Хабижанова Г.Б.

к.и.н., доцент кафедры всемирной истории

Казахского Национального университета  им.аль-Фараби

 

Этноисторические связи тюркского племени канглы в домонгольский период

 

Среди основных тюркских племен, положивших начало образованию тюркских народностей называют племя канглы. Более двух третей всех ныне существующих тюрков, по словам Н.Аристова, происходят от канглов и родственных им кипчаков. Это известные нам азербайджанцы, туркмены, ногайцы, башкиры, волжские татары и, конечно, казахи. 

По Ибн ал-Асиру в государстве Караханидов Тараз вместе с Исфиджабом составляли особой удел, который с остальными владениями Караханидов в ХII в. был завоеван кара-китаями (киданями). Это был период, когда каганат Караханидов переживал свое ослабление. Завоеванию территории восточных Караханидов способствовала междоусобица. Племена карлуков и канглы перестали подчиняться власти правителя Баласагуна Ибрахима ибн Ахмада. Караханидский каган обратился за помощью к кара-китаям. Их предводитель Елюй-Даши оттеснил кочевников от столицы, затем, увидев слабость караханидского правителя, устранил его и лишил титула, присвоив новый – «элик тюрков».  Большую часть войска Елюй Даши составляли местные тюрки – остатки карлуков, часть канглы, кочевавших в долинах рек Чу и Таласа и потомков нушибийских племен, т.е. кыргызов.[1] В домонгольский период канглы, возможно кочевали не только с кипчаками, но и с киданями, так как исторически последние находились на той же территории, т.е. в долинах рек Чу и Таласа.

Известный иссследователь А.Кадырбаев верно отметил, что историческая роль канглов как и кипчаков определилась задолго до монгольского нашествия, после которого ускорились процессы этногенеза казахских и других тюркских племен. Вся история племенных групп, населявших современную территорию Казахстана во втором тысячелетии н.э. была связана с объединением кыпчакских племен, в состав которых входили и канглы.[2] Близкое родство кыпчаков и канглы не подлежит сомнению, мусульманские авторы ХП-начала ХШ века употребляли названия кыпчак и канглы как синонимы. Канглы, по известному утверждению М.Кашгари, один из великих людей из кыпчаков. Н.Аристов и В.Бартольд рассматривали канглы как часть кипчаков. Джувейни прямо говорит, что Туркан-хатун, мать хорезмшаха Мухаммеда, по одним данным происходившая из кипчаков, по другим – из канглы, происходила из тюркских племен, называемых канглы. Ан-Насави утверждает, что она происходила из байаутов, ветви йемеков, и что правительницы Хорезма принадлежали к роду кыпчаков. В ХП-начале ХШ вв. канглы выступают в истории взаимоотношений с Хорезмом, кереитами, монголами как самостоятельное племя. Китайские источники отмечают близкие связи канглов с кыпчаками, однако не отождествляют эти племена. В «Юан-ши четко разделяются биографии представителей этих народностей.

К ХI веку племена канглы кочевали к северу от реки Или, в районе нижнего течения Сыр-Дарьи и на северо-восточном побережье Аральского моря. Главная ставка этой части канглы город Каракурум находился в низовьях Сырдарьи. Канглы жили также к востоку от Урала и около Иртыша.[3] Н.Аристов утверждает о древности происхождении этого племени.[4] Собственно этноним канглы появляется в арабо-персоязычных источниках в результате продвижения кыпчакских племен к берегам Сырдарьи на рубеже I и II тыс.н.э., где они сталкиваются с кангаро-печенежскими племенами. С.П.Толстов рассматривает этот этноним как переоформление имени кангар в результате ассимиляции части печенежских племен кыпчакскими.[5] Принятие этого имени первоначально верхушкой кыпчакских родов выражало их стремление связать себя генеалогической традицией древних племен, издавна живших на Сырдарье и таким путем обосновать права на эти земли. [6]  

В ходе междоусобных войн различные племена объединялись в союзы племен, которые не представляли из себя прочных соединений. Одним из таких союзов была конфедерация кыпчаков, куда входил и племенной союз канглов. В ХП в. у кочевых племен Центральной Азии шли процессы, приводившие к формированию у них государственности. В этом отношении по поводу племен канглы и кипчаков в научной литературе были высказаны две точки зрения. Согласно одному мнению, у названных племен существовало раннегосударственное образование.[7] Другие исследователи отрицали наличие у них государственности.[8] А.Кадырбаев отмечал, что процесс  возникновения государственности у кочевых народов недостаточно исследован, он требует учета всех условий и особенно учета специфики кочевого быта у номадов. Сохраняя и воспроизводя многие институты патриархального уклада, общество кыпчаков и канглы, однако уже вступило в этап утверждения и развития ранних государственных отношений.

Об этом свидетельствует и факт наличия развитой социальной дифференциации у канглы. В конце ХI – начале ХII вв. на территории Казахстана шел процесс распада родовых отношений и выделения из среды общества родовой знати – старейшин и ханов. Союзы кочевых племен возглавлялись родом, пользовавшимся среди них  особым влиянием. Так, например «Юань-ши» приводит данные о знати племени канглы: «Бухуму. Его предки из поколения в поколение были знатными людьми племени канглы… Ашабухуа (Асанбука) является потомком знатного ханского рода канглы (кангованцзу)…».[9]  Арабские источники еще не содержат сведений о передаче власти по наследству у канглы, в то время как китайские истории пишут о существовании этого обычая у кипчаков в начале ХП в. Тем не менее, есть свидетельства, говорящие в пользу существования у канглы в начале ХШ в. ранних форм государственности. Так, ан-Нувейри обозначал племена кыпчаков и канглы арабским словом «къабал», которым арабы-кочевники называли племена, возглавляемые представителем знатного рода. Специфика общественных отношений у кочевых племен, переживавших процессы социальной дифференциации, состояла в сохранении патриархальных форм в устанавливавшихся отношениях зависимости одних родов от других. Защита слабых родов сильными давала право последним пользоваться услугами первых, а также их натуральными подношениями, которые все больше принимали постоянный характер. В свою очередь, крепнувшее племя начинает претендовать на роль распорядителя обычаев, которые оно хочет распространить на возможно большее количество зависимых племен. С этой целью знать племени организовывает военные походы, которые призваны были в конечном итоге закрепить власть главенствующего рода. Таким образом, шло формирование ханской власти и образование ранней государственности у кочевников.  В китайских источниках, в частности, в «Юань-ши» для определения уровня социальной организации у кочевников, свидетельствовавшем о зарождении у них государственности, употреблялся термин «Го». Именно этим термином обозначали китайские источники племенные союзы кипчаков и канглы в предмонгольский период. И А.Кадырбаев, и С.М. Ахинжанов указывали на существование преемственности государственных традиций у племен кыпчаков и канглы в эпоху, когда они стояли во главе  оседлоземледельческих государств Хорезма и Центральной Азии.[10] Свидетельством определенного уровня социальных отношений у канглы и кыпчаков является их приобщение к исламу…о чем свидетельствуют китайские источники. Так, в «Юань-ши» и «Синь Юань-ши» встречаются такие мусульманские по происхождению имена…канглы – Осман».

При этом указанные исследователи предположили, что у тюркских кочевников средневекового Казахстана – кыпчаков и канглы в эпоху, предшествующую завоеваниям Чингиз-хана, существовали формы государственности, отличные от тех, что были у соседних оседлых народов. Скорее всего племенные союзы кыпчаков и канглы являлись «государствами первоначального типа», то есть ранними государственными образованиями, соответствовавшими монгольским кочевым улусам того периода. Их особенностью было то, что они сохраняли остатки родоплеменных отношений на всех ступенях социальной структуры.[11] В.Трепавлов также отмечал, что у отдельных групп кыпчаков перед монгольским нашествием формировались в то время предгосударственные структуры с использованием сильных родоплеменных институтов.

«Свод по истории династии Сун» содержит  строки, свидетельствующие о принятии подданства чжурчжэней в последней четверти ХП в. части племени канлы.[12] Часть канглы, возможно, присоединилась к киргизскому роду бугу. Однако в этот период борьбы против киданей канглы имели общие интересы и с западнотюркскими племенами дулу, с которыми у них был не только политический союз, но и родственные отношения. А.Г.Малявкин отмечает, что «Кан-ли в сочинениях монгольского времени - это канглы, не вызывает сомнения, однако необходимо отметить, что в ХП-ХШ веках этот народ кочевал в районе Аральского моря».[13] Об этом косвенно может свидетельствовать утверждение Г.Е. Грумм-Гржимайло о том, что в состав притяньшаньских киргизов вошли найманы и канглы.[14] О связях канглы с дулу имеются следующие сведения. «Тан-шу» сообщает, что в сер. VIII в. у низовьев р.Чу проживало несколько десятков тысяч тюркского войска, носящего другое название. Это, по мнению Н.Аристова были племена канглов, которые традиционно занимали места на север от хребта Каратау. Именно о них говорилось, что они подчинялись западно-тюркским ханам, но не входили в состав десяти аймаков (дулу!) и имели своих правителей. Часть канглов как и другие западнотюркские племена  в период господства карлуков была ими завоевана.[15] Другая часть племени канглов сделалась независимой после подчинения в сер. VIII в. западнотюркских племен карлукам, и об этих канглах и сообщал Ибн Хордадбех как о племенах кимаков, живущих на северо-запад от Тараза. Далее по источнику сообщается о том, что земледельцы долины р.Чу (Суййе), ходят в латах ввиду опасности нападения на них племен канглы. И еще одно интересное замечание Н.Аристова. По его мнению, племена западных тюрков Илийской долины и Джунгарского Алатау не были объединены с канглами ни в IХ, ни в Х веках. А под джунгаро-илийскими кочевыми племенами IХ-ХII вв. исследователь понимал «остатки западно-тукиюеских аймаков дулу и нушиби, а кочевники рода канглы нижней Чу и бассейна Сары-су также были остатком того же тюкиюеского царства».[16]

В ХІ в. начавшаяся миграционная волна тюркских племен на запад, вызванная давлением киданей, позволила выяснить, что соседями найманов в тот период были племена канглы. Абулгази сообщает, что огузы (туркмены) двинулись с насиженных мест под давлением киданей, найманов и канглы. «Ближе всех [других] илей к туркменам жили хатаи, канклы и найманы. Эти или стали нападать на оставшихся туркмен. [Туркмены] покинули все эти юрты – Иссык-Куль, Алмалык, Сайрам, горы Улуг-таг и Кичик-таг – и пришли к устью реки Сыр».[17] Племена канглов начали проникать в Семиречье и на Тянь-Шань в конце Х и особенно в ХІ в. Непосредственно перед нашествием монголов они упоминаются в пределах между Иссык-Кулем и Таласом.[18] С ними, отмечает В.Бартольд, имели тесные связи семиреченские несториане-христиане. Кроме того, известно о сближении этимологий терминов канглы и гаогюй. Если отождествлять гаогюйцев с уйгурами, то возникает мысль о близости канглы и уйгуров. «И канглы, и уйгуры, - пишет В.Бартольд, - кроме принадлежавших им областей жили во владениях найманов, т.е. в западной части теперешней Монголии. Из надписей видно, что семиреченские христиане находились в тесной связи с Алмалыком, где в ХІІІ в. господствовали канглы».[19]

Таким образом, накануне монгольского нашествия разные источники утверждают обширное расселение племени канглы на территории Центральной Азии.



[1] Аристов Н.А. Усуни и кыргызы или кара-кыргызы. Бишкек, 2001, с.308.

[2] Кадырбаев А.Ш. За пределами Великой степи. Алматы, 1997. - с.9.

[3] Рашид ад-Дин. Сборник летописей. - Т.1, кн.1. – М.-Л., 1952. - с.136-137.

[4] Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности. - СПб., 1897. -  с.403-405.

[5] Толстов С.П. Города гузов//Советская этнография. – 1947.- №3. - с.101.

[6] Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. - М., 1964. - с.179.

[7] Сандаг Ш. Образование единого монгольского государства и Чингиз-хан//Татаро-монголы в Азии и Европе.; Е.И.Кычанов. К вопросу об уровне социально-экономического развития татаро-монгольских племен в ХП в.//Роль кочевых народов в цивилизации Центральной Азии. Улан-Батор, 1974. - с.165-169.

[8] Мункуев Н.Ц. Заметки о древних монголах// Татаро-монголы в Азии и Европе. – М., 1977. - с.377-408.

[9] Юань-ши, цз.130, с./1502/27454.; цз.136, с./1565/27517//Кадырбаев А.Ш. За пределами Великой степи. Алматы, 1997. - с.19.

[10] Ахинжанов С.М. Из истории взаимоотношений кыпчаков и Хорезма. Археологические исследования в Казахстане. Алма-Ата, 1973. - с.59-70.

[11] Кадырбаев А.Ш. За пределами Великой степи. - Алматы, 1997. - с.24.

[12] Малявкин А.Г. Материалы по истории уйгуров в ІХ – ХІІ в.в. – 78 б.

[13] Малявкин А.Г. Материалы по истории уйгуров в ІХ – ХІІ в.в. – 150 б.

[14] Грумм-Гржимайло Г.Е. Тангуты//ИРГО. – Л., 1934. – т.66, вып.1. - с.117.

[15] Аристов Н.  Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности. - СПб., 1897. - с.461.

[16] Аристов Н.А. Усуни и кыргызы или кара-кыргызы.  - Бишкек, 2001. - с.268-269.

[17] Кононов А.Н. Родословная туркмен. Сочинение Абулгази. – М.-Л., 1958. – 57 б.

[18] Караев О. История Караханидского каганата (Х – нач. ХІІІ в.в.). – Фрунзе, 1983. – 82-83 бб.

[19] Бартольд В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период. //М., Соч. - Т. 2. Ч. 2. – 294-295 бб.