Философия / 1. Философия литературы и искусства

Зайцева М.Л., Пакулин С.Л.

Авангард и новые формы познания и восприятия явлений мира

         Искусством русского авангарда актуализируется проблематика, связанная с новыми формами познания и восприятия явлений мира. Создается концепция «искусства будущего», в основе которой лежит синестезия. Разработка данной концепции ведется в различных аспектах: от идеи создания целостного произведения, объединяющего все способы восприятия, до поиска общих закономерностей в восприятии элементов различных художественных языков.

         Исследование взаимосвязи философско-эстетических разработок в русском духовном ренессансе и эстетико-художественных идей в русском авангарде позволяет выявить специфику синестетических концепций русского авангарда, которая состоит в следующем:

         – изучение функционирования и взаимодействия элементов как на глубинном уровне формообразования, так и на уровне взаимодействия различных видов искусств; попытка обнаружения законов взаимодействия элементов целого; сознательное использование синестетических приемов в процессе создания художественного произведения;

         – понимание новой, синергетической целостности как результата симфонического, свободного, но целесообразного синтеза различных элементов;       – осознание повышенной прагматической функции художественного произведения, осуществляемой благодаря установке на синестетический способ восприятия. Художественный объект становится средством изменения сознания, обретения им соборной полноты, преобразовательная функция искусства распространяется не только на уровень познания, но и на мироздание в целом. Синестетические концепции авангарда позволяют авангардному искусству выйти за пределы эстетических задач и выполнять жизнетворческую функцию.

         В искусстве авангарда происходит усиление гносеологического значения синестетического восприятия, которое обеспечивает выход на новый уровень познания и способствует повышению культурной значимости художественного произведения. Сверхкультурную миссию предназначены выполнять созданные или проектируемые объекты художественного творчества, основанные на синестетической общности видов искусства.

         Стремление постичь сущность мира делает знание онтологическим. Многие эксперименты авангарда носят онтологический характер, наиболее сильно проявилась данная тенденция в беспредметном (абстрактном) искусстве. Обнаруживается параллелизм поисков в абстрактной живописи, серийной музыке, фонетической поэзии.

         Новое, «космическое» звукосозерцание, поиском которого занимались композиторы русского авангарда, основано на общности музыкально-гравитационных ощущений. Построение ладовой логики на основе отсутствия тяготений между звуками призвано создать у слушателя ощущение невесомости. Нереальность звучания создается изобретенными композиторами авангарда новыми, как правило, электронными инструментами, либо усложнением акустических свойств звука за счет дробления его звуковой шкалы.

          Абстрактная живопись также отражает тенденцию авангарда к передаче запредельного для человеческих возможностей содержания, постигаемого с помощью синестезии. Отсутствие в живописная композиции четко выраженного переднего и заднего планов, верха и низа, должно вызывать у зрителя гравитационные ощущения.

         Лингвистические эксперименты русского авангарда в области абстрактной поэзии направлены на поиск забытого с изменением семантики изначального смысла слова. Через развоплощение, разделение слова на фонемы, использование их для создания новой, фонетической поэзии, авангардный поэт-филолог пытается обнаружить заключенную в слове энергию, наиболее непосредственно, через подсознание, чувство обращающееся к человеку и преобразующее его.

         Таким образом, эксперименты русского авангарда направлены на то, чтобы «возвратить миру его единство и смысл» (Б. Гройс).

         Развитие актуализированной авангардом идеи синестетической общности искусств и построения на ее основе нового «искусства будущего» в искусстве последующего времени происходит в направлении адаптации формалистических находок к практически-прикладным задачам в сфере эстетизации среды обитания (дизайн, энвайроментальная эстетика, градостроительство и т.д.).

         В настоящее время в философском дискурсе начинают доминировать те проблемы, которые были актуальными в философии и художественной практике начала XX века: человек и Вселенная, концепция целостного знания, человек и техника. Характер решения данной проблематики, подчас утопический, но акцентирующий глобальную взаимозависимость человека и мира, целостного восприятия и познания, становится определяющим и в современных концепциях глобализации культуры, метаобразования.

         Бурное развитие естествознания, а затем и техники в Новое время подавило тенденцию на гуманитаризацию образования и привело к утверждению когнитивной линии в образовательной практике. Платой за данную ориентацию стало возникновение сциентистского стиля мышления в ущерб духовно-нравственной стороне образования, а точнее сказать – единая культура раскололась на гуманитарную и техническую, утратив былую тотальность. Выживание человечества зависит от того, будут ли найдены альтернативы современной техногенной цивилизации. Необходима замена естественнонаучного и технического образования в его нынешней форме на другую, учитывающую человеческие ценности, нравственность, экологические императивы. Этому, по нашему мнению, будет способствовать научная разработка проблематики синестезии как системного свойства эстетического восприятия. Это позволит выйти на более высокий уровень познания действительности, увидеть и использовать механизмы самоорганизации и саморазвития явлений и процессов.

         Решение многих проблем современности нам видится в сохранении и развитии тех тенденций, которые выявлены авангардом как способствующие гармонизации познания и мироустройства. Именно такими свойствами обладают синестетические концепции авангарда, развитие которых позволит улучшить восприятие и обрести полноту познания.