К.п.н.,
доцент Левин И.Л.
Нижегородский
государственный архитектурно-строительный университет, Россия
Технологические аспекты выполнения
креативных декоративно-живописных работ
студентами архитектурно-строительного вуза
Опираясь
на технологические принципы решения креативных задач («гибкая технология») в различных областях
культурной деятельности людей (в искусстве, науке, технике, в сферах социальной
инженерии и коммуникации), используя методологию парадигмального
(А.Г. Дугин, М.В. Богуславский, И.А. Колесникова, Г.Б. Корнетов, С.А. Лебедев,
В.М. Розин, И.Б. Романенко, В.С. Стёпин, Б.Г. Юдин; Т.Кун, И. Лакатос и др.) и креативного
подходов (А.Г. Алейников, Г.С. Альтшуллер, Д.Б.
Богоявленская, Я.А. Пономарёв, В.С. Шубинский. А.В.
Хуторской; Г.С. Армстронг, А.Г. Маслоу,
К.Р. Роджерс, Р.Р. Мэй и
др.), автором статьи была выстроена технологическая схема решения креативных задач живописного изображения в процессе
художественного обучения студентов - будущих архитекторов.
1.
Проблематизация, поиск «точек насыщения». Проблематизация
- инверсионное познание: расширение зоны непознанного за счёт сомнения в
адекватности известных представлений. При моделировании предмета исследования
вскрываются латентные признаки и свойства элементов модели, которые приводят к
переоценке известного и обнаружению ранее неизвестных аспектов. Далее
следует рефлексивный анализ проблемы и
прогресс в познании. Приведём пример проблематизации
изображения при выполнении декоративного натюрморта (в этом задании, завершающем
цикл академической живописи, решаются
задачи творческого преобразования живописных
форм). Декоративное искусство (от франц. decoration
– украшение) – род пространственных
искусств, произведения которого
предназначены для эстетического
обогащения действительности, формируют окружающую человека материальную среду
его жизнедеятельности. Именно поэтому владение способами выполнения
декоративных изображений особенно важно специалисту-архитектору.
Декоративное изображение – отнюдь не чистая абстракция, в нём сохраняются сущностные характеристики натуры (базовые пропорции, «характер» и силуэт предметной группы, основные цветовые отношения и т.д.). Оно выполняется с оглядкой на натуру, но уже не является натурным этюдом. Возникает проблема трактовки «натюрморта», которая уже исторически обнаруживает себя в названии жанра: представляет ли он собой изображение неживых предметов, копию, «слепок» с натуры (фр. nature morte — «мёртвая природа») или отражение образно-тематической общности предметной группы (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life – «тихая жизнь» вещей)? Что важнее в изображении натюрморта – внешняя «красота» предметов (точность пропорций и сомасштабность объектов, последовательность их светотеневой моделировки, выверенность цвето-тональных отношений, иллюзорная передача предметной фактуры) или композиционная выразительность, целостность эмоционального впечатления? Рефлексивный анализ проблемы приводит к такому пониманию предметной формы, при котором изображённые предметы соотносятся не с натурной постановкой, а с составляющими её конструкцию «идеальными» геометрическими телами, уподобляются не видимому образу, а элементам структурной организации цветовых пятен. Декоративность изображения проявляется в его плоскостности (акцент делается не на передаче иллюзии пространственной среды, а на оформлении картинной плоскости), условности, знаковости, схематизме изображения, в закономерностях метрико-ритмической организации форм, в формировании крупных масс локальных пятен и поиске их равновесия в формате.
2. Инверсивное и «боковое» мышление, поиск «точек поворота». Следует иметь в виду, что
проблема порождается и усиливается противоречиями. Решение творческих задач
вначале сопряжено с инверсивным мышлением, имеющим два аспекта: рациональное
построение контраргумента и переключение гештальта (инверсия
отношений «фигура-фон» в решении задачи). Инверсивное мышление – «жёсткий»,
рационализированный на диалектической основе вариант «бокового мышления». «Боковое
мышление» (Я.А. Пономарёв [1], П. Сурьё [2]) особенно остро проявляется на этапе интуитивного
поиска решения проблем и предполагает околопроблемный
поиск решения задачи и внимание к побочным продуктам мышления. «Боковое
мышление» неизбежно приводит к дивергентным (многовариантным) решениям, к
выходу на метапредметный или междисциплинарный уровень.
В изображении декоративного натюрморта это означает, что непрозрачные предметы
могут трактоваться как прозрачные, внешние элементы формы могут совмещаться с
умозрительными разрезами, моноракурсное изображение
может заменяться совмещением различных проекций, целостный абрис – чередоваться
с разрывами, «собираться» как пазлы, осколки единой
формы (что характерно для кубистической стилистики натюрморта) и т.д.
3. Мышление по аналогии, выход
в метафорическое пространство. Аналогия является
универсальным приёмом творческого воображения: чтобы создать что-то новое, надо
сначала представить знакомые объекты в новой форме, выстраивая модель соответствия
старых и новых форм. Например, предметы на фоне драпировок могут уподобляться
островам в океанском просторе, группе путешествующих по горной местности людей
и т.п. При этом эффективен метод фокальных объектов, позволяющий варьировать
форму предметов на основе свойств случайных объектов (по ассоциации с ними).
4. «Креативный
поворот», выстраивание идеализаций, соответствующих «точке поворота» в новой
парадигме.
На этом этапе важно оформить закономерности и принципы «нового видения»,
которое представляет концептуальная модель-образец решения проблем (парадигма,
по Т. Куну [3]). Выполняется цветовой эскиз, в котором читаются новые
формально-стилистические связи предметных форм. Предусмотрены различные варианты
формализованно-декоративного решения, так как декоративные изображения
рассматриваются как переходные
от реалистических к абстрактным формам через систему ассоциаций
(взаимосвязей различных представлений и образов в сознании). Этим обусловлено
разнообразие декоративных трактовок: приближенные к натуре изображения с
элементами обобщения и усилением цветового ритма; частично стилизованные
изображения, интерпретации натурного образа с поиском средств
совмещения признаков объёмно-пространственной и условно-плоскостного
характеристики форм; изображения, стилизованные на основе материальных свойств
каких-либо объектов, особенностей их фактуры (вода, огонь, камень, песок,
стекло и т.д.); изображения,
стилизованные в соответствии
с особенностями определённых
живописных техник (сграффито, мозаика, витраж, коллаж и т.д.); схематичные и
орнаментальные изображения, отображающие наиболее существенные черты натурного
образа (использование цветовой символики, этнокультурных образцов колористического решения,
психологических закономерностей воздействия
цвета на личность и т.д.)
5. Доработка парадигмы в
процессе модернизации элементов гештальта,
использования указаний положительной и отрицательной эвристики,
последовательных «креативных сдвигов». Необходима детальная разработка идеи, которая определяет
принципиально новое «видение» путей решения проблемы. Такая детализация
предусматривает как обогащение созданной модели новыми элементами, которые
адаптируются к особенностям изменённой структуры, т.е. особой формы соединения
элементов – гештальта (механизм «положительной
эвристики» по И.Лакатосу [4]), так и ответ на
контраргументы (механизм «отрицательной эвристики»). Применительно к
декоративному натюрморту это означает продолжение творческого поиска в основном
формате изображения, детальную разработку замысла в законченной картине. Требуется
учитывать, что любая творческая деятельность содержит помимо продуктивного и
репродуктивный компонент, связанный с овладением определённой системой норм
мастерства в выбранной сфере творчества. Следовательно, необходимо уделять
внимание также развитию специальных репродуктивных способностей, отвечающих за
автоматизм операций в креативной деятельности.
6. Рефлексивный
анализ парадигмы и подготовка к новому «креативному
повороту», (т.е. к трансформации гештальта –
общей формальной структуры) непрерывность
и преемственность творческого поиска в новых работах.
Технологически
организованное креативное образование призвано
осуществить свою главную социальную цель
и гуманистическую миссию – творческую самореализацию личности в
культурно-образовательном пространстве.
Литература:
1.
Пономарёв, Я. А. Психика и интуиция / Я. А.
Пономарёв. – М. : Политиздат, 1967. – 194 с.
2.
Souriau, P. Theorie de l’invention. Paris : Edition Vigdor,
1882
3.
Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун;
пер. с англ. - М.: ООО «Изд-во АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. – 365 с.
4.
Лакатос И. Методология
исследовательских программ / И. Лакатос; пер. с англ.
- М.: ООО «Изд-во АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. – 380 с.