Политология/2 Политическая социология

 

К..п.н. Маслова И.А.

Оренбургский государственный университет

Политическая социализация молодежи: сущность и содержание понятия

 

Социализация молодежи является одной из актуальных проблем современных  научных исследований, что предполагает ее широкое и всестороннее осмысление, а также диктует необходимость детального изучения вопроса о возможности реализации основных концептуальных положений на уровне государства, что является условием политической социализации. Интерес исследователей к политической социализации не ослабевает,  идет накопление и углубление знаний об этом  феномене.   В  зависимости  от  конкретной   исторической   ситуации   в   обществе исследователи  акцентируют  внимание   на   отдельных   моделях, или   их  модификациях.

Выделение теории социализации в самостоятельную область исследований произошло в середине XX в. и было подготовлено научными разработками философов, социологов, педагогов, с разных точек зрения рассматривавших процесс становления человека компетентным членом общества. Однако еще в прошлом веке исследователи обосновали ряд теорий, раскрывающих формирование личности на основе взаимодействия различных факторов - физических качеств, определенной среды, индивидуального опыта и особенностей культурного наследия. Социализация личности представляет собой сложный, многоплановый, противоречивый процесс взаимодействия индивида и общества.

Термин  «социализация»  (от   латинского   socialis   -   общественный) многозначен, и его интерпретация многими  авторами  не  совпадает.  История данного термина в разных  источниках  предстает  в  разных  вариациях.  Антюхова Е.Ю. предполагает, что термин «социализация» вошел в  англоязычную научную литературу в  результате  перевода  на  английский  язык  немецкого Vergellschaftung, обозначавшего  одно  из  центральных  понятий  в  работах Г.Зиммеля (1)

Был перевод адекватным или  нет  -  не  столь  важно,  поскольку впоследствии термин стал  частью  классического  социологического  дискурса благодаря его использованию в учебнике по социологии Сазерленда и Вудворда, опубликованном в 1937 году. Другие источники устанавливают еще более ранние даты  вхождения  термина  в  обиход.  Пор мнению ряда ученых, термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т.п.

  Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский со­циолог Ф.Г.Гиддингс. Социализация, по его мнению, «процесс, который сплавляет различные элементы разнородного населения в однородный тип»(2).

Проблема социализации особо актуализировалась в западных научных исследованиях во второй половине XX в. Термин «социализация» был внесен в реестр американской социологической ассоциации в 1956г. Это означало его официальное принятие и направило усилия на изучение данного процесса.

В социологических исследованиях выделяют два подхода к теории социализации. Представителем первого направления в рамках субъект-объектного подхода является З.Фрейд, рассматривающий человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливается к условиям существования в обществе. Социализация сводится к согласованию внутренних потребностей человека, его инстинктов с внешним "табу"(3).

 Второе направление представлено исследованием Э.А.Домбровского(4). Социализация трактуется как процесс усвоения культуры. Культура - предпосылка, цель и результат социализации. Процесс социализации - это механизм трансляции духовной культуры от поколения к поколению (Дж.Уайтинг, И.Гайлд).

Второй представитель этого направления Эмиль Дюркгейм в своих известных исследованиях отношений человека и общества неоднократно обращался к вопросам социализации и воспитания подрастающего поколения. Смысл позиции Э.Дюркгейма сводится к признанию приоритета общества над личностью, что человек в процессе социализации занимает пассивную позицию, а сам процесс социализации - это адаптация человека к обществу, которое формирует его в соответствии со своей культурой (5).

 Анализ словарно - справочной литературы, сделанный исследователем Ю.И.Кривовым, показал, что авторы (В.Ч.Гуд, Б.Уолтен) толкуют "социализацию как процесс усвоения человеком методов, идей, верований, ценностей, норм специфической культуры, в которой он живет, и адаптации их как часть собственной личности". Похожий вариант присутствует в международном словаре образовательных терминов Г.Герри Пейджа, Дж.Томаса, Алана Р.Маршалла: «Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развитие удовлетворительных связей с другими людьми»(6).

Современные социологи Н.Смелзер, Н.Аберкомби, С.Хилл, С.Тернер, А.С.Свиридова, Ж.Т.Тощенко, А.Г.Эфиндиев определяют социализацию как процесс накоп­ления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их соци­альным ролям; процесс, в ходе которого люди обучаются соблюдению социальных норм, делающих возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению; процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества, приобретение социально зна­чимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаи­моотношения с обществом (7,8,9).

А.Г.Эфендиев отмечает, что при формировании социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений человек становится дееспособным участником социаль­ных связей, институтов и общностей (10).

В политологическом словаре В.И.Даниленко рассмат­ривается социализация как процесс, через который осуществляется переда­ча каждому новому члену общества ценностей, норм и характеристик, разделяемых его членами (11).

Социологическое исследование позволяет заключить, что:

-   социализация - это процесс, то есть закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление; результатом этого процесса является обеспечение дееспособности участников социальных связей;

-   в ходе социализации происходит накопление воспитанником опыта и социальных установок, приобретение социально значимых характеристик ;

-   значение первого подхода теорий социализации, на наш взгляд, подчеркивает ведущую роль институтов социализации и раскрывает через систему социаль­ных отношений условия усвоения норм, методов, идей и ценностей в «упорядоченное целое»;

-   второй подход с позиции субъектного понимания человека и его роли в обществе акцентирует внимание на том, что человек, участвуя в процессе социализации, не только активно адаптируется к обществу, но и влияет на обстоятельства и на самого себя.

Категория социализации в философии указывает на зависимость субъ­ектного становления человека от социальных условий. Философский энциклопедический сло­варь трактует социализацию как процесс усвоения челове­ческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества (12). Философский аспект изучения социализации предполагает выяснение конкретного взаимодействия личности и общества, кото­рое осуществляется посредством различных форм социальной деятельно­сти, так как именно через деятельность каждый человек включается в систему объективных общественных отношений и в конечном итоге социали­зируется; определение природно-биологическими многих сторон человеческой жизнедеятельности, для полного раскрытия сущности человека необхо­димо учитывать воздействие социального.

Методологической основой исследования сущностных характеристик социализации в отече­ственной философии является научная концепция соотношения биологи­ческого и социального в человеке. Рассмотрим их:

концепция чисто социальной сущности человека. Согласно этой концепции возникновение социального приводит к полному подавлению биологического (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов);

·            концепция дуалистической природы человека. Биологическая сущность человека рассматривается как внутренняя, присущая самому человеку, а социальная - как внешняя, существующая вне человека (П.И.Царегородов). К.А.Абульханова-Славская, критикуя данную позицию, указывает на стремление представить сущность человека как нечто надиндивидуальное (13);

·            концепция интегральной природы человека (на основе марксистской антропологии). Данная концепция признает, что природно-биологические основы человека определяют многие стороны его жизнедеятельности. По мнению Н.П.Дубинина, биологические возможности являются фоном, на котором развертывается процесс становления человека как участника социально-исторического процесса» (14).

Для нашего исследования значимым является мнение о том, что социализация – это весь многообразный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее "социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д., активное переустройство окружающего мира, изменение и качественное преобразование самого человека" (15).

 Автор соотносит процесс социализации со всем ходом исторического развития человека. Процесс социализации повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития. Процесс социализации означает развитие человека, как в онтогенетическом, так и филогенетическом плане.

На основании изучения научных философских исследований по проблеме социализации заключаем, что доминирующей является позиция социальной обусловленности процесса развития личности; важна роль процесса социализации в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом; процесс социализации предполагает активное взаимодействие личности и общества.

Анализ исследовательских трудов отечественных психологов позволил выделить три ус­ловных подхода к проблеме социализации с точки зрения общей, возрас­тной и социальной психологии. Общая психология рассматривает проблематику отражения внешних предметов и явлений во внутреннем психическом пространстве человека через деятельность психических функций, проявлений эмоций и чувств, интеллектуальных возможностей и способностей. Процесс социализации зависит от особенностей организации внутренней психической жизни под­ростка, так как рассматривает психологические особенности восприятия социальной информации, ее переработки и осознания способов презента­ции. Принятие, освоение, творческая трансформация социального опыта происходит в двух видах деятельности - интериоризации и экстериоризации. Под интериоризацией Л.С.Выготский понимал постепенное превра­щение какого-либо процесса или явления из внешнего для организма во внутреннее, например, из практически осуществляемого индивидуального или коллективного действия во внутреннее психологическое свойство или способность человека. Процессу интериоризации сопут­ствует процесс экстериоризации, как обратный процесс, переход от внут­ренней, психической деятельности к внешней, предметной .

Возрастная психология рассматривает социализацию как процесс «им­манентных превращений личности в онтогенезе», как субъективирование социального опыта, норм, ценностей культуры. Рассматривая социальное развитие в большинстве случаев как дискретный процесс, где «плавные», эволюционные периоды сменяются «скачками», «перерывами постепенности», Л.С.Выготский отмечает пе­риодизацию возрастных изменений, для которых свойственна индивиду­альная ситуация развития, то есть особое отношение растущего человека к социальной действительности. Такое отношение реализуется посредством деятельности. Таким образом, введенное А.Н.Леонтьевым понятие ведущей деятельности служит «прямой конкретизацией понятия социальной ситуации развития ребенка в том или ином возрасте». Каждая стадия психического развития, по А.Н.Леонтьеву, характеризуется изме­нением «места, занимаемого ребенком в системе общественных отноше­ний», «определенным, ведущим на данном этапе отноше­нием ребенка к действительности, определенным, ведущим типом его дея­тельности». Переход от одного этапа развития к другому происходит в условиях возникновения ситуации, когда меняется ведущая деятельность и происходят внутренние преобразования в личности, а также изменение социальной позиции личности.

Таким образом, исследования возрастной психологии позволили вы­членить дискретный и стадийный характер индивидуально-личностного становления социализации, которая наиболее эффективно происходит в процессе общения и межличностного взаимодействия подростка.

Если для возрастной психологии интересен взгляд на социализацию со стороны индивидуально-личностного развития, то для социальной психо­логии - со стороны взаимодействия личности и среды. Социальная психология понимает социализацию как процесс, обеспечивающий включение в ту или иную социальную группу или общность (16).Социализация представляет собой развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе которого он усваивает социальный опыт и активно реализует себя, изменяя и жизненные обстоятельства. Социализация осуществляется с помощью общения, а также путем идентификации человека с обществом и обособлением личности в нем.

Социальные психо­логи Н.В.Андреенкова, Г.М.Андреева и др. определяют социализацию как двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом соци­ального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а также процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности (17,18). Г.М.Андреева пишет: «Первая сторона процесса социализации - усвоение социального опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду через его деятельность». Г.С.Абрамова в своих работах ука­зывает, что процесс социализации у ребенка идет не пассивно, а «посте­пенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта». Л.С.Выготский поднимает вопрос о взаимодействии личности и среды: «Воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой...» (19).

 Человек в любом возрасте активен в среде и избирателен, пре­ломляет среду через себя. К началу каждого возраста складывается специ­фическое отношение между ребенком и окружающей его средой. Это от­ношение ученый называет социальной ситуацией развития в данном воз­расте, которая представляет собой исходный момент всех динамических изменений, происходящих в развитии данного периода. Она определяет тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства лично­сти, черпая их из социальной деятельности как из основного источника развития, путь, на котором социальное становится индивидуальным. Для каждого возрастного периода характерна своя социальная ситуация разви­тия, которая зависит от меняющейся окружающей среды и меняющегося отношения к этой среде.

Данная позиция обусловливает необходимость создания скоординированной комфортной среды, в которой социализация приобретает позитивный характер, обеспечивает переход на более высокий ее уровень.

Концепция социализации Д.И.Фельдштейна  во многом отличается от разработанных в психологии теорий (20). Ученый использует термин «социализация» в двояком понимании: «Во-первых, социализация только как процесс освоения и реализации растущим человеком социального (норм, отношений, различных проявлений духовности и пр.), которая противостоит, хотя одновременно и взаимосвязана с индивидуализацией. Во-вторых, как реальное содержание взросления ребенка, реализуемое в двуедином процессе социализации – индивидуализации, где происходит формирование собственного социального «я» как главного результата социального созревания, в котором и осуществляется становление значимого в своей индивидуальности субъекта активного творческого действия». Результатом социализации-индивидуализации, по мнению автора концепции, «является степень социальной зрелости растущего человека, т.е. накопление им в себе социального как человеческого свойства» (21).

Т.В.Лисовским предложена концепция социализации-ювентизации. Принимая сложившееся в науке определение социализации как процесса формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям, ученый считает, что социализация не является лишь пассивным отражением действительности, своеобразным зеркалом социальных условий и общественных воздействий. Такое понимание роли подрастающего поколения было бы примитивным, так как задача воспитания сводилась бы к выработке механизма адаптации, конформизма, исполнительского послушания, повторения в каждом новом поколении одних и тех же свойств, а это исключало бы прогресс, движение вперед. Вот почему, утверждает он, важно развивать в молодом человеке чувство нового, инициативу, творчество. Это своеобразный процесс общественного омоложения, противодействующий косности, инерции, застою (22).

Анализ трудов ученых-психологов позволил выделить следующие положения, которые имеют значение для исследуемой нами проблемы:

-   социализация - дискретный процесс, протекающий как чередование определенных стадий, этапов;

-   интериоризация и экстериоризация, как два последовательно и взаимосвязано осуществляемые процессы, являются механизмами принятия, освоения социального опыта;

-   социализация есть двусторонний процесс, включающий усвоение со­циальных норм и ценностей, а также воспроизводство личностью общест­венных отношений через собственную активность. Данные положения позволяют определить логику и содержание исследуемого процесса.

         Рассмотренные нами концепции о процессе социализации предоставляют возможность провести аналогию между общими механизмами становления личности и её формированием как участника политических процессов.

В научный оборот понятие «политическая социализация» прочно вошло в конце 50-х годов ХХ в. и связана с именами ученых Д.Истона и Г.Г. Хьюмена. Понятие «политическая социализация» возникло по аналогии с понятием «социализация» для описания одной из функций политической системы. Понятие стало широко использоваться в работах Г. Алмонда, С. Вербы, Р. Зигель, Р. Гесса, П. Шарана. Классическая теория политической социализации (Д. Истон, Л.Коэн, Р. Паркер) трактовала ее как процесс обучения человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики. Э. Эриксон, Э. Фромм,  работавшие в русле психоанализа,  главное внимание уделяли исследованию бессознательных мотивов политической деятельности, понимая политическую социализацию как скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений (23).

 В трудах представителей теории психоанализа З. Фрейда, К. Юнга, Э Фромма проводится анализ влияния на  политическую деятельность бессознательного, политическая социализация понималась как скрытый процесс политизации чувств и представлений людей (24).

Необходимость поиска новых каналов воздействия на процесс социализации привел представителей бихевиоризма и необихевиоризма к созданию новых представлений о целостной модели личности. Политологи Р. Сирс, Ф Гринстайн, Р. Лейн перенесли взгляды психологов Дж. Долларда, Н. Миллера, О. Маурера на политические процессы. Е.Б. Шестопал отмечает: «они описали политическую социализацию как научение определенным формам политического поведения, происходящего в соответствующей политической среде, слегка видоизменив для этого известную формулу «стимул-реакция» (25). По мнению американского политолога К. Лэнгтона политическая социализация означает «ряд методов, с помощью которых общество передает свою политическую культуру из поколения в поколение. Этот процесс помогает сохранить традицинные политические нормы и институты» (26).

Английский политолог Д. Инкелес в «Словаре по политической социализации» дает определение: «Политическая социализация – процесс, в котором индивиды приобретают личностную систему социально-политических взглядов, знания, ориентации, навыки и мотивации, умственные и волевые качества, которые позволяют адаптироваться к существующим социокультурным условиям, эффективно участвовать в жизнедеятельности определенной социальной группы или общества в целом» (26).

 Н. Смелзер рассматривает политическую социализацию как «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичные для данной общности»(27).

Н. Смелзер подчеркивает, что социализация - непрерывный процесс, продолжающийся всю жизнь. Вторичная социализация (социализация взрослых):

1) меняет главным образом внешнее поведение, а не базовые ориентации;

2) осуществляется на основе критической оценки норм поведения, а не механического их усвоения;

3) предполагает понимание социальных приоритетов, а не простое подражание образцам;

4) связана с выработкой специальных навыков, а не общей мотивации поведения.

М. Спиро в основу  концепции социализации кладет общую модель ролевого поведения, которая должна включать в себя поведения, связанное с политической и бюрократической ролью как ответом и на внутренние потребности индивида, и на требования общества. Он описывает утопическую коммуну в Израэле, основатели которой проектировали ее социоэкономическую и политическую структуру на базе идеологии, к которой они эмоционально были привязаны.

Таким образом, “жесткую” институцию экономической, политической и социальной структуры оказывается возможным рассматривать как экспрессивную или проективную институцию, так же как и связанное с ней принуждение в отношении индивидуального поведения. Точно также “мягкую” институцию можно рассматривать как содержащую моменты принуждения в том, что касается индивидуального поведения. Когда религиозные институции становятся специализированными и бюрократизированными, они могут представлять традиционные нормы, которые требуют от индивида соответствия им. Многие аспекты религиозного функционирования экспрессивны, но этой экспрессивности часто сопутствует и принудительный аспект в единой институциональной структуре. Раз уж коллективное действие институциализировано, оно не может просто выражать мотивы индивидов; институциолизированное поведение индивидов всегда является ответом на давление установленных норм и эксплуатацией этих норм в имеющихся обстоятельствах для удовлетворения личных мотивов (27,28,29).

Категория «политическая социализация» в отечественной науке стала применяться одновременно с институциализацией политологии и политической социологии. До этого исследователи использовали понятия «коммунистическое воспитание», «политическая культура» в рамках которых разрабатывались условия процесса социализации молодежи в политике.

Данная проблема разрабатывалась в контексте разработки механизмов воспитания граждан в духе коммунистической идеологии.

Исследования этой проблемы носили дескриптивый и критический характер относительно достижений в этой области западных ученых.

Проблема политической социализации в постсоветский период стала разрабатываться учеными с учетом процессов демократизации, политическим плюрализмом, ростом разнообразия политических партий и движений, влиянием средств массовой информации. Различные аспекты исследуемой проблемы рассматривались в трудах ученых И.Н. Гавриловой, Г.Г. Данилевского, А.В. Дмитриева, Г.М. Доровского, Ю.В. Ирхина, К.Г. Колтакова, Б.А. Ручкина, А.И. Щербинина и др.

В словаре «Социальная психология» политическая социализация трактуется  как процесс включения индивида в политическую систему. По аналогии с процессом социализации политическая социализация понимается как оснащение индивида опытом предыдущих поколений, закрепленным в политической культуре(32).

В Толковом словаре, посвященном социальным технологиям, политическая социализация понимается как «процесс активного усвоения индивидом идеологических и политических ценностей, норм общества и формирования их в осмысленную социально-политическую установке, которая определяет позиции и поведение индивида в политической системе общества» (33)

Е.А. Ануфриев определяет политическую социализацию как процесс формирования подлинно социализированной личности, умеющей отстаивать свои политические интересы и права, обладающей развитым политическим сознанием, активно участвующей в политической жизни (34).

Анализ различный теоретических подходов к проблеме политической социализации позволяет представить обозначенный процесс как двусторонний. С одной стороны – это интериоризация индивидом политических норм, ценностей, образцов поведения, а с другой стороны – экстериоризация политических норм, ценностей и образцов поведения в процессе политического участия. Соглашаясь с отечественными исследователями данной проблемы политическую социализацию мы склонны рассматривать как механизм воспроизводства и производства политической культуры общества, осуществляемы посредством усвоения индивидом предшествующего политического опыта и воспроизводство нового.

 

 

 Литература:

1.            Артюхова Е.Ю. Социокультурные аспекты формирования смысложизненной ориентации личности: Дис.….канд. филос. Наук : 24.00.01.:Москва, 2004 159.с.

2.            Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учеб. посо­б. Ч. 1. /А.В.Мудрик. - Пенза: ИПК и ПРО, 1994. - 171 с.

3.            (Фридман Л.М. Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя /Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина. - М.: Просвещение, 1991. - 288с.: ил. - (Психол. наука - шко­ле)

4.            Домбровский Э.А. Проблемы социализации человека: Автореф. дис. …канд. философ. наук /Э.А.Домбровский. – М., 1972. – с.112

5.            Дюркгейм Э. Социология /Э.Дюркгейм. – М.: Канон, 1996. –  с. 212

6.            Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Педагогика, 1981.-491 с., с.36

7.            Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. /Н.Смелзер. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.

8.            Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогиче­ских систем /Г.К.Селевко //Школьные технологии. - 1996. - № 6. - С. 3 - 42.

9.            Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс /Ж.Т.Тощенко. - М.: Прометей, 1994. - 384 с., Эфендиев А.Г. Основы социологии: Курс лекций. Ч. 2. /А.Г.Эфендиев. - 2-е изд., испр. - М: Знание, 1994. - 160 с.

10.       Эфендиев А.Г. Основы социологии: Курс лекций. Ч. 2. /А.Г.Эфендиев. - 2-е изд., испр. - М: Знание, 1994. - 160 с.

11.       Даниленко В.И. Современный политологический словарь /В.И. Даниленко. - М.: NOTABENE, 2000. – 1024 с.

12.       Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопе­дия, 1989. - 815 с.

13.       Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъ­екта деятельности /К.А.Абульханова-Славская //Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности /Отв. ред. Б.Ф.Ломов, К.А.Абульханова. - М, 1989. - С. 110 - с.43

14.       Дубинин Н.П. Философия и мировоззрение: Проблемы современной науки /Н.П.Дубинин. - М.: Наука, 1981. - с.11

15.       Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М: Мысль, 1971.-с. 165

16.       Шарден П.Т. Феномен человека /П.Т. Шарден. - М, 1987. - 240 с.

17.       Андреева Г.М. Психология социального познания /Г.М.Андреева. - М., 1997., Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 416 с.

18.       Андреева Г.М., Богомолов Н.П., Петровский Л.А. Современная социаль­ная психология на Западе: Теоретические ориентации /Г.М.Андреева, Н.П.Богомолов, Л.А.Петровский. – М.: Издательство Моск. ун-та, 1978. - 270 с.)

19.       Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1982. - Т. 2.; М., 1983. - Т. 3.; М., 1984. - Т. 4.

20.       Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития лич­ности в подростковом возрасте /Д.И.Фельдштейн //Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 27 — 28.

21.       Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе /Д.И.Фельдштейн. - М., 1989 с.69с.69

22.       Лисовский В.Т. О чем спорят старшеклассники /В.Т.Лисовский. – М., 1990

23.       Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2000. С. 324-325.

24.       Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Преступная толпа.-М., 19978.: К.Г. Психологические типы/ Пер. с нем.-СПб., 1995.

25.       Шестопал Е.Б. Личность и политика. Критический очерк современных западных концепций политической социализации.-М., Мысль. 1988. –С 108.

26.       Сказецкий А.Н. Проблемы политической социализации в современной англо-американской историографии.- Магнитогорск, 1992. –С.6

27.       Spiro, M.E. Social Sistems, Personality and Functional Analysis. In: Kaplan, B. Studying Personality Cross-Culturally. Evanston, Ill.: Row, Peterson, 1961.

28.       Spiro, M.E. Kabbutz: Venture in Utopia. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1957.

29.       Spiro, M.E. Religion: Problems of Definition and Explanation // Antrjpological Approaches in the Study of Religion. ACA Monograph 3.L., Tavistock, 1966

30.       Смелзер Н. «Социология».-М., 1994.-С 657, 659

31.       Федосеев А.А. Политика как объект социологического исследования: критика методологических основ современной буржуазной политологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. С. 97

32.       Поисковая система Яндекс. Социальная психология. Словарь.

33.       Социальные технологии: Толковый словарь/отв.ред. В.Н. Иванова.-Москва-Белгород: Луч-Центр социальных технологий. 1995.-С.173

34.       Ануфриев Е.А. Политическая социализация личности как проблема современной политологии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 1997. - № 3. – С.43