Ворожейкина Ольга Игорьевна

к.п.н. доцент

Западно-Казахстанский государственный университет

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДИЗАЙН РЕКЛАМЫ»

На пороге нового века вузовское образование столкнулось с проблемой, острота которой ощущается далеко не всеми, но которая, во многом определяет направления будущих реформ как в содержании, так и в предмете педагогического процесса. Эта проблема обусловлена революцией в области информационных технологий, а ее уникальность заключается в том, что требованием времени стало радикальное изменение двух важнейших составляющих процесса образования, которые оставались низменными на протяжении тысячелетнего исторического периода, существования самого понятия образования.

Эти составляющие - технология обучения и форма представления образовательной информации или знаний. Единственной формой представления информации оставалась книга и мел в руках преподавателя, с их слабыми выразительными возможностями и последовательным (линейным) изложением учебного материала. Сейчас с развитием компьютерных технологий появилась не только возможность, но и необходимость в совершенно другом - электронном - представлении информации. Возможности мультимедиа отличаются от книжных не только в количестве средств представления - текст, графика, анимация, видео, звук, но и в иной форме организации данных.

Поиск подходов ведется на протяжении нескольких лет на кафедре «Декоративное искусство и дизайн», где нами проводилась работа по разработанному нами электронному учебнику «История, теория, методика, практика дизайна», электронным методическим пособиям по «Истории материальной культуры», программам компьютерной графики, в рамках курсов по спец. дисциплинам.

В рамках этих занятий студентам помимо профессиональных знаний даются основные понятия о создании компонентов мультимедиа (текст, графика, анимация, звук, видео), о типах мультимедиа продуктов и их структурах, об авторских средствах разработки графических элементов интерфейса. Опыт показал, что главные трудности возникли не в обучении навыкам создания базовых элементов мультимедиа. Сложным было обучить преобразованию информации в структуры, эффективной ее визуализации. Сказывалась, сформировавшаяся привычка к линейным, книжным формам информационного представления.

Мультимедиа не только обеспечивает множественные каналы подачи информации, но и создает условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед студентами открываются огромные возможности в творческом использовании каждой индивидуальной среды, обладающей своим языком. Некоторые из этих языков пространственно-ориентированны (текст, графика), в то время как другие ориентированны на время (звук, анимация и видео). В процессе занятий ставилась задача познакомить не только с различными примерами дизайна и работой электронных разработок по спец.предметам, но и научить самостоятельному структуированию необходимых графических и др. элементов на примерах собственной творческой работы.

Темами проектов были: создание собственной домашней странички, домашнего журнала, электронной газеты группы, оформление материала лекций по курсам спец.предметов, презентация курсовых проектов, создание тематического сайта. Важно отметить, что для исключения возможности скачивать готовый материал из Internet, нами предлагалась и приветствовалась необычная тематика сайтов: «Сайт по продаже домиков для компьютерных мышек», «Сайт для тех кто разводит динозавров в домашних условиях», «Сайт любителей подводной игры в шахматы», «Сайт защитников слепых, безухих жирафов» и др. Такие задания не только исключают «перекачивание» материала, но, настраивая на позитивный лад, способствуют развитию креативного мышления. Ставилась задача подобрать или придумать информативную часть (фото, графика, текст), продумать общую структуру, систему навигации, звукового сопровождения. Разработать графическое решение страниц, соблюдая общую стилистику, композицию, варианты колористического решения, отдельные элементы, сделать раскадровку по видео материалам, выполнить композицию первой и последней заставки, выполнить отдельные движущиеся элементы интерфейса во flesh-технологии.

Эффективному обучению немало способствовало то обстоятельство, что сам учебный процесс был организован с помощью мультимедиа технологий, включая мультимедиа лекции и индивидуальные занятия с CD ROM и Internet. Опыт создания «История, теория, методика, практика дизайна», «Истории материальной культуры», так же был использован в процессе преподавания.

Очевидно, что мультимедиа технология сама по себе не может быть центром изменений, которые необходимы вузовскому образованию. Ключ к успеху находится в поиске соответствующих моментов для интегрирования технологии в новую педагогическую практику медиаобразования, так, чтобы она поддержала глубинные изменения в современном информационном пространстве, к которым должны быть подготовлены студенты, чтобы стать компетентными специалистами в будущем.