Музыкальное воспитание в свете исторических и современных культурных традиций

 

Цораева Ф.Н.

 

Мысли о необходимости более раннего воздействия на формирование личности занимали умы выдающихся философов и педагогов уже давно. Еще в середине XVII в. великий педагог Я.А. Коменский утверждал что «счастливое развитие дарований имеет первоначальные основания в раннем возрасте». Ту же мысль выразил Жан Жак Руссо, говоря что «каждый последующий воспитатель оказывает меньше влияния на ребенка, чем предыдущий».

Основным средством духовно-нравственного воспитания Аристотель считает музыку. По мнению Аристотеля, музыка оказывает влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека. «Ведь даже одна мелодия без сопровождения ее словами, заключает в себе эстетические свойства. Между тем, как ни краски, на запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают».

В России интерес к вопросам духовно-нравственного воспитания средствами музыкальной выразительности детей родился примерно в последние десятилетие XVIII века. В дальнейшем этот интерес углублялся и рос в среде прогрессивной русской интеллигенции. Музыкальное воспитание связывалось с общими культурными и нравственными вопросами.

Мысль о значении музыкального воспитания одним из первых высказал Н. Новиков – просветитель, педагог и писатель-сатирик конца XVIII века. Он считал, что без помощи искусства невозможно «воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами.

В высказываниях Белинского четко выражено его отношение к музыкальному искусству и проблеме музыкального воспитания: «Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а ногами; чью душу не томит, чью душу не волнует музыка; кто видит в картине только галерейную вещь, годную для украшения комнаты и дивиться в ней одной отделке; кто не любит стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе сказку, годную для занятий от скуки – тот не человек».

Отдавая должное формирующему влиянию окружающей среды, русские мыслители вместе с тем признавали существенное значение природных задатков и наклонностей. Считали, что необходимо их чутко распознавать и бережно выращивать. Одним из первых в России предпринял практические шаги в деле музыкального просвещения и образования В.Ф. Одоевский – выдающийся русский музыкальный ученый и публицист, и общественный деятель. В многочисленных, талантливо написанных статьях, Одоевский выступал активным популяризатором и пропагандистом выдающихся достижений русской музыкальной классики духовного направления: «Занимайтесь ребенком, или не занимайтесь, но с четырех лет он уже воспитывается, то сам с собой и всем окружающим: словами, которые вы произносите, не думая, что они им были замечены, вашими поступками, даже неодушевленными предметами, которые случайно находятся вокруг него. Все на него действует и оставляет неизгладимое впечатление в его душе - правильное это зависит от случая и обстоятельств, в которые ребенок поставлен».

Огромное значение придавал духовно-нравственному воспитанию основоположник русской педагогической науки, талантливейший педагог – практик К. Ушинский. В школе определяется лицо будущей России – эта мысль нашла выражение в известных словах К. Ушинского: « Запоет школа – запоет вся страна».

Среди наиболее видных и последовательных поборников детского музыкального воспитания в России конца XIX века можно назвать: Ю.Б. Алиева, А.С. Базикова, Л.А. Безбородову, В. Гутора, Д.Б. Кабалевского, А. Маслова, В. Шацкую и др. В их работах подчеркивается общественное значение музыкального, духовно-нравственного воспитания, говориться о необходимости обязательного повсеместного и общедоступного музыкального образования, которое сможет выявить и развить скрытые таланты. Главную задачу музыкально-педагогических учреждений А.С. Базиков, как и другие авторы, видит в распространении музыкального образования в обществе.

Начало XX века приносит интересный и ценный опыт в практической музыкальной педагогике. Появляются первые методисты-практики школьного музыкального воспитания.

В.Н. Шацкая – советский педагог, пианистка и деятель в области музыкально-эстетического воспитания, одной из первых в России поставила вопрос о комплексном использовании различных видов искусства в воспитании детей и юношества, о необходимости участия в эстетическом развитии детей всех учебных заведений, дошкольных, внешкольных, культурно-просветительских учреждений, театров, музеев и др.. Заложила основы советской системы музыкально-эстетического воспитания, включающей дошкольное, школьное, внешкольное воспитание. Определяла понятие эстетического воспитания как часть гармоничного воспитания личности. По мнению В. Шацкой, способности слушать и слышать музыку не являются природными, а поддаются воспитанию и развитию в процессе обучения. Учитель должен не только осуществлять музыкальную работу с учащимися, но и быть организатором эстетической жизни школы.

В. Шацкая проводила научные исследования с привлечением данных физиологии, социологии, психологии. Обобщение их результатов отразилось в книгах и статьях В.Н. Шацкой: «Музыка в детском саду», «Музыкальная работа и быт детей», «Песни и быт деревни», «Художественное воспитание в школе», «Музыка в школе и учитель» и др.

Борьба за общее музыкальное воспитание детей в России долгое время оставалось борьбой идей. И только в Советском государстве, а позже в Российской федерации возникли принципиально новые возможности реализации всех прогрессивных устремлений, накопленной в этой области человечеством.

Особый интерес сегодня представляют положения ведущих ученых – педагогов в области методики преподавания музыки, прежде всего Л.Н. Алексеевой, ее программа обобщает лучшие достижения А. Апраксиной, Ю. Алиева, Н. Терентьевой, Н. Ветлугиной, развивает их связи с особенностями социальной ситуации сегодняшнего дня.

В своей работе Л.Н. Алексеева доказывает целесообразность привлечения при слушании музыки произведения художественной литературы, живописи. Это создает необходимое настроение слушательской установки на адекватное замыслу восприятие, способствует более глубокому пониманию на уровне ассоциативных связей. Она рекомендует включать элементы музыкального движения (пластики), способствовать выражению впечатлений от музыки в детских рисунках.

Претворяя в жизнь основные идеи этих программ, синтезируя все виды искусств, можно воспитать в детях духовно – нравственные ценности: высокую гражданскую позицию, патриотизм, любовь и уважение к малой родине, к России, ибо Россию, святую и непобедимую, хотели видеть русские святые. Такой Россией: могучей и непознанной, гордились великие русские умы, такую Россию: многострадальную и долготерпеливую, простую и величавую, любим мы, обычные люди.

Школа как отражение социальной среды является сферой активнейшего влияния на духовный мир ребенка, что ставит учителя перед необходимостью систематически и целенаправленно заниматься вопросами духовно-нравственного развития на любом уроке, особенно на уроках музыки. Однако целенаправленность формирования духовного мира личности школьника средствами музыки не должна стать синонимом насильственности. Современная педагогика и психология утверждают, что всякая личность самоценна и имеет свою индивидуальность, неповторимость. Учитывая сказанное, школа должна формировать личность не только как носителя духовно-нравственной культуры, но и как активного ее преобразователя. Педагогические концепции последних лет подчеркивают необходимость учета в учебно-воспитательном процессе не столько возрастных особенностей школьника, сколько индивидуальных.

Проблема преподавания музыки в школе, как носителя духовно-нравственного воспитания, всегда стояла остро перед педагогами. Несмотря на общие тенденции каждый преподаватель решал ее в большинстве индивидуально.. Для того чтобы музыкальное образование было полным и отражалось на духовно-нравственном развития детей, видный деятель музыкального просвещения Н.М. Ковин считает необходимым: 1) развитие способности воспринимать музыку и возможно интенсивнее переживать возбуждаемые ею эмоции; 2) развитие необходимых как для этого так и для воспроизведения в той или иной форме музыкальных произведений способностей и умения; 3) усвоение нужных для этого знаний. Эти три стороны музыкального образования неразрывно слиты между собой. Исполнение или преобладание какой либо из них делают само музыкальное образование неполным, односторонним.

Музыкальный композитор, дирижер и педагог А.А. Шенщин акцентирует внимание на реализации в преподавании музыки трех общепедагогических принципов наглядности, самодеятельности и жизненности. Значительный интерес представляет мнение автора об «одновременности» и «параллельности» восприятия произведений искусств (и их эстетического усвоения) и творческого восприятия или творческого создания чего либо нового на основе «внутреннего мира переживаний». Он пишет: «Первое требование вытеснение из принципа наглядности – постоянного, неразрывного художественного воздействия, т.е. учащийся все время должен иметь дело исключительно с произведениями безукоризненной художественной ценности».

В современной педагогической науке нравственное воспитание школьников средствами музыкального искусства трактуется неоднозначно. С одной стороны, утверждается значимость эстетического воспитания в становлении общей духовной картины внутреннего мира каждого школьника как личности. С другой, отмечая огромное воздействие музыкального искусства на ребенка, способность его без лишней дидактичности ввести детскую душу в огромный мир общечеловеческих ценностей, через развитие фантазии, воображения, творчества повлиять становление духовного мира личности, подвергают сомнению исторически сложившееся отношение к искусству как средству нравственного воспитания. Однако воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.

 

Список литературы

 

1.   Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М: Академия, 2004.

2.   Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада – к начальной школе). – Воронеж, 1998.

3.   Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России. – Тамбов, 2002.

4.   Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: Академия, 2002.

5.   Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы / Под рук. Д.Б. Кабалевского. – М., 2006.

6.   Ланкин В.Г., Ланкина Е.Е., Хох И.Р. Музыка и развитие личности ребенка. – Томск: Изд-во Томского ГПУ, 2004.