Право/5.Уголовное право и криминология.

 

К.ю.н. Марисюк К.Б.

 

Львовский национальный университет имени Ивана Франко, Украина

 

К вопросу о пенитенциарной системе “Моабит”

 

После буржуазных революций XVIII-XIX вв. прогрессивные философы, мыслители, правоведы выдвинули предположение о том, что целью наказания является безопасность общества, в то же время в уголовном праве доминирующей становится позиция, что наказание – это, в первую очередь, месть. Это положение материализировалось в создании различных пенитенциарных систем тюремного заключения лиц, осужденных к лишению свободы. Все эти системы были направлены на унижение человеческого достоинства осужденных, причинение им моральных и физических страданий. Одной из наиболее характерных пенитенциарных систем этого времени может считаться пенитенциарная система “Моабит”.

Моабит был построен Фридрихом Вильгельмом IV в предместье г. Берлин (Германия), а открыт в 1844 г. по системе одиночного заключения, то есть изолированных кельях, затем с 1849 по 1856 г. в Моабите арестантов стали занимать общими работами днем, но с 1856 г. снова вернулись к строгому одиночному заключению, с предоставлением надзора за арестантами членам особой протестантской конгрегации, известной под названием “Братья сурового дома” (“Bruder des rauhen Hauses”).

Моабит был построен по веерной системе; он состоял их четырех флигелей, сходящихся в общем центре, где находится наблюдательный пост. Каждый флигель был прорезан сверху донизу коридором и состоял из трех этажей, в которых были расположены кельи; около каждого этажа шла чугунная галерея, нижние и верхние этажи были соединены посредством лестниц, а противоположные стороны флигелей – чугунными мостиками, перекинутыми в разных местах.

Всех келий в Моабите было 520, из них 508 – для арестантов, каждая в 12 фунтов длины, 8 ширины и 11 высотой.

Келейное устройство в моабитской тюрьме было доведено до совершенства. Кроме некоторых, специально предусмотренных исключений, арестанты должны были отбывать весь срок заключения в своей келье и никогда не должны были видеть лиц друг друга.

Освещались кельи стенными окнами, в двери каждой кельи была форточка для передачи пищи и отверстие для наблюдения. В келье находились постель, которая на день убиралась и прикреплялась к стене. Мебель состояла из переносных стола и скамьи, этажерки с необходимой посудой, книгами, принадлежностями для письма, инструментами и орудиями, смотря по роду занятий арестанта; арестантам разрешалось также в виде награды иметь в кельях цветы и клетки с птицами.

         Арестанты в кельях занимались обязательными работами, выбор которых был весьма разнообразен, но арестанты по возможности размещались так, чтобы занимающиеся одним родом работ находились в одной галерее, чем облегчался ежедневный обход и обучение мастерами.

Арестанты посещали школу и церковь, но и там они помещались отдельно друг от друга, в будках, расположенных в несколько этажей, амфитеатром, открытых только в сторону пастора или учителя.

Для прогулок между флигелями были отведены три двора; в центре каждого из них находился наблюдательный пост, к нему примыкая и от него расходясь радиусами, шли небольшие дворики или, точнее, клетки, окруженные со всех сторон высокими стенами, в которых прогуливались заключенные, также не видя друг друга.

Каждого арестанта ежедневно посещали директор, смотрители, мастера, духовные лица, доктор. Число таких посещений в Моабите не было определено, но все они вносились в особую книгу, которую вел дежурный смотритель.

Когда заключенный выходя из кельи, чтобы идти на прогулку, в церковь или в школу, обязан был прикрепить на груди билет с номером и надеть шапку с длинным козырьком и маской, через которые можно было увидеть лишь глаза заключенного; при этом смотрители наблюдали, чтобы арестанты шли друг от друга не толпой или рядами, а гуськом, нога в ногу, на расстоянии 10 шагов друг от друга. Эти меры были рассчитаны на то, что с их помощью удастся уничтожить всякое сообщество и знакомство между заключенными.

За непокорность и нарушение дисциплины виновные подвергались лишению пищи, заключению в темный карцер, к ним применялась смирительная рубашка, а в крайнем случае и телесные наказания.

 

Литература:

1.     Спасовичъ В. Учебникъ уголовнаго права. Том 1. / В. Спасовичъ. – С.-Петербургъ: Въ типографіи Іосафата Огризко, 1863. – 436 с.

2.     Северский Я. Моабит – образцовый пенитенциарий в Берлине. Очерк по тюрьмоведению / Я. Северский. // Журнал гражданского и уголовного права. – 1886. – Кн. 10. – с. 1 – 25.

3.     Русское уголовное право: Лекции. Часть общая. Т. 1 / Таганцев Н.С. - 2-е изд., пересмотр. и доп. - С.-Пб.: Гос. Тип., 1902. - 823 с.

4.     Таганцев Н.С. Уголовное право (Общая часть). Часть 2. По изданию 1902 года [Электронный ресурс] // Allpravo.ru. - 2003.