Музыка и жизнь/1. Музыка: изучение и преподавание

 

Герасимова Е.В.

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Россия

 

Эмпатия как принцип художественно-педагогического

общения в преподавании фортепиано

 

Ведущей функцией профессионального труда каждого педагога – музы­канта (и, в частности, педагога – пианиста) является общение, взаимодействие, коммуникации. (Остальные функции – гностическая, конструктивно-творческая и организационная – в данном случае рассматриваться не будут). О важной роли межличностного общения писали многие  ученые, педа­гоги, музыковеды, композиторы. Но именно включение художественных парамет­ров личности педа­гога – музыканта в воспитательный  процесс обеспечи­вает реальному обще­нию со студентами мощный творческий импульс, ярко освещает мир художест­венной действительности, мир музыки, мир Прекрас­ного.

Понимание  художественного музыкального образа и любовь к нему воз­можны только благодаря психологическому механизму переноса обобщенного в интонациях содержания музыки в личностный план и его переживания как собст­венных художественных эмоций (чувств). «Понимать искусство – значит чувствовать его» – говорил К. Станислав­ский. Проблема сегодняшнего поколе­ния в том, что ему свойственна так называе­мая «эмоциональная глухость». Эта проблема и общей и музыкальной школы, и средне специальных и даже выс­ших учебных заведений. Развитие чувст­венного восприятия, способности к сопере­живанию воплощенных в  му­зыке чувств, мыслей, эмоций, образно-эмоцио­нального, интонационного содержа­ния – важнейшая задача  и музы­канта – исполнителя и педагога. Любой вид музыкально-творческой деятельно­сти (в частности, занятия по фортепиано) должны активизировать чувства и ра­зум, способствовать музыкальному, художест­венному развитию студентов  на уровне переживания – понимания.

          Эмпатия,  как способность к сопереживанию, наилучшим и кратчайшим путем воспитывается именно через музыку, где последняя выступает как искус­ство общения.  В этом плане у музыки нет конкурентов, она – модель человече­ского общения, модель всех вариантов отношений человека  к окружающей дейст­вительности (от самого нежного до самого агрессивного). Общение с музы­кальными образами обогащает личность сублимированным эмоциональ­ным опытом человечества, образами чувств и состояний в их динамике, с их ампли­тудой, логикой и парадоксами развития. Это множество отношений раскрыва­ется во множестве интонаций, а иррациональное сопричастие к ним формирует духовный облик личности, особенно её сферу общения с другими людьми.

          Здесь смыкаются уже три сферы знаний – музыкознание, музыкальная психо­логия и социальная психология. Если природа музыки интонационна, если интонация – это смысловая единица музыки, то основной «единицей» музы­кальности как системы общения с музыкой должно быть определенное интона­ционное чутье или способность улавливать  содержательный смысл интона­ций, их художественно-образный обобщающий смысл. Музыкальность  рождается именно тогда, когда слуховоразличительные ощущения пережива­ются как смысловое содержательное обобщение отдельных звуков в осмыслен­ную интонацию. Язык интонаций в их многослойности образует музыкально-интонационную систему или тот самый  «интонационный словарь», о котором в свое время говорил В. Асафьев. Овладение художественным языком музыки озна­чает овладение её художественной сущностью, т.е. проникновение в содержа­тельность каждой значимой интонации и музыкальных образов. Если человек ощущает смысл интонаций, переживает и сопереживает этот  смысл – он музыкален. А музыкальность как качество системы общения с музыкой раскры­вается прежде всего в способности сопереживания содержательности музы­кального образа, поэтому в музыкально-художественном сознании музыкаль­ную эмпа­тию можно считать также  индикатором музыкальности.

В музыкальной эмпатии можно разграничить две фазы: фазу распознава­ния  эмоциональной экспрессии в музыке и фазу сопереживания или эмоциональ­ной идентификации. Первая содержит «прочтение», распознание различных интонаций, образов чувств, а вторая – фаза сонастройки,  соприча­стия и сопереживания, фаза определенного поведения (слушательского, исполни­тельского и т.д.). Ярким примером музыкальной эмпатии в жизни мо­жет служить поведение молодежи в дискотеке, на шоу – концерте, где происхо­дит свободная и активная эмоциональная идентификация с любимыми исполните­лями. Другим примером активного переживания музыки является поведе­ние дошкольников при встречах с музыкой – от слез горя  до полного вос­торга и упоения. Таким образом, музыкальная эмпатия – это способность к  прочувствованному  восприятию музыки, сопереживанию ее образно-эмоциональ­ного содержания в разнообразии жизненных связей и опосредова­ний. Наличие музыкальной эмпатийности в профессиональной  деятельности педагога – музыканта является индикатором профессионального уровня преподава­теля.

          В отечественной педагогике разработаны ряд специфических принципов и методов, направленных на развитие эмпатии в контексте формирования куль­туры музыкального восприятия. Это принципы единства эмоционального и рацио­нального, художественного и технического, интонационного, культурологиче­ского, диалогического подходов; методы «осознания интонацион­ного смысла произведения» (А.А. Пиличяускас), «совместного рожде­ния образа» (Э.Б. Абдуллин), «моделирования художественно – творче­ского процесса»,  «выхода за пределы музыки» (М.С. Красильникова) и др.

Необходимость применения принципа единства эмоционального и рациональ­ного обусловлена спецификой музыки как вида искусства. Воспри­ятие музыки требует осознания вызываемых ею эмоций и сопутствующим им  выразительных средств.  Образно-эмоциональное содержание музыкальных произ­ведений, отражающих многогранность жизненных реалий, внутреннего мира  человека – всегда «прочувствованная мысль», «осознанное чувство», един­ство эмоционального и сознательного.

В сочетании двух типов общительности и эмпатийности – музыкальной и че­ловеческой – находится ключ к музыкально-педагогическому мастерству, по­скольку они отвечают основной функции труда педагога – функции общения. Только в единстве педагогически целенаправленного общения со студентами  и ху­дожественно-осмысленного и эмоционально-насыщенного общения с музы­кой возможен полноценный процесс музыкального воспитания.