Ключевые аспекты научной деятельности

Файзулаева М.П.

Казанский государственный университет культуры и искусств

Развитие кафедры в новых условиях

Кафедра теории и истории музыки создана в 1982 году под руководством Маргариты Павловны Файзулаевой как межфакультетская, многопрофильная кафедра.

На современной стадии эволюции теория музыки отличается дифференцированностью и внутренней целостностью, а в совокупности с историей музыки отражает ведущие сферы музыкальной практики в широком смысле слова. Цикл музыкально-теоретических дисциплин функционирует на кафедре как музыкально-образовательная система, направленная на познание основ музыкальной культуры, а также современную музыкальную и педагогическую практику. Необходимость поиска новых путей в отечественной системе образования в современном обществе обусловлена такими социально-экономическими, психолого-педагогическими и профессиональными требованиями, как: подготовка профессионально – мобильного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, социальный заказ общества на педагога-музыканта, способного активно и творчески участвовать в инновационных процессах современного общества.

Цели кафедры достичь несколько уровней в общей теории образования: цели глобальные – становление личности музыканта с целостной мировоззренческой позицией и глубоким пониманием музыки. Факультетские – освоение конкретной творческой специальности, цели кафедральные – освоение теоретических дисциплин, необходимых для постижения общей мировой музыкальной культуры, исторических стилей и жанров искусства.

На кафедре создаются предпосылки для формирования типа универсального музыканта – дирижёра, руководителя творческих коллективов, музыканта – исполнителя. Каждый студент – музыкант – это творческая личность,  способная  к свободе выбора и имеющая возможность сформировать

свою образовательную программу. На кафедре созданы благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала педагогов, создания авторских курсов, программ, методов обучения. Работая над расширением возможностей образования, форм и методов обучения, создавая свои авторские региональные программы, преподаватели кафедры стремятся обеспечить более широкие потребности обучения, в котором проявляются и воспитываются индивидуальные качества студентов – музыкантов. На кафедре активно идёт работа научного студенческого общества. В рамках его деятельности студенты осваивают навыки научно-исследовательской работы в области музыкального образования и музыковедения. Под руководством педагогов кафедры студенты также получают навыки практической музыкально-образовательной работы (организация и проведение концертов, лекций).

Важнейшим путём, расширяющим возможности образования, является развитие межкафедральных, межвузовских отношений, связей, координаций. Кафедра теории и истории музыки тесно сотрудничает не только с кафедрами музыкальных специализаций, но и с гуманитарными кафедрами университета, создавая коллективные научные труды, с учётом формирования творческой личности, профилизации её обучения и развития активных форм обучения. В ноябре 2008 г. издан межкафедральный культурологический сборник научных трудов «Познавая образы мира: культура и искусство в прошлом и настоящем».

Преподаватели кафедры сотрудничают с центральными изданиями – журналами «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», «Театральная жизнь»; имеют международные связи с издательствами Англии (Лондон), Швейцарии (Базель). Коллектив кафедры представляет собой органическое единство, которое характеризует многообразные глубокие научные и творческие связи между его сотрудниками. Эти связи являются непременным условием плодотворной педагогической деятельности, а также творческих контактов с музыковедческими кафедрами ведущих музыкальных вузов России.

Деятельность   кафедры   строится   на   основе   таких   принципов,    как                       

системность (взаимосвязь обучения, воспитания студентов и развития научного потенциала преподавательского состава и студенчества); историзм (в хронологии курсов и изучении художественных направлений), анализа и метода обобщения (в осмысливании роли музыкально-художественных явлений в системе искусств); практическая направленность (использование полученных в вузе теоретических знаний в музыкальной практике); непрерывность образования (колледж – училище – вуз).

Основные направления кафедры определяются задачами художественных факультетов КГУКИ: воспитание специалиста с развитым художественно-образным и музыкальным мышлением, формирование у музыкантов аналитического мышления и выработка прочных навыков ремесла; ориентация теории музыки и музыкальной эстетики на восприятие современных явлений музыкального искусства.

Приступая к изучению музыкально-теоретического цикла в университете, студенты переходят на новый, более высокий уровень обобщения. Для этого этапа характерна широта и масштабность знаний, позволяющая расширить сознание, выйти за привычные рамки и открыть для себя новые горизонты. По сравнению со средними учебными заведениями, где осваиваются преимущественно технологические вопросы языка, в вузе все музыкальные явления рассматриваются с историко-стилистических позиций.

Основные задачи кафедры в будущем связаны с подготовкой к переходу на двухуровневую систему обучения музыкантов с учётом государственных образовательных стандартов третьего поколения, с развитием непрерывной образовательной системы от музыкальной школы до творческого вуза. Задачи научно-исследовательской работы преподавателей и студентов кафедры теории и истории музыки непосредственно зависят от роста профессионализма профессорско-преподавательских кадров, интеграции фундаментального и прикладного музыковедения, от активного привлечения студентов к научной деятельности в рамках НСО, от системного издания научных, просветительских и научно-методических трудов.