Аннотация

 

Одной из актуальных проблем дагестанской истории является проблема освещения взаимоотношений народов Дагестана с народами Кавказа.

В статье раскрыты разносторонние взаимоотношения дагестанских народов с Азербайджаном.

Она написана на основе разнообразных источников и обширной литературы.

Ключевые слова: Дагестан, Азербайджан, Россия, Кубинское ханство, Иран, Турция, международные отношения.

 

Annotation

One of the urgent problems of the Dagestan history is the problem of; elimination of interrelation of the peoples in Dagestan with the people in Caucasus.

This article is dedicated to the question concerning versatile interrelations of Dagestan people with Azerbaijan.

The article is written on the basis of  various sources and extensive literature.

Keys: Dagestan, Azerbaijan, Russia, Cuban Khanate, Iran, Turkey, international relations.

 

 


 Пиррова Р.Н.

К.и.н.

Ст.преп.  ДГИНХ

 

 Азербайджан

и Дагестан  в ХVIII – нач. ХIХ вв. истории взаимоотношений

 

From the history of retations between Azerbaijan and Dagestan

in ХVIII–ХIХ centuries

 

     Освещение взаимоотношений народов Дагестана с народами Кавказа имеет важное значение, как в научном, так и в практическом отношении.

     Народы Дагестана на всех этапах исторического  развития поддерживали разносторонние связи с населением Азербайджана. В ХVIII – начале ХIХ вв. они вступили в дальнейший этап. Материалы по данной теме разбросаны в различных изданиях.

     Из трудов, в которых затронута тема следует указать работы П.Г.Буткова [[1]], С.Броневского [[2]], Н.Ф. Дубровина [[3]], А.К. Бакиханова [[4]], Г-Э.Алкадари [[5]] и др.

     Историография ХХ в. представлена исследованиями, в которых раскрыты различные аспекты взаимоотношений дагестанских народов с населением Азербайджана в ХVIII – нач. ХIХ вв. – это работы Г.Б. Абдуллаева [[6]], Ф.М. Алиева [[7]], В.Н. Левиатова [[8]],  Р.М. Магомедова [[9]], В.Г. Гаджиева [[10]], Х.Х. Рамазанова, А.Р. Шихсаидова [[11]], Н.А. Магомедова [[12]], О.П. Марковой [[13]], Р.С. Шихсаидовой [[14]] и др. Этой теме касались и авторы обобщающих трудов «История Азербайджана» [[15]], «Очерки истории Дагестана» [[16]], «История Дагестана» [[17]], «История Дагестана» [[18]], «История Дагестана» (курс лекций) [[19]], «История народов Северного Кавказа» [[20]], «История Дагестана с древности до конца ХVIII в.» [[21]], «История Дагестана» [[22]] и др.

     В ХVIII – начале ХIХ вв. Дагестан и Азербайджан не были едиными целыми. Территория Дагестана распадалась на ряд владений и союзов сельских обществ. Из феодальных владений Дагестана наиболее крупными были Тарковское шамхальство, Кайтагское уцмийство, Аварское, Казикумухское, Дербентское ханства; майсумство Табасаранское, владения Засулакской Кумыкии.

     На рубеже ХIIVIII вв. Азербайджан все еще находился в составе Сефевидского государства.

     С освобождением из-под власти Ирана на территории Азербайджана образовались самостоятельные ханства – Шекинское, Шемахинское, Кубинское, Нахичеванское, Гянджинское и др.

     Несмотря на раздробленность Дагестана и Азербайджана на отдельные владения, однако, связи между их жителями были многогранными. Прежде всего это были торгово-экономические связи.

     Географическое положение Дагестана на пути торговой магистрали, соединявшей Европу с Закавказьем и другими странами Востока, благоприятствовало развитию равносторонних связей Дагестана с Азербайджаном. В начале ХVIII в. А.И. Лопухин описал маршрут Шемаха-Москва, а в пределах Дагестана и Ширвана названы следующие пункты: Шемаха – Низовая пристань – Манзил - Дадили – Куба – Манзил – Нугды – р.Самур – Дербент – Хаякент – Буйнаки – Тарки – р.Койсу – р. Сулак гор. Терку. [[23]]

     Связи между населением Дагестана и Азербайджана осуществлялись по перевальным путям Главного Кавказского хребта. По сведениям авторов ХVIII в. дагестанские горцы в Нуху направлялись через Ахты. Известно, что в развитии связей народов Восточного Кавказа большую роль играла трасса – Ширван – р.Самур – Ахты – Чираг – Кумух – Чох – Чечня и т.д. [[24]].

     Этот путь втягивал в связи с соседними народами Кавказа почти всех дагестанских народов. Кроме того существовало множество других маршрутов, связывавших дагестанских горцев с населением азербайджанских ханств. Из них наиболее оживленным был путь через Ахты – Салатавский перевал, который действовал круглый год. Жители аула Хнов с известным торгово-экономическим центром г.Нуха были связаны несколькими маршрутами.

     С. Хнов-Борч-гора Салават – перевал Горве – с.Шин-Ашага-Шабалут – г.Нуха;

     С.Хнов – вершина Саридаг – с. Кайнар – с. Киш – г.Нуха;

     С. Хнов – с. Гдым – с. Дашоглы – с.Урубан – с.Колдык – г.Еуха.

     С азербайджанским городом Нуха связи поддерживали рутулы, цахуры, остальные дагестанские горцы.

     Так жители Шинаха с азербайджанцами были связаны по маршрутам:

     Шиназ – Рутул – Борч – Салатавский перевал – Гюнюк-Нуха.

     Шиназ – Амсар – Лучек – Кина – Гельмец – Курдул – Билакадинский перевал сел. Сарыбаш-Кахи.

     Шиназ Амсар – Лучек-Микик-Цахур-Мишлеш – Кальял-Диндинский перевал – Мухах – Закаталы [[25]].

     Пути, связывавшие аулы южного Дагестана с ханствами Азербайджана и Джаро-Беконами, связывали с азербайджанцами также остальные дагестанские владения. Так, перевал Мачхал-Росси соединял верховья Аварского Койсу с территорией Джаро-Белоканских обществ. Перевал Гумилевский соединял верховья кара-Самура и Кази-Кумухского Койсу с районами Закатал, а также с Джаро-Белоканами. Эти же земли соединял Диндинский перевал, а перевал Аттагайский соединял с.Цахур с сел. Сарыбаш-Илису и КАхи. Перевал Цудурский соединял с.Лучек – с.Шинках.

     Основными центрами торгово-экономических связей между народами Дагестана и Азербайджана были Нуха, Куба, Шемаха, Дербент, Ахты, Цахур и др. Дагестанские горцы привозили и азербайджанские населенные пункты шерсть, кожу, масло, мясо, сыр, а также изделия домашних промыслов: бурки, оружие, посуду, войлок. С.Броневский писал: «Ружья, пистолеты, сабли, кинжалы, достают (ширваниты – М.Т.) из Кубачи и других мест Дагестана и Лезгистана» [[26]].

В обмен дагестанские горцы приобретали зерно, пряности, соль, шелк, парчу, нефть и др. Как писал И.-Г.Гербер, жители самурских обществ приобретали хлеб в кубе и в других владениях Азербайджана. «Сей уезд (Мушкур – М.Г.) по его словам ... всю Ширвань, Шемаху и часть Дагестани удовольствует пшеницею, ячменем и пшеном...»

     «Кубачинцы и другие горские народы, - пишет Г. Абдуллаев, - по ту сторону Дербента живущие, как-то:  табасаранцы, казикумики, ахтинцы, рутульцы и другие произведения свои доставляют отчасти в Дербент, а отчасти в Баку, где взамен получают нефть, соль и российский товары».

     Главными центрами торговли между народами Дагестана и Азербайджана были города Дербент, Шемахи и др. По словам С.Г. Гмелина «провинция Гильянская и город Шемахи снабдевают Дербент разными бумажными и шелковыми материялами... кои променывают лезгинским и горским татарам за один раз тонкого сукна, которое ими же самими в горах приуготовляется».

     Как отмечает Ф.Ф. Симонович, жители обществ Южного Дагестана «промышляет вообще сукном, коврами, попонами и другими шерстяными тканями» и что все «сии рукоделии, равно и шерсть, отпускают» не только в Дербент, но и в «Кубу за хлеб, сарачинское пшено, шелк, хлопчатую бумагу, соль, нефть и за деньги».

     В развитии связей Дагестана и Азербайджана значительную роль играли старые поселения с дагестанским этническим составом – лезгинами, цахурами, аварцами, а также азербайджанцами.

     Важную роль во взаимоотношениях народов Дагестана и Азербайджана играли Джаро-Белоканские общества.

     В процессе дагестано-азербайджанских связей возникли и новые поселения со смешанным этническим составом дагестанского и азербайджанского населения.

     В связях между населением Дагестана и Азербайджана огромной была и роль отходничества. Из Дербентского ханства, владений Табасарана, союзов сельских обществ Алты-пара, Докуз-пара, Ахты-пара и др. уходили на заработки в Кубинский, Нухинский, Шемахинский и другие ханства.

     Тесные связи установились между скотоводами дагестанских владений и азербайджанских ханств – особенно Кубинского, Нухинского и др. Жители обществ и владений южного Дагестана использовали зимние пастбища на территорию этих ханств, где пасли свой скот [[27]].

     Известны факты политических связей правителей Кубинского, Нухинского, Шемахинского и других ханств с дагестанскими владетелями.

     Связи народов Дагестана и Азербайджана укреплялись в борьбе против иноземных завоевателей, особенно в период борьбы против иранских завоевателей в 30-40 гг. ХVIII в. В совместном сражении дагестанских и азербайджанского народов в 1738 г. был убит брат Надир-шаха Ибрагим-хан.

     По словам А.П. Новосельцева поход 1741 г. и последовавшие затем экспедиции 1742 – начала 1743 г. Надир-шаху успеха не принесли: звезда Надира закатилась в  горах Дагестана. Ободренные успехами дагестанцев, поднимаются против шаха и азербайджанцы, отмечает А.П. Новосельцев [[28]].

     Вместе с тем происходили феодальные междоусобицы между дагестанскими правителями и отдельными ханами Азербайджана, особенно с Кубинским. Целью их было расширение владений. Кубинский правитель Фатали-хан (1758-1789) решил подчинить своей власти Дербент. С этой целью Фатали-хан вошел в союз с правителями Дагестана – шамхалом Тарковским, уцмием Кайтага и кадием Табасарана. В 1759 г. Кубинский хан предпринял поход в Дербент. В итоге Дербентское ханство было присоединено к Кубинскому. Чтобы закрепить союз с правителем Кайтага, Фатали-хан женился на его сестре Тутти-бике. Попытка подчинить себе ханства Азербайджана делали и отдельные дагестанские владетели. Из-за влияния на Восточном Кавказе столкновения происходили между Фатали-ханом и аварским Нуцал-ханом. Во время переговоров Нуцал-хан был убит. Влияние Кубинского Фатали-хана росло. Усиление Кубинского ханства ускорило сближение противников Фатали-хана. Была создана актикубинская коалиция. В 1774 г. объединенные силы дагестанских владетелей напали на Кубинское ханство. В бою на Гавдушанском поле войска Фатали-хана потерпели поражение. Казикумухский хан Магомед занял Кубу, а уцмий Амир-Гамза осадил Дербент. Фатали-хан обратился с просьбой о покровительстве и помощи к России. В марте 1775 г. русские войска под командованием генерала И.Ф. Медема подошли к Дербенту. Фатали-хан совместно с русскими частями напал на Амир-Гамзу. По приглашению Фатали-хана русский отряд вступил в Дербент. Вскоре был освобожден г.Куба. В 1776 г. в с.Дарваг был проведен сбор. В нем участвовали Кубинский Фатали-хан, Тарковский шамхал Муртузали, Бойнакский владетель Бамат, уцмий Амир-Гамза, Табасаранский Рустем-кадий, Казикумухский Магомед-хан и др. В них участвовали и представитель России. Кайтагский уцмий Амир-Гамза и Табасаранский кадий Рустем обязались оставить в покое Дербентского и Кубинского хана.

     Столкновения феодальных владений причиняли большие бедствия трудовым массам Дагестана и Азербайджана. Межфеодальные войны правителей Дагестана и Азербайджана осуждались рядовыми горцами. Сложено много песен, осуждающих набеги, столкновения.

Не феодальные распри определяли направление дагестано-азербайджанских взаимоотношений. В рассматриваемое время связи владетелей Дагестана и Азербайджана в основном оставались мирными.

     В 80-х г. ХVIII в. Фатали-Хану удалось достичь определенных успехов в укреплении связей с дагестанскими владетелями.

     На основе развивавшихся торгово-экономических и политических связей между населением Дагестана и Азербайджана развивались и культурные взаимоотношения.

     Наиболее четко взаимовлияние горцев южного Дагестана и Азербайджана прослеживается в области материальной и духовной культуры.

     На культуру некоторых дагестанских народов оказали влияние азербайджанская литература, ашугская поэзия, архитектура и т.д.ю Известные поэты Шакир, Ариф, Ага Месих, Наби Баба Ширвани, Хаста-Касум, Видафи и др. все в своих произведениях воспевали дружбу дагестанских и азербайджанских народов.

     Етим Эммин был первым переводчиком стихов азербайджанского поэта Магомеда Физули на лезгинский язык.

     В произведении Шакира Ширвани «События Ширвана» Дагестана» отражено восстание Сам Мирзы II.

     Расширению связей дагестанских народов с населением Азербайджана усодействовали развивающиеся отношения жителей Восточного Кавказа с Россией.

     Большую роль в связях народов Дагестана и Азербайджана играли Астрахань, Терский город, крепость Святого Креста, Кизляр и другие.

     В списках таможенных книг встречаются имена нихических, гянджинских, шемахинских, бакинских, дербентских, ереванских, тифлиских купцов [[29]].

     Следует отметить и посредническую роль ханств Азербайджана в торговле дагестанских народов с восточными странами и народами.

     Итак, связи народов Дагестана с Азербайджаном в ХVIII – начале ХIХ вв. были многогранными.

     Горцы Дагестана получили из Азербайджана продукты земледельческого хозяйства, пряности, шелк, нефть и др. В обмен дагестанское население поставляло продукты своего хозяйства, изделия домашнего производства.

     Связи с Азербайджаном содействовали расширению взаимоотношений с остальными народами Закавказья, Передней Азией и Восточной Европы и тем самым втягивали дагестанское население в разносторонние международные связи.

     Разнообразными были политические отношения, которые укреплялись в борьбе против общих врагов. На основе все развивающихся экономических и политических взаимоотношений строились и культурные связи, которые отразились в памятниках материальной и духовной культуры.



[1] Бутков П.Р. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 3803 год. СПб., 1869. Ч. 1-3.

[2] Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Ч. 2. М., 1823. С. 12–13.

[3] Дубровин Н.Ф. Закавказье от 1803-1806 года. Приложение № 12. СПб., 1866.

[4] Бакиханов А.-К.А. Гюлистан-и-Ирем. Баку, 1991.

[5] Алкадари Г-Э. Асари-Дагестан. Махачкала, 1994.

[6] Абдуллаев Г.Б. Азербайджан в ХVIII в. и взаимоотношения с Россией. Баку, 1965.

[7] Алиев Ф.М. Города Северного Азербайджана. Баку, 1860.

[8] Левиатов В.Н. Очерки из истории Азербайджана ХVIII в. Баку, 1948.

[9] Магомедов Р.М. Из истории совместной борьбы дагестанского и азербайджанского народов против иноземных захватчиков // УЗ АТУ, 1956. № 4. С. 85–93.

[10] Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М., 1965.

[11] Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории южного Дагестана. Махачкала, 1964.

[12] Магомедов Н.А. Взаимоотношения народов Южного Дагестана и Азербайджана в ХVIII – первой половине ХIХ в. (экономический, политический и культурный аспекты). Махачкала, 2004.

[13] Маркова О.П. Россия, Закавказье и международные отношения в ХVIII веке. М., 1966.

[14] Шихсаидова Р.С. Из истории дагестано-азербайджанских торгово-экономических отношений в ХVIII веке. // Взаимоотношения Дагестана с народами Кавказа. Махачкала, 1977. С. 99-119.

[15] История Азербайджана в 3-х т. Т. I. Баку, 1958.

[16] Очерки истории Дагестана. Т. I. Махачкала, 1957.

[17] Магомедов Р.М. История Дагестана. Махачкала, 1961.

[18] История Дагестана. Т. I. М., 1967.

[19] История Дагестана (курс лекций). Махачкала, 1992.

[20] История народов Северного Кавказа. М., 1988.

[21] Гасанов М.Р. История Дагестана с древности до конца ХVIII в. Махачкала, 1997.

[22] История Дагестана. Т. I. М., 2004.

[23] Лопухин А.И. Журнал путешествия через Дагестан. 1718. // История, география и этнография Дагестана. С. 52-56.

[24] Малачиханов Б.К. К вопросу о Хазарском Семендере в Дагестане (Материалы по истории нагорного Дагестана).

[25] Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории южного Дагестана. Махачкала, 1964. С. 83.

[26] Броневский С. Указ. соч. С. 381.

[27] История, география и этнография Дагестана в ХVIIIIХ вв. М., 1958. С. 247, 265.

[28] Новосельцев А.П. Освободительная борьба народов Закавказья в ХVIII в. // Вопросы истории. 1972. № 5. С. 117.

[29] Куканова Н.Г. Астраханские таможенные книги о русско-иранской торговле второй четверти ХVIII в. // Краткие сообщения Института народов Азии. № 39. Иранский сборник. М., 1963. С. 87. Юхт А.И. Торговые связи Астрахани в 20-х годах ХVIII в. // Историческая география России ХII-ХХ вв. М., 1975. С. 177.