Экономика. Экономическая теория

Халявинский  С.И.

Научный руководитель: Колесник И. В.

Донецкий национальный университет

МОДЕЛЬ  «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА» А. СМИТА

 

  Модель человека в экономической науке претерпевала значитель­ные изменения вместе с развитием самой науки. Модель человека является важнейшей составной частью экономических исследований. Идея экономического человека как человека, ру­ководимого собственным интересом, была доминирующей в конце XVIII в. в Европе. Но нигде и ни у кого она не была сформулирована настолько отчетливо, как в «Богатстве народов». Вместе с тем Смит стал первым экономистом, положившим опре­деленное представление о человеческой природе в основу целост­ной теоретической системы.

            Анализ литературы позволяет выделить ученых, которые рассматри­вали некоторые элементы модели человека: Л.  Гребнева, В.  Зотова, Г. Беккер, Н.  Макашева. Попытки дать многосторонний анализ модели экономического человека в определенный период развития экономической мысли, все еще являются большой редкостью.  Именно поэтому целью работы является комплексный ана­лиз модели человека в работах выдающегося экономиста Адама Смита.

  Смит выво­дит своего движимого собственным интересом человека не из умоз­рительных соображений о природе человека, а из своих наблюде­ний за окружающим его реальным миром. В «Богатстве народов»  нет резкого отделения теории от опыта (эмпирии). Так, Смит не сво­дит собственный интерес людей к получению денежных доходов наподобие максимизации прибыли: на выбор занятий помимо за­работка влияют также приятность или неприятность занятия, легкость или трудность обучения, постоянство или непостоянство занятий, больший или меньший престиж в обществе. Модель  «человека экономического» Смита, предполагает в качестве основы всех экономических процессов и явлений человеческий эгоизм, а общее благо стихийно складывается вследствие самостоятельных действий индивидов, каждый из которых стремится к максимизации собственной выгоды.

  В самом начале «Богатства народов» он пишет о свойствах человека, налагающих отпечаток на все виды его хозяйственной деятельности:

1.                      это «склонность к об­мену одного предмета на другой» (это позво­ляет объяснить обмен эквивалентов, а не предметов, име­ющих разную ценность для продавца и покупателя);

2.                      собственный интерес, эгоизм, «одинаковое у всех людей постоянное и неисчезающее стремле­ние улучшить свое положение».

Эти свойства взаи­мосвязаны: в условиях широкого развития обмена невозможно установить с каждым из партнеров личные отношения, основан­ные на взаимной симпатии. Вместе с тем обмен возникает именно потому, что даром получить нужные предметы у такого же эгоистичного по природе соплеменника невозможно[4].

  Отмеченные свойства человеческой природы имеют у Смита важные экономические последствия.  Они лежат в основе системы разделения труда, где индивид выбирает для себя более выгодное занятие. «Каждый отдельный человек постоянно старается най­ти наиболее выгодное приложение капитала, которым он может распоряжаться. Он имеет в виду собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества». Однако Смит в отличие от меркантилистов не проти­вопоставляет частный интерес общему благу. Дело в том, что это богатство равно, по Смиту, сумме цен­ностей, созданных во всех отраслях хозяйства. Таким образом, выбирая отрасль, где его «продукт будет иметь большую стоимость, чем в других отраслях», человек, ведомый эгоистическим интере­сом, самым непосредственным образом увеличивает богатство об­щества. Можно высказать точку зрения, что все в этом мире построено на «индивидуальной жадности» каждого из людей и эти жадности борются друг с другом. И эта борьба создает богатство общества.

  Необходимо отметить, что основан­ная на собственном интересе модель человеческой мотивации в «Богатстве народов», казалось бы, не согласуется с ее трактовкой в первом большом произведении Смита — «Теории нравственных чувств». Здесь просматривается дуализм его методологии. Смит подчеркивает, что поведение чело­века направляется «симпатией», т. е. умением поставить себя на место другого и желанием заслужить одобрение «беспристрастно­го наблюдателя». Собственный интерес при этом не отрицается, но Смит подчеркивает его ограниченность. В «Богатстве народов» Смит отнюдь не идеализирует эгоизм вла­дельцев капитала: он хорошо понимает, что собственный интерес капиталистов может заключаться не только в производстве вы­годных продуктов, но и в ограничении аналогичной деятельности конкурентов, что в конце концов приводит к монополии. Однако Смит демонстрирует, что даже при самых худших предположениях относительно человеческой природы рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, все равно дает лучший результат, чем принудительная регламентация экономи­ческой деятельности [4].

  Реалистичен подход Смита и к другим аспектам модели человека: его интеллектуальным способностям и информа­ционным возможностям. Индивид, согласно Смиту, далеко не все­гда может предвидеть последствия своих поступков. Более всего он компетентен в том, что затрагивает его личные интересы. Он луч­ше, чем кто-либо другой, в том числе и государственный чинов­ник, способен обусловить свой собственный интерес.

     Необходимо отметить, что понятие  «homo  oeconomicus» («экономический человек») возникло несколько  позже,  но  его  изобретали, опираясь на Смита.  
          Таким образом, проведя анализ модели человека в трудах Адама Смита можно утверждать, что «экономический человек» - эгоист, стремящийся к личному обогащению путем производства и реализации качественного товара или услуги. Необходимо отметить, что понятие  «homo  oeconomicus» («экономический человек») возникло несколько  позже,  но  его  изобретали, опираясь на Смита.  Концепцией   ''экономического   человека''   Смит   поставил   вопрос колоссальной теоретической и практической важности:  о  мотивах  и  стимулах хозяйственной деятельности человека. И он дал плодотворный  и  глубокий  для своего времени ответ на  этот  вопрос,  если  иметь  в  виду,  что  под  его «естественным»  человеком  скрывался  действительный  человек  буржуазного общества.
 
Литература:
 

1.                      Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. Предмет исследования. Т. 1. Вып. 1. – М., 1993. – С. 30.

2.                      Гребнев Л. С. Человек в экономике: теоретико-методологический анализ : Дис. ... д-ра экон. наук. М., 1993. (Российская академия управления).

3.                      Зотов В. В. О роли концепции экономического человека в постанов­ке проблемы мотивации // Мотивация экономической деятельности. М., 1980. (Сб. трудов ВНИИСИ ; Вып. 11).

4.                      Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007. — (Серия: Антология экономической мысли) — 960 с