Психология и социология/7.Общая психология

Ст. преп. Мозжерина В.Н.

Соликамский государственный педагогический институт

Анализ научных представлений о музыкальных способностях

 

Анализ научных представлений о музыкальных способностях, предполагает рассмотрение понятия и воззрений на природу способностей. В психологии ведутся споры вокруг двух вопросов: способности имеют врожденный характер или они проявляются и развиваются в деятельности.

Х.Уарте, Ф.Гальтон (теории преформизма) утверждают, что способности обусловлены наследственным генетическим фактором. Д. Локк, Т. Гоббс (теории чистой доски), отводят ведущую роль в происхождении способностей воспитанию. В. Штерн, Р. Кеттелл, Г. Айзенк, К.К. Платонов (теории конвергенции двух факторов) утверждают, что источником развития является наследственность, а условием развития является среда [1]. Л.С. Выготский (культурно-историческая теория) вводит понятие социальная ситуация развития, определяя в качестве источника развития –  среду, а в качестве условия развития – задатки. С.Л.Рубинштейн определяет способности как внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

Б.М. Теплов, употребляя понятие способности отмечает, что это индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности и обнаруживающиеся по различиям в динамике овладения необходимыми для такой деятельности знаниями, умениями, навыками [3]. Таким образом, Б.М. Теплов признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки, утверждая при этом, что сами способности всегда являются результатом развития.

В.Д.Шадриков определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности [7].

Вышеизложенное позволяет подойти к рассмотрению научных представлений о музыкальных способностях.

Г.Гельмгольц, исследуя проблему музыкальных способностей, рассматривает механизмы звуковысотного, динамического, и тембрового слуха, изучает физические свойства звуков и особенности их переработки в слуховом органе. К. Штумпф, обращает внимание на способность человека анализировать отдельные изолированные созвучия. Музыкальные способности как элементы ощущения, связанные с различением высоты, интенсивности, длительности звуков рассматривали Г. Кениг, Я. Квальвассер, П. Дьюкен, М. Мейер.

Г. Ревеш, определяет музыкальность как природное и врожденное свойство, которое нельзя сформировать обучением и воспитанием, включающее в себя способностьэстетически наслаждаться музыкой, понимать ее настроение, стиль, форму и стороение фразы. К. Сищор, обозначает способности как врожденное дарование, объединив их, в пять больших групп: музыкальные ощущения и восприятие; музыкальное действование; музыкальная память и музыкальное воображение; музыкальный интеллект; музыкальное чувствование.

Ф. Гекер и Т. Циген выделили пять компонентов музыкальной одаренности: сенсорный, ретентивный, синтетический, моторный, идеативный, что соответствует традиционной классификации психических функций: ощущения, память, восприятие, моторика, мышление.

Г. Кёниг классифицирует музыкальные способности по основным видам музыкальной деятельности.

Дж. Крис указал на то, что музыкальность не определяется каким-либо одним признаком, выделив три главные стороны музыкальности: интеллектуальную, эмоционально-эстетическую, творческую. Между отдельными признаками музыкальности Дж. Крис выявляет функциональную и наследственную связь. К. Карма, Шутер-Дайсон, К. Габриель, подчеркивая важность общего интеллектуального компонента в структуре музыкальных способностей, выделяют и отводят главенствующее место в ней эмоциональному компоненту.

В основе концепции Н.А. Римского-Корсакова лежит убеждение в воспитуемости музыкальных способностей, которые он разделяет на две группы: технические способности к игре на музыкальном инструменте или к пению; слуховые способности, выделяя в них элементарные слуховые способности и высшие слуховые способности. Элементарный музыкальный слух включает в себя гармонический слух  и ритмический слух, или ритмическое чувство.

Б.М. Теплов считает, что в структуре музыкальности ее ядро составляют три основные музыкальные способности: ладовое чувство, способность к слуховому представлению, музыкально-ритмическое чувство, отмечая при этом, что музыкальность не исчерпывается этими способностями, включая впоследствии в число способностей музыкальную память. Музыкальность понимается им как совокупность способностей, необходимых для успешного выполнения любого вида музыкальной деятельности [6].

По мнению А.Г. Ковалева и В.Н. Мясищева, музыкальность представляет изменчиво подвижное единство степеней и качеств элементарных способностей, из многообразия которых рождаются музыкальные индивидуальности. А.Л. Готсдинер, указывает на то, что музыкальные способности проявляются и формируются в деятельности, подчеркинув важную роль при этом обучения. К трем основным способностям, выделенным Б.М. Тепловым, он добавляет общую и музыкальную память и психомоторные способности

С.И. Науменко выделила три типа музыкальности: (эмоционально-образный, рациональный и продуктивный), которые соответствуют классическим представлениям о типах высшей нервной деятельности, включив в структуру музыкальности, музыкальный слух, творческое воображение, чувство целого, эмоциональность [5].

С.И. Торичная включает  в структуру музыкальных способностей сенсорно-перцептивные способности, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальное воображение, исполнительские умения и навыки. С.И. Савшинский, предлагает ввести в структуру музыкальных способностей общие музыкально-эстетические и психомоторные способности, а именно: художественные, технические и эстетические.

Н.А. Ветлугина делит музыкальные способности на музыкально-эстетические (художественное восприятие, воспроизведение музыкального произведения, творческое воображение, оценочность восприятия) и специальные (звуковысотный и ритмический слух) [2]. В.Д. Остроменский предлагает разделить музыкально-эстетические способности на эмоциональные и познавательные, выделяя эмоциональную познавательную сторону музыкальности. Г.М. Цыпин в качестве самостоятельной способности выделяет музыкальную память.

Ю.А. Цагарелли, определяя «музыкальность» как сложную интегральную способность, отражающую общий компонент всех видов музыкальной деятельности (творческое восприятие и переработку музыки с целью создания идеального (мысленного) музыкального образа), выделяет в ее структуре: музыкальный слух, музыкально-ритмическую способность, эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, музыкальное мышление, музыкальное воображение.

Важно отметить, что понимание музыкальных способностей претерпело значительные изменения. Можно выделить две тенденции в исследованиях музыкальности: музыкальные способности рассматриваются как сенсорно-перцептивные способности; в структуру музыкальности включены познавательные музыкальные способности.

Что касается современного подхода, музыкальный слух сегодня рассматривается, как интонационный, образующий эмоционально-образное содержание музыкального произведения. Данный взгляд опирается на учение Б.В. Асафьева о музыкальной интонации. В связи с этим Е.В. Назайкинский, В.В. Медушевский, О.М. Панкова, О.В. Гвоздева вводят и используют понятие «интонационное мышление», которое включает в себя все компоненты слуха и слышание смысла музыкальной интонации [4].

Из вышесказанного следует, что вопрос о структуре музыкальности является сложным и  остается нерешенным до сих пор. Среди ученых нет единой точки зрения на природу, сущность и структуру музыкальных способностей. При этом ученые сошлись во мнении, что музыкальность представляет собой комплекс способностей.

Подводя итоги теоретическому анализу проблемы музыкальных способностей можно сделать следующие выводы.

– Способности это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

– Музыкальные способности - это индивидуально-психологические
особенности человека, проявляющиеся и развивающиеся на высоком уровне в музыкальной деятельности.

– Музыкальная способность представляют собой интегральное образование составляющих ее компонентов, расположенных в иерархическом восходящем порядке от простых к более сложным.

– Основой иерархической пирамиды музыкальных способностей являются типологические свойства нервной системы индивида.

– Музыкальные способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но способствуют легкости и качеству их приобретения.

Музыкальность – сумма отдельных музыкальных способностей.

– Исследуя  природу, сущность и структуру музыкальных способностей, необходимо учитывать особенности и возможности возраста, а также особенности музыкальной деятельности, что обеспечивает возможность успешного их развития.

Литература:

1. Андрущенко О.С. Дифференциальная психология: методические рекомендации. – Екатеринбург, 2007. – С. 29-31.

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. –  С. 240.

3. Маланов С.В. методологические и теоретические основы психологии. –  М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. –  С. 203.

4. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. –  М., 1972.

5. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности. // Вопросы психологии. 1981. № 5

6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Избр. Труды в 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1985. – С. 16-17.

7. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. –  М., 1996, – С. 117.