Философия/6. Философия науки

Охрименко И.Ю.

Кулешова В.А.

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина

Проблема истины в философии

Понятие «истина» находится в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни», а также позволяет оптимистически смотреть на возможность познания мира, общества, человека и его мышления. От того, как трактуется истина - зависит зачастую и жизненная позиция человека, понимание им своего назначения. В этом актуальность выбранной темы.

На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Аристотель считал, что истина – это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания – ясность. Д. Беркли рассматривал истину как результат совпадения восприятий большинства. Как видим, разброс мнений достаточно велик [5].

Существует ряд форм истины: обыденная, научная, художественная и нравственная. Особое место среди них занимает научная истина, которую отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках, обоснованность, доказательность знания [1].

В проблеме истины надо различать две стороны: существует ли объективная истина, т. е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит от человека? Если да, то могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее фазу, абсолютно или только приблизительно, относительно?

По мнению А.Спиркина, объективной истиной являются все законы природы и общества, поскольку они правильно познаны, соответствуют объективной реальности и подтверждаются общественно-исторической практикой человечества. Наши знания объективны по своему источнику, по происхождению и, являясь отражением объективного мира в сознании человека, носят характер объективной истины. Идеалисты, так или иначе, отрицают объективную истину. Они считают, что содержание наших знаний зависит от субъекта, идеи абсолютного духа [6].

А.Радугин считает что, абсолютная истина – это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Такие истины нам недоступны. Абсолютная истина – это некоторый идеал, к которому нужно стремиться, но достичь и удостовериться в котором невозможно [2].

Понятие «относительная истина» служит для обозначения ограниченных моментов человеческого познания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний о действительности. Относительная истина зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента. Абсолютная и относительная истины – истины объективные. Разница между ними лишь в степени точности и полноты отражения действительности.

Согласно Г.Кириленко и Е.Шевцову, критерием истины не может быть публичное или всеобщее признание. Если какую-то информацию разделяет большинство, то это не значит, что на их стороне истина. В противном случае в разряд истин попали бы все предрассудки: их, как правило, придерживается подавляющее большинство общества. Истина не устанавливается голосованием. Она может быть и на стороне меньшинства. Как показывает история, истина поначалу является достоянием либо одного человека, либо небольшого круга единомышленников. Судьба истины обычно такова: сначала ее все отрицают, затем с энтузиазмом принимают, наконец, она становится чем-то привычным и рутинным [3].

Таким образом, истина – это верное, правильное отражение действительности в живом созерцании или в мышлении. Истина не есть свойство материальных объектов, а характеристика знания о них. Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме. Истина достигается не сразу. Это есть процесс, в котором человек как субъект познания идет от незнания к знанию, от знания неполного, неточного, относительного к знанию более полному, точному, абсолютному.

 

Литература:

1. Философия науки: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Вольенская. – М., 1996.

2. Крапивенский С.Э. Общий курс философии: Учебник для студентов и аспирантов нефилософских специальностей. – Волгоград: издательство Волгоградского гос. ун-та, 2005.

3. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование. – М.: ООО "Изд-во "ЭКСМО"", 2003. – 672

4. Философия: Учебник // Под ред. В.Н. Лавриненко В.Н. – М.: 2004.

5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. – Воронеж, 2005.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2002.