ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И САМОСОЗНАНИЯ

Русанова Ирина Владимировна

Аспирант очного отделения Кыргызско-Российского Славянского университета. Республика Кыргызстан.

«Само» – первая часть составных слов обозначающая, что действие, понятие, которое заключено во второй части направлено на самого себя [Толковый…, 2000], а также  это действие произвольно, само собой или самостоятельно выполняется, без постороннего воздействия [Современный…, 2006]. Элемент «само» придает всем словам, включающим его, (саморегуляция, самоуправление, самопознание, самосознание, самоконтроль и т.д.) двоякий смысл. С одной стороны, «само» указывает на активность личности при решении задач, способность человека сознательно, произвольно совершать поступки и выполнять действия. С другой, – означает, что процессы протекают «сами собой», спонтанно, независимо от воли и желания человека, непроизвольно. Степень произвольности здесь выступает в качестве признака, дифференцирующего эти процессы, содержание и смысл описывающих их понятий.

Наибольшая произвольность, как нам кажется, содержится в понятии «самостоятельность», выступающего как основа, как родовая характеристика. Самостоятельность  является одной из самых существенных характеристик личности,  которая совершает действия с опорой на свои собственные интеллектуальные и духовные силы, когда личностный поступок обдумывается человеком наедине со своим «Я».

Существуют два понятия, которые проявляются одновременно в онтогенезе и трудно определить, что является первичным: самосознание или самостоятельность. В три года маленький ребенок выдвигает лозунг – «Я сам!», он не просто это говорит, но и пытается осуществить действие вне зависимости от его результата. Конечно, ребёнок далеко не сразу осознает себя как отличного от других, как «Я».  В течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект [Рубинштейн, 1946].

Осознание «Я», начинающееся примерно с трех лет, когда ребенок употребляет личностные местоимения, противопоставляет себя окружающим, в деятельности проявляется в использовании предложения «Я сам», что позволяет отделить результаты своих действий от действий других и четко осознавать себя как деятеля. Поэтому можно сказать, что развитие самостоятельности неотделимо от становления самосознания человека.

Целью  статьи является рассмотрение взаимосвязи самостоятельности и самосознания, как одного из важных компонентов подросткового возраста. Ведь именно в этом возрасте человек задумывается  над своим дальнейшим развитием, как в личностном, так и в профессиональном плане. И именно самостоятельно принятое решение при способности само осознания и саморегуляции поведения делают этот выбор более эффективным и продуктивным. По мнению Д.Б. Эльконина (1997), оценка собственных качеств как средств решения стоящих перед подростком задач, существенно для генеза самосознания и понимания особенностей психического развития подростков.

Самосознание – это осознание человеком своего собственного статуса и своих жизненно важных потребностей [Бернс, 1986]. Оно включает в себя совокупность психических процессов, посредствам которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя.

Периодом возникновения сознательного «Я» как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый возраст. Развитие самосознания – центральный психический процесс переходного возраста. Многие психологи называют этот возраст «критическим периодом формирования самосознания» (Л.С.Божович, 1981; Э.Эриксон, 1996; А.Е.Личко, 1997). Самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я». Подростковый возраст – этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. То есть человек являет собой автора и режиссера собственной жизни.

Необходимо определить возрастные рамки подросткового возраста, так как терминология в области взросления несколько запутана. Нижняя граница подросткового возраста – 10 лет (младший подростковый возраст) и верхняя граница (старший подростковый возраст) 14–16лет [Фельдштейн, 1996]. Самосознание – это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С. Мерлин, сознание своей тождественности; сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, осознание своих психических свойств и качеств, а также определенную систему социально-нравственных самооценок [Мерлин, 1970].

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

По мнению В.В. Столина, в основе сознаваемости лежит расщепляемость, т.е. возможность человека выделить из среды то, что он сейчас воспринимает,  то, посредством каких зримых признаков он воспринимает и выделяет объект из среды («я понимаю, что я вижу»), и собственная позиция наблюдателя, связанная со схемой тела («я как-то отношусь к тому, что я вижу»). Данная способность позволяет человеку осознать себя, свою отдельность от мира, других людей, т. е. выделить свое феноменальное «Я» [Столин, 1983].

Основным значением самосознания, по мнению А.Г. Спиркина, следует считать просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего «я». Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение. Даже тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно достаточно искренен, далеко не всегда они отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой. Способность осмыслить и распознать то, что в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти. По мнению А.Г. Спиркина, становление самосознание включено в процесс становления самостоятельности личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов самостоятельности [Спиркин, 1972]. Функции самосознания, как и сама его цель, тесно перекликаются с понятием самостоятельности: самопознание как получение информации о себе; эмоционально-оценочное отношение к себе; саморегуляция поведения, – при осуществлении этих функций человек выступает как активный субъект познания.

Ведущая функция самосознания –  саморегуляция (самоуправление) поведения личности – отражает высший уровень произвольности. Именно совокупность представлений о себе и их оценка представляет психологическую основу поведения личности. Человек в своем поведении может себе позволить ровно столько, насколько он знает себя. Эта формула в значительной мере обусловливает самодостаточность личности, степень ее уверенности в себе, независимость от других, свободу в поведении и осознание ограничений этой свободы [Моросанова, 2007].

Все эти компоненты так же включаются в понятие самостоятельности. Развитие самосознания и развитие самостоятельности формирует способность четко осознавать себя как деятеля, оценивать себя, свои способности и возможности, познавать и искать себя и свой стиль жизни.

В связи с этим вопрос «Кто Я?» – закономерный результат всего предшествующего развития психики. Рост самостоятельности означает не что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Но всякое самоуправление требует информации об объекте. При самоуправлении это должна быть информация объекта о самом себе, т.е. самосознание.

Одним из основных механизмов самопознания подростком самого себя, своего внутреннего мира является личностная рефлексия, которая, в отличие от логической рефлексии, направленной на решение задач, понимается как деятельность личного самопознания, как особый исследовательский акт, при котором человек не просто исследует свой внутренний мир, но при этом еще исследует и себя как исследователя. Личностная рефлексия включает рефлексивные ожидания, которые понимаются как представления человека о том, что о нем думают люди, составляющие круг его общения. Благодаря этому в определенные моменты своей жизни человек способен стать субъектом своей активности, самостоятельно принять решение и выступать автором и режиссером определенного действия и поведения. Развитие самосознания в подростковом возрасте настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в эти периоды практически едина у исследователей разных школ и направлений.

Подростковый возраст можно охарактеризовать как начало формирования нового уровня самосознания, развития и углубления интегративных качеств. Авторы достаточно единогласны в описании того,  как протекает процесс развития самосознания в подростковый период: примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит (15–16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе. Подростковый возраст вносит свой вклад и в развитие самостоятельности. Детей этого возраста начинают привлекать занятия, требующие определенного упорства. Расширяется сфера жизнедеятельности. Они сами выбирают сферы своего развития. В подростковом возрасте усиливается расположенность к выполнению некоторых самостоятельных заданий и практических работ. Пробудившаяся энергия толкает их на новые дела: чаще всего подростки сами предлагают свое время и силы. Отзывчивость на окружающее выступает в качестве самостоятельного распределения, применения и регулирования своей силы [Конопкин, Осницкий, 1988].

Субъектность, т.е. самостоятельность человека в личностных проявлениях обнаруживается преимущественно в сфере определения очередных целей; в сфере совершенствования своих возможностей; в сфере самоопределения, пересмотра возможностей, переосмысления ситуации. Субъектность в деятельности обнаруживается преимущественно в регуляторных процессах: в сфере самостоятельной реализации действий; совершенствования своих возможностей;  в сфере самостоятельного поиска лучших способов решения задач; в сфере исследования ситуации.

 При этом в любой сфере проявления субъектности, привычность, отработанность саморегуляции не только способствует успешности решения стереотипных или сложных задач, но и высвобождают большие возможности для самопроявления человека в разрешении проблем [Осницкий, 2007].

Исследование психологической природы самостоятельности – субъектной активности человека – стало наполняться содержанием благодаря изучению опыта и осмыслению его теснейшей связи с осознанной саморегуляцией произвольной активности. Субъектная – осознаваемая и авторская – активность обеспечивает человеку относительную независимость от постоянного и многомерного давления сил природы от давления многочисленных и противоречивых социальных требований. Благодаря осознаваемой и понимаемой собственной субъектности человек становится избирательно зависимым от тех требований, которые к нему предъявляет практически каждая ситуация, в которой он оказывается в своей жизнедеятельности, он может осмыслить перспективы и последствия своей активности, своего взаимодействия с другими людьми [Осницкий, 1996].

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что компоненты самостоятельности и самосознания переплетены между собой, что сказывается на сходстве формировании их особенностей и функций. В системе самостоятельности следует рассматривать осознание человеком необходимости некоторого преобразования (с помощью саморегуляции), включающего в себя осознание и промежуточные преобразования от анализа условий до оценки результата. Для того чтобы цель обрела побудительный характер, нужно чтобы у человека сложилось представление о модели условий, о программе действий, о критериях оценки и коррекции предполагаемых результатов. Такое понимание цели не позволяет оторвать ее от других, необходимых для ее реализации компонентов, и подсказывает средства ее действенного подкрепления в процессе помощи человеку при формировании осознанного регулирования активности, а также подчеркивает активную роль самосознания в организации поведения человека. Использование категории опыта позволяет представить человека  способным, развивающимся, стремящимся к осуществлению своих замыслов, относительно независимым в выборе цели. Категория опыта необходима и для того, чтобы более конструктивно подойти к анализу развития субъектной активности человека, а, следовательно, обеспечить ее осознанную саморегуляцию.