К.и. н., доцент  Шаяхметов Н.У.

Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан

Роль Шокана Уалиханова в историко-географических                                              исследованиях Казахстана и Центральной Азии

Шокан Уалиханов - выдающийся казахский ученый в области географии, истории и этнографии, востоковед и путешественник. Он родился в ноябре 1835 года в местности Кусмурун. Мальчику дали мусульманское имя Мухаммед-Ханафия. Мать стала его называть по-своему - Шокан. Прозвище, придуманное матерью, превратилось затем во всеми признанное имя. Первоначальную грамоту он освоил в родном Кусмуруне в частной школе, где научился арабскому языку, получил представление о казахском фольклоре, восточной литературе, научился рисованию. Последнее занятие было его увлечением, и сохранившиеся зарисовки Шокана говорят о том, что в нем жил талант художника. Отец с малых лет привил ему любовь к устному народному творчеству, знакомил с русскими учеными, инженерами, офицерами.                                                  Годы наиболее интенсивного духовного становления личности Шокана связаны с учебой в Омском кадетском корпусе в России в 1847-1853 гг. Здесь сложились дружеские отношения Шокана с преподавателями корпуса - ориенталистом Н.Костылецким, историком П.Гонсевским, однокурсниками - будущими исследователями истории, географии и этнографии народов Сибири и Азии Н. Ядринцевым, Г. Потаниным и другими. Впоследствии круг его общения с передовыми людьми того времени значительно расширился, в него вошли такие выдающиеся личности, как ученый П.Семенов-Тян-Шанский, писатель Ф.Достоевский. Благодаря учебе в кадетском корпусе  Шокан сформировался как человек, в котором были посеяны семена русской и мировой науки и культуры [1]. В то же время будучи горячим патриотом своей родины, он не мог не замечать, какие притеснения и унижения испытывают его соотечественники, подвергаясь произволу со стороны  российских чиновников и жандармов.                                          

Дальнейшая судьба Шокана была предопределена полученным образованием: он становится российским офицером, разведчиком, дипломатом и чиновником, исполняющим различные поручения царской администрации. Он получает доступ в одно из ценнейших хранилищ тайн русской политики в Азии - в Омский архив. Уже в кадетском корпусе в Шокане зародилась страсть к путешествиям и мечта "открыть миру неизведанную Азию". «Над Средней Азией,- писал он,- висела до сих пор какая-то таинственная завеса. Несмотря на близкое соседство двух могущественных европейских держав – России и Англии – большая часть ее все-таки остается для европейской науки во многих отношениях недоступною» [2]. Мечте было дано свершиться. Являясь уроженцем Азии, он свободно чувствовал себя там, куда русские и европейские путешественники не имели доступа. Знание многих восточных языков делали для него близким и понятным духовный мир человека Азии. К тому же он был еще и художником. Рядом с чередой строк он пером или карандашом делал небрежные, но очень точные рисунки. Эти зарисовки  продолжали записи, а записи уточняли изображения. Часто рядом с пейзажами и  портретами Ш.Уалиханов твердой рукой военного топографа вычерчивал изученный им регион: маршруты, планы городов, реки со всеми притоками, схемы перевалов, торговые пути и т.д. Его топографические работы стали величайшей научной ценностью, на их основе потом были созданы точные географические карты.                                                                                                                          Весной 1856 г. Уалиханов принял участие в экспедиции в район озера Иссык-Куль. Здесь он собрал большой историко-географический, этнографический и фольклорный материал, богатую этнографическую коллекцию. Сделав запись отрывка из эпоса "Манас" "Смерть Кукотай-хана и его поминки", он открыл мировой науке удивительный мир киргизского фольклора. «Манас»,- писал Ш.Уалиханов,- это энциклопедия, собрание всех сказок, повестей, преданий, географических, религиозных умственных познаний и нравственных понятий народа в одно целое…» [3]. По возвращении из экспедиции Уалиханов в том же 1856 г. был командирован в качестве официального представителя русского правительства по торговым делам в Кульджу, где пробыл два месяца (август-сентябрь), не прекращая своей научно-исследовательской работы. На основе собранных материалов и собственных наблюдений Уалиханов составил «Географический очерк Заилийского края», «Записки о киргизах» и др. Ш. Уалиханов указал на прямую связь между природными условиями страны и характером ее экономической структуры, в свою очередь обусловливающей социально-политическую структуру общества, влияющего на исторические судьбы населяющих страну народов [4]. Эти путешествия, обогатившие знания Шокана о Востоке, укрепили в нем стремление продолжить свое образование. По рекомендации Семенова-Тян-Шанского Уалиханов, уже завоевавший известность своими путешествиями, в феврале 1857 г. в возрасте 22 лет был принят в действительные члены Русского географического общества, которое в то время являлось средоточием прогрессивной научной и общественной мысли, сыгравшим важную роль в истории  российского государства. После этих достижений Уалиханову было предложено совершить трудное и опасное путешествие в Кашгарию под видом купца в составе торгового каравана и собрать сведения о его политическом положении. 1 октября 1858 г. путешественники с большим трудом добрались до Кашгарии.  В пути и в самой Кашгарии ему пришлось пережить много невзгод, преодолеть большие трудности и не раз подвергать свою жизнь опасности. Как сообщает он сам, со времен Марко Поло и иезуита Гойеса в Кашгарию проникли только два путешественника, одному из которых - немцу А. Шлагинтвейту, незадолго до приезда туда Ш.Уалиханова была отсечена голова. Ш. Уалиханов был первым из российских исследователей, кто смог проникнуть в эту в то время закрытую для чужеземцев азиатскую страну. Уалиханов пробыл в Кашгарии более пяти месяцев. Все, что он узнал во время этой поездки об экономике, политической жизни, истории, географии, этнографии Кашгарии, - далось ему напряженнейшим трудом. Он собрал там удивительный по полноте и глубине материал, добыл редчайшие рукописи, хранившиеся в буддийских монастырях, куда ему удалось проникнуть. Результатом его поездки явился  труд «О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии) (1858-1859 гг.)». По возвращении из Кашгарии Уалиханов был вызван в Петербург, где ему предложили принять участие в составлении карты Центральной Азии. 4 мая 1860 года на заседании  Русского географического общества Шокан Уалиханов представил доклад о своем путешествии в Кашгарию. Его слушал весь российский ученый мир: географы, этнографы, естественники, историки, востоковеды... Научный поиск заставлял его делать колоссальную предварительную работу - делать выписки из архивных документов и восточных источников, из трудов европейских ориенталистов, географов, историков, не говоря уже о глубоком изучении общественных теорий и международных отношений. О трудностях научного познания исторического прошлого высказывается и сам Ш.Уалиханов: «Согласовать сказания одного с сказаниями другого, чтобы иметь связь и последовательности, составляет труд если не неодолимый, то, по крайней мере, тяжкий и почти невозможный без предположений и догадок… хронографическое изучение современных кочевых народов, их быта, обычаев, преданий и языка представляет второй вспомогательный источник, который может служить в разъяснение первого» [3. с. 347-348]. Однако, как отмечают исследователи научного наследия ученого: «В Валиханове удачно сочетались способности текстолога и мыслителя. Много сил и времени ученый уделял работе над переводами рукописей средневековых авторов, критическому комментированию и обобщению добытых кропотливым трудом сведений» [4. с. 60]. Сообщение, сделанное Уалихановым на этом собрании, легло в основу его "Очерков Джунгарии", опубликованных в "Записках Русского географического общества" в 1861 году в книгах 1-й и 2-й. Там же были помещены рисунки автора, а также подготовленная им карта Семиреченского и Заилийского края, и части Илийской провинции Китая. Вслед за "Очерками" в 3-й книге "Записок Русского географического общества" за 1861 год появились географический обзор и исторический очерк из кашгарского отчета Уалиханова. Корифеи Географического общества, конечно, знали, что это лишь часть большого труда. Гениальность научного отчета Шокана Уалиханова о поездке в Кашгарию заключалась еще и в том, что, собирая и сопоставляя отрывки сведений, он не везде и не всегда мог вести подробные записи. С особой скрупулезностью описал он, как и кем управляется Кашгария, потому что знал, насколько мало изучены европейскими учеными формы восточного городского правления. В этой работе Ш.Уалиханов дал анализ китайской системе колониального управления Восточным Туркестаном, населенным преимущественно тюркскими народами [5]. Эти сведения впоследствии стали фундаментальными для исследований по ориенталистике.                             

Во время пребывания в Петербурге он вел большую и разностороннюю работу: принимал активное участие в деятельности Русского географического общества и в Азиатском департаменте, обрабатывал собранные им в экспедициях материалы по исторической географии и этнографии Казахстана и Центральной Азии. Он посещал университетские курсы, изучал западноевропейские языки.  В Военно-учетном комитете Генерального штаба он руководил подготовкой карт Средней Азии и Туркестана. При участии Уалиханова были выполнены "Карта Западного края Китайской империи", "Карта пространства между озером Балхаш и хребтом Алатау", "План города Кульджи", "Карта к отчету о результатах экспедиции на Иссык-Куль".  Однако петербургский климат вредно отразился на здоровье Уалиханова, и  весной 1861 г. он вынужден был уехать на родину. Здесь Уалиханов решил посвятить себя общественной деятельности, стремясь быть полезным своему народу. Несмотря на болезненное состояние Уалиханов все же продолжает свою научную работу. Он активно занимается сбором образцов устного народного творчества и одним из первых вводит в научный оборот целый пласт исторических источников, каковым является казахский фольклор.                         Наиболее древние и устойчивые корни казахского менталитета нашли отражение в ряде его исследований, в частности, в статьях "Следы шаманства у киргизов (казахов)", "О мусульманстве в степи". Свойственный шаманству культ огня, как  отмечает Уалиханов, имеет зороастрическое происхождение. Почитание огня, солнца, обожествление неба и культ предков, кодекс должных поступков и запретов сохранились, по его мнению, у казахов от зороастризма. У казахского народа шаманство, писал  Ш.Уалиханов: «смешалось с мусульманскими поверьями и, смешавшись, составило одну веру,  которая называлась мусульманской,  но (они) не знали Магомета, верили в Аллаха и в то же время в онгонов, приносили жертвы на  гробницах мусульманским угодникам, верили в шамана и уважали магометанских ходжей»[6]. 

Зимой 1864 г. Валиханов был приглашен в Омск для помощи в подготовке судебной реформы. В связи с этим им была составлена «Записка о судебной реформе у казахов Сибирского ведомства», в которой он рассматривает историю возникновения и развития традиционной судебной системы казахов - суда биев. Но в 1865г. после продолжительной болезни талантливый ученый умер в возрасте 30 лет. Безвременная кончина яркой личности вызвала многочисленные отклики в научных кругах России. В некрологе, напечатанном в «Отчете Русского географического общества за 1865 год», дается высокая оценка деятельности Уалиханова как отважного путешественника и исследователя, беззаветно служившего науке. В 1867 году Русское географическое общество приняло решение издать все его рукописи. Собрание сочинений Ш. Уалиханова вышло в свет в 1904 году под редакцией профессора Н. Веселовского и заняло полностью ХХIХ том "Записок Русского географического общества". Вот слова, сказанные Н. Веселовским о Шокане: «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских (казахских - авт.) ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд»[7].                                                                           

В местности Алтынемел, где был похоронен  Шокан Уалиханов, в честь 150-летия со дня его рождения (1985 году) установлен мемориальный комплекс. Огромный вклад в изучение научного наследия Уалиханова внес академик Алькей Маргулан, благодаря которому в 1961-1972 годах было опубликовано собрание сочинений в пяти томах. Дошедшие до нас работы Уалиханова дают основание предположить, что он успел обработать только часть собранных им материалов. При оценке заслуг  Шокана Уалиханова можно утверждать, что его исследования и картографические работы сыграли основополагающую роль в составлении карт  Казахстана и Центральной Азии и положили начало формированию исторической географии как отрасли отечественной исторической науки.

Литература:

1 Маргулан А. Очерк жизни и деятельности Ч.Ч. Валиханова.// Валиханов Ч.Ч. Избранные произведения.- Москва: Наука, 1986, 413 с. (3-61стр.)

2 Валиханов Ч.Ч. Очерки Джунгарии // Собрание сочинений. Алма-Ата, 1961, т. 1. с. 392

3 Валиханов Ч.Ч. Записки о киргизах // Собрание сочинений. Алма-Ата, 1961, т. 1. с. 367

4 Сулейменов Р.Б., Моисеев В.А. Чокан Валиханов – востоковед.- Алма-Ата: Наука, 1985.- 112 с.(82 с.)

5 Кан Г. История Казахстана. Учебник.- Алматы: «Алматыкітап», 2005.- 224 с. (129 стр.)

6 Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. Алма-Ата, 1961, т. 1. с. 470

7 Ч. Валиханов, Сочинения. «Записки Русского географического общества» Отделение энтографии, 1904, т.29. // www.Biografia.ru