («Откуда и куда? / Перспективы футуризма / С. Третьяков, 1910 г.) . Однако авангард ставит задачу преобразования реальности более масштабно и радикально, чем символизм. Из авангардной программы эстетической революции с неизбежностью вытекает программа революции политической, «долженствующей стать прелюдией к тотальному космическому обновлению мира» (Б. Гройс). Призывы к «штурму» Вселенной (В. Маяковский), «межпланетной революции» (Д. Бедный) понимались авангардом отнюдь не метафорически. В новой модели искусства творец выступает как теург, его личность гиперболизируется, вырастая до космического масштаба (идея «Председателей Земного Шара» В. Хлебникова), либо превращаясь в культ собственного «я» («Я, гений Игорь Северянин», «Я» В. Маяковского). Художественное произведение, благодаря мощному прагматическому эффекту, возводится в статус теургического преобразовательного действа. Достичь подобного воздействия можно прежде всего благодаря синтезу искусств. Разные грани стремления к синтезу искусств демонстрирует символизм и авангард. На основе изучения немецкой эстетики, обратившейся в лице философов А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, композитора Р. Вагнера к проблеме синтеза искусств и выдвинувших концепцию трагедии, высшая задача которой, по словам Ф. Ницше, «как одно целое пойти навстречу предстоящей гибели с трагическим умонастроением», Н. Федоров предлагает иной, созидательный синтез искусств – Храм, в котором художественное произведение – литургия понимается как дело всеобщего спасения. Основные положения автора «Философии общего дела» оказали огромное воздействие на замыслы русского символизма, все теургические устремления которого венчает скрябинская Мистерия – грандиозный и неосуществленный замысел соборного действа, в котором должно принять участие все человечество. Планировавшееся место проведения – легендарная Индия, куполообразный храм на берегу озера. В это действо надлежало вовлечь не только музыку, звук, слово, движение, но и реалии природы, а также предполагалось безграничное расширение синестезийного комплекса – «симфония араматов и осязаний».

         Идея синтеза искусств приобрела в авангарде совершенно новое звучание. Именно художниками «левой» ориентации было сделано открытие того, что искусства отличаются друг от друга только материалом – элементами языка, но законы оперирования элементами едины: «конечная цель стирает внешние различия и открывает внутреннюю тождественность» (В.Кандинский). Поиск тождеств в системах художественных языков и нахождение новых вариантов их соприкосновений (синестезий) отвечал потребности авангарда в тотальной новизне. Новой мысли (менталитету) должен соответствовать новый язык (лингвалитет) – такой «принцип единой левизны» был сформулирован Будетлянином (В.Хлебниковым), наиболее активно работавшим в сфере создания нового «самовитого» слова. Новый язык создает новые жанры, в которых ясно прочитывается идея синестезии – умножения способов восприятия и выражения: это и «стихокартины» и «стихи для взирания, а не для чтения», это и «архитектурные кричали» (поэма «Мы и дома» В.Хлебникова), это и проект сценической композиции В.Кандинского «Желтый звук» В.Кандинского на музыку Ф.Гартмана и др.

         Особое место в русском авангарде занимают деятели русского зарубежья, вынужденные покинуть Россию после Революции, в частности, Николай Обухов, создатель грандиозной мистерии «Книга жизни». В 30-е годы Обухов задумывает в Париже создание мистериального действа с новым расположением оркестра, игрой света, подыскивая для исполнения круглое здание с алтарем в середине. Автор пишет партитуру на огромных листах бумаги разных не только форматов, но и форм – одни квадратные, другие ромбические, финал написан на эллиптических листах. Пишет он разноцветными чернилами, красными, синими и желтыми, и сама бумага раскрашена секторами в различные колера. Все это имеет символическое и мистическое значение. После трагического ограбления композитора от партитуры мистерии остались только черновики отдельных фрагментов, но воспоминания современников помогают реконструировать масштаб замыслов Н.Обухова.

         Анализ подобных примеров художественной практики начала ХХ века позволяет выявить общую для символизма и авангарда идейно-эстетическую позицию, направленную на оптимизацию общественного сознания с помощью проектов грандиозного масштаба, затрагивающих интересы всего человечества. Утопические идеи гармонизации человечества при этом весьма показательно связаны с новой концепцией синестетической общности видов искусства. Анализ исторической судьбы новаций авангарда позволяет выявить характер отторжения или использования экспериментов авангарда последующими художественными стилями.