Педагогические науки /2. Проблемы подготовки специалистов

К.п.н. Лютова Н. И.

Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия

От постижения к уважению: культура межличностного общения как фактор гуманизации социальной жизни

Культура межличностного общения принадлежит к числу тех актуальных проблем современного общества, в котором прежние нормы и ценности оказываются размытыми и релятивизированными, что вызывает определённый культурный вакуум, угрожающий скатыванием в варварство и полную утрату способности людей нормально общаться между собой. Не случайно, современные гуманитарии довольно много говорят о необходимости выработки определённых стандартов межличностного общения, которые могли бы ввести это общение в определённые рамки, придать ему культурную форму, наличие которой является обязательным условием человеческого существования. Современная социальная реальность во многом определяется распространением идеологии тотального экономизма, подчиняющего себе все сферы отношений между людьми. В целом, влияние этой идеологии следует рассматривать как вредное, поскольку она выхолащивает духовное начало в человеке, направляет его к ложным ценностям (обогащение любой ценой), варваризирует социум, становится причиной распространения цинизма и разочарования в высших ценностях, наконец, просто оглупляет в массовом порядке население. Поэтому необходимо признать, что буквально катастрофическое распространение идеологии экономизма, предполагающей возведение покупательной способности человека в ранг высшей ценности, способной заменить все остальные ценности (поскольку, как уверяет нас реклама, купить можно практически всё: и красоту, и сексуальность, и ум и т.д.), нуждается в определённом противодействии со стороны других идеологий, выдвигающих на первый план совершенно иные ценности и идеалы.

Безусловно, одним из факторов гуманизации социальной жизни в условиях нынешнего ужесточения практики межличностных отношений является культура общения, которая, хотя и не способна решить многих социальных проблем, всё же может помочь в какой-то мере снизить накал того психологического напряжения, которое доминирует сегодня в обществе и оградить последнее от окончательной брутализации и варваризации.

Педагогика, таким образом, обращается к проблеме культуры общения именно для того, чтобы выработать те методики привития этой культуры, которые не отпугнули бы индивида от неё, а наоборот, способствовали успешному и органичному усвоению тех форм поведения, которые необходимы человеку для его подлинной самореализации и продуктивного общения с его окружением. При этом молчаливо признаётся, что само это общение должно строиться на принципах уважения человеческой личности и гуманного отношения людей друг к другу, предполагающего проявление таких человеческих качеств, как солидарность и взаимовыручка.

Обращение к человеку, к его духовному миру, к культуре вызывается необходимостью не только гуманизации всех социальных отношений, но и изменением производительных сил общества, повышением культуры труда. Культура труда, таким образом, выступает в качестве частного случая культуры вообще и, поскольку трудовые отношения, как правило, предполагают момент взаимодействия и коммуникации, то понятия культура труда и культура общения во многих аспектах являются взаимодополняющими и соприкасающимися по своему значению.

Наличие эстетического элемента в нашей повседневной жизни свидетельствует также об определённой ценностной направленности нашего поведения: иначе говоря, о стремлении к совершенству, в той или иной мере присущей всем людям. Именно эта связь между культурой и устремлённостью к определённым ценностям позволяет нам расширить само понимание культуры, включив в него не только эстетические, но и любые другие духовные ценности, становящиеся предметом неутилитарных (небиологических) устремлений. Иными словами, мы расширим понимание культуры до любой сферы деятельности, в которой человек добивается достижения высшего результата, т.е. стремится к совершенству. Отсюда следует, что, применительно к любой специальности, культуру специалиста в широком смысле можно охарактеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемых в индивидуальной деятельности; эта культура предстаёт тогда как итог качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств. Культура специалиста любого профиля, в этом отношении, должна включать в себя следующие элементы:

1)                      системы знаний и интересов, определяющих кругозор личности;

2)                      системы убеждений, образующих мировоззренческий уровень;

3)                      системы умений и развитых на их основе способностей, проявляющихся в практической деятельности;

4)                      системы индивидуальных норм поведения и освоенных методов деятельности;

5)                      системы социальных чувств, образующих уровень эмоциональной культуры

Приобщение к культуре всегда означает определённое воспитание человеческой чувственности, которая не менее, чем ум, нуждается в тренировке и развитии. Как говорил Паскаль, у чувственности («сердца») есть свой разум, не всё, что мы постигаем, мы постигаем логически, порою для этого достаточно увидеть вещь и испытать некий опыт чувственного контакта с ней, в ходе которого вещь раскрывает перед нами свою сущность. Развивая в себе эту способность, человек учится глубже понимать других людей и самого себя. А это понимание ведёт его к более уважительному и бережному отношению к окружающим. Человек учится улавливать тонкие нюансы и оттенки смыслов в поведении других людей, проникая в их внутренний мир и постигая всю сложность отношений с другой личностью, которая, вследствие этого «утончения» взгляда, обретает для нас большую ценность. Именно культурный человек, усвоивший не только внешние атрибуты поведения, но и внутренне преобразившийся в ходе усвоения им тех или иных культурных ценностей, способен более гуманно и уважительно относиться к окружающим его людям, несмотря на то, что лучше понимает их слабости и недостатки. Способность сочувствовать и сострадать другому, лежащая, по мнению Ж.-Ж. Руссо, в основе социальной жизни, развивается у человека именно вследствие развития его внутреннего мира, которое невозможно без приобщения к культуре. При этом следует иметь в виду, что речь здесь идёт не только о западной культуре, к которой, в известном смысле, принадлежим мы, но о любой культуре вообще. Любая культура наделяет человека тем достоинством и благородством, которые ни в коей мере не проистекают из простого усвоения норм, диктуемых нам современной технократической цивилизацией.

Из сказанного следует заключить, что уважение личности другого, выступающее основным условием установления гуманных межличностных отношений, проявляется двояким образом: через соблюдение определённой формы общения (внешний план) и через соответствие этого внешнего уважения внутреннему миру человека, тому «моральному закону во мне», о котором говорил Кант (внутренний план). Наличие двух этих планов в межличностном общении свидетельствует о его гуманном характере (т.е. уважении личности другого). Соединение двух этих планов и будет означать, по сути, становление культурным человеком.

Таким образом, культура межличностного общения – это не только следование определённым нормам поведения и этикету, это также исполнение нравственных норм, самого морального императива. Этому способствует приобщение к культуре, а также понимание того, что я не являюсь единственным человеком, что другие также заслуживают уважения в качестве представителей человечества. Позиция культурного человека здесь противоположна инфантильной позиции, которая не предполагает признания другого в качестве равного мне и заслуживающего уважения. Культура общения необходима для того, чтобы возвысить человека над чисто животным уровнем взаимоотношения с окружающей реальностью и чтобы предотвратить варварство. Однако это преодоление животности предполагает взаимное признание людей, которое может совершиться лишь в том случае, если люди прежде всего достигнут самоуважения, приняв, в то же время, определённые ценности (которые являются универсальными, и именно эта универсальность является критерием их истинности), не допускающие унижение личности другого, поскольку такое унижение является также самоунижением.

В заключении следует ещё раз подчеркнуть роль культурной формы. Человеческое существование предполагает наличие такой формы (например, правил этикета); только находясь в определённой форме, следуя ей, мы можем проявлять себя в качестве нравственных личностей. Вне культурной формы, по существу, нет ни добра, ни зла, а есть лишь причинно-следственная последовательность чисто животной жизни, насилия и хаоса. Там, где нет образующей формы, не может быть и человеческого бытия.

Литература:

1.     Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах, Т.2 М: Педагогика, 1980. — 288 с. – С. 61.

2.     Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. – 142 с. – С. 14.

3.     Лотман Ю. М. К проблеме типологии культуры //Труды по знаковым системам. Тарту, 1967. – С. 30-38. – С.30.

4.     Файоль А.  Общее и промышленное управление. М.: Контролинг, 1992.–112 с. – С. 84-85.

5.      Якобсон П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема. - М: Знание, 1973. - 32 с.