6

Братко Н. Н.

Украинская инженерно-педагогическая академия

Современные достижения науки и проблема бытия Бога

 Достижения современной науки оживили дискуссию вокруг проблемы бытия Бога. На многие, ею же поставленные вопросы наука не может ответь однозначно. На них, естественно со своей мировоззренческой позиции питаются ответить  теоретики религии. Нас же будет интересовать то что на естественно научное обоснование бытия Бога выходят в своих исследованиях многие, часто не настроенные религиозно ученые.

Немецкий ученный на основе математического анализа проблем возникновения вселенной ,эволюции живого, соотношение добра и зла и других пришли к выводу, что вероятность бытия Бога равна 62%. Российский философ В.Д. Захаров считает, что недавно открытая физическая реальность – физический вакуум«...вполне соответствует биб­лейской метафизике творения, хотя и без употребления слова Бог» [1]. Доктор технических наук В.Ю. Тихоплав и кандидат технических наук Т.С. Тихоплав вообще безоговорочно заявляют, что «...представления о реальности Бога сегодня приемлемы в науке и философии» [2].

 Многие ученые отождествляют бытие Бога с вероятностью существования во Вселенной мирового или Космического Сверхразума. В качесве аргумента они указывают на тот факт, что Солнце и Земля являются космическими объектами второго поколения, возраст которых составляет 4-6 миллиардов лет. Одновременно с ними во Вселенной существуют объекты первого поколения, которые имеют возраст 10 миллиардов лет. Это означает, что разумные существа, обитающие на них, обогнали нас в своём разви­тии на миллиарды лет.

Современные ученые не только постулируют существование косми­ческого Сверхразума, но и пытаются представить его характер и структуру. Можно выделить три основных модели мирового разума. Так А.Панов исходит из предположения о том, что каждая космическая цивилизация, дос­тигшая соответствующего технологического уровня, посылает о себе информацию. Цивилизации, принявшие эту информацию, отправляют её дальше, присоединив собственное послание, и т.д. Он пишет, что, по-видимому, это не будет бесконечно количественный рост, циркулирующий в данной галактике информации. На определённом этапе информация начнёт структурироваться, превращаясь в галактическое культурное поле. Оно начнёт развиваться по собственным законам отличным от законов эволюции отдельной цивилизации. Дальнейшая эволюция может привести к объединению галактических культурных полей и образованию метагалактического поля. Непознаваемого, непредставимого, не только для человеческого разума, но и для отдельного галактического культурного поля [3].

Сходную модель Сверхразума, который можно отождествить с Богом, но уже не с материалистических, а с дуалистических позиций, предлагают сторонники концепции бинарной Вселенной. Так российский ученый доктор физико-математических наук Л.В. Лесков обосновывал положения о том, что наша Вселенная представляет собой лист Мёбиуса, одну сторону которого образует привычный для нас пространственно временной материальный мир, а другую - существующие вне пространства и времени информационные структуры или семантическое пространство [4]. Как известно, информация - это важнейшее свойство как живой так и неживой материи и в качестве такового она не может существовать без материального носителя. Однако, согласно предположению Л.В. Лескова и ряда других ученых и философов информация может существовать самостоятельно, являясь, наряду с материей, важнейшей составляющей окружающей действительности. Если учесть постулируемую заинтересованность семантического поля в судьбах Вселенной и человечества, а также провозглашаемую сторонниками концепции возможность установления связи с ним, то мы убедимся в близости этой научной гипотезы с религиозными представлениями о сущности Бога.

На наш взгляд, ближе всех к богословской трактовке сущности Бога -Творца стоит модель мирового Сверхразума, предложенная крупнейшим российским космологом, академиком РАН Г.И. Шиповым, открывшим в конце XX века новый вид физической реальности - торсионные поля. Он доказывает, что в мире можно выделить 8 уровней реальности, из которых первые четыре (элементарные частицы, газы, жидкости, твёрдые тела) образуют грубый материальный мир, который изучает современная физика. Далее идут накрывающие всю Вселенную торсионные поля, которые связывают нас с миром высшей реальности, состоящим из трёх уровней: физического вакуума, первичного вакуума (информационного поля) и абсолютного Ничто. «С точки зрения формальной логики, - говорит ученый, - абсолютное Ничто как бы бессодержательно и поэтому мы вынуждены описывать его специфически гума­нитарными терминами, такими как Сверхразум, ибо этот уровень... способен из себя создавать планы. Я говорю не о мифическом или гипотетическом явлении, а исключительно о физическом» [5]. Более того Г.И Шипов отождествляет три уровня высшей реальности с тремя ипостасями единого Бога. [6].

Модели А.Панова, Л Лескова, Г. Шипова, представляющие мировой Сверхразум как творящее поле, перекликаются с богословскими учениям о сущности Бога – учениями Г. Палами о Фаворском Свете, С.Н. Булгакова о Божественном Ничто и особенно с учениям П. Тейяр-де-Шардена о Божественной Среде. Бог, по П. Тейярр-де-Шардену заполняет всю Вселенную, не смешиваясь с ней и ни че­го в ней не расстраивая. Подобно лучу света он пронизывает бесчисленные уровни бытия. Божественная среда разлита повсюду и в то же время лежит по ту сторону вещей [7].

Справедливость требует отметить, что далеко не все философы и ученые разделяют приведенные выше взгляды.  В июле 2007 года десять академиков РАН обратились с открытым письмом к президенту Российской Федерации, в котором протестовали против попыток вытравить из образования материалистичестическое видение мира, попыток подвергнуть сомнению научное знание в частности о происхождении человека и нашего мира.

 Нам все же представляется, что современная позновательная ситуация сложившаяся в связи с современными научными достижениями вокруг такого кардинального вопроса, как вопрос о возникновении нашего мира характеризуется, сближением мировоззренческих позиций – научной и религиозной.

Литература

1.Захаров В.Д. Метафизика в науках о природе//Вопросы философии. -1999. -3, С. 97

2.Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С, Начало начал. - Спб., 2003, С. 116

3.Панов А. Разум и структурный космологический эволюционизм// Вселенная, пространство, время. - 2005. - 10, С. 37

        4.Лесков Л.В. Вселенная как лист Мёбиуса// Земля и Вселенная. 1993, 2.

         5.Шипов Г., Каленикии С. Мы - часть высшей реальности? Интервью с академиком Г.И.. Шиповым// Наука и религия. - 1999. - 8, С. 2

6.Шипов Г., Поцюков В, Сценарий рождения мира// Знание - сила. -1995. - 7, С. 38

7. Тейяр-де-Шардек П Божественная среди// П. Тейяр-де-Шарден. Фе­номен человека. - М., 2002. С. 15-16