Философия / 4. Философия культуры

Тихая Е.В.

Государственная классическая академия имени Маймонида

Эстетическая сущность содержания

произведений искусства

Эстетическое восприятие представляет собой особую форму психической деятельности человека, сущность которой заключается в том, что общественно значимое содержание произведений исторически развивающегося художественного творчества человечества становится достоянием отдельной личности и оказывает на нее свое специфическое воздействие. Только в процессе эстетического восприятия социально-эстетическая ценность произведений искусства, красота изображаемой ими действительности становится фактом сознания конкретного человека – представителя своего социума.

Воздействие произведений искусства на человека – многосторонний процесс, осуществляющийся на всех уровнях его психической деятельности и включающий в себя самые разные элементы этой деятельности. Произведение искусства – сложная знаково-изобразительная система, отдельные уровни которой обладают своей относительной самостоятельностью по отношению к другим уровням и слоям произведения, а также к объекту изображения и характерной для некоторых из них предметностью, временем и пространством. Эти особенности предмета эстетического восприятия определяют и особенности специфической перцептивной, мыслительной и эмоциональной формы психической деятельности человека. Говоря о специфике эстетического восприятия, прежде всего, необходимо подчеркнуть, что оно содержит в себе как элементы общебиологические и общепсихологические, так и структуры, возникшие и постоянно развивающиеся исторически с развитием человека как социального существа и находящиеся в определенной зависимости от ведущих форм художественной деятельности людей разных исторических эпох.

Особенности эстетического восприятия обусловлены тем, что люди разных эпох имеют дело не только с произведениями, возникшими в эти же эпохи, но и с совокупным исторически сложившимся культурным наследием человечества. Подлинные шедевры искусства переживают время своего создания, они оказывают свое влияние на последующие поколения людей. Поэтому правильное понимание сущности эстетического восприятия требует анализа его филогенеза и факторов, определяющих его специфику на разных этапах развития каждого отдельного человека. Исторический подход к пониманию эстетического восприятия дает нам возможность понять особенности исторически меняющихся форм этой специфической психической деятельности человека, показать ее зависимость от конкретных социальных условий, национальной принадлежности, уровня художественной образованности аудитории, характера идеалов, волновавших людей разных эпох, выявить влияние географической и этнографической среды на их представления о прекрасном, возвышенном и т.д.

Способность воспринимать социально значимое содержание искусства, наслаждаться им, осмыслять значение его содержания – не врожденное свойство человека. Специфически эстетическая форма восприятия развивается в процессе формирования человеческой личности. Ее богатство определяется не только возрастом, но и художественным образованием человека, его типологическими и характерологическими особенностями, социальными и эстетическими идеалами и установками. Восприятие – процесс, связанный с деятельностью органов чувств и мозга человека. С эстетическим восприятием связана деятельность двух чувств. Восприятие возможно лишь при условии целостности и нормального функционирования всех элементов анализаторов.

По своей природе любой акт восприятия – творческий процесс, существеннейшей чертой которого является взаимопроникновение и диалектическое взаимодействие чувственной и логической ступеней познания, своеобразное сочетание сенсорных, эмоциональных, абстрактно-логических и других элементов человеческой психики. Не любое восприятие романа, картины, скульптуры, кинофильма является эстетическим. Любое произведение искусства может быть и объектом научного анализа, если человек ставит перед собой задачу разложить его на исходные составные элементы, описывает его изобразительные средства, изучает законы композиции. Мы не можем говорить об эстетическом восприятии и при условии, если человек, воспринимая отдельные изобразительные средства произведения, не видит замысла художника, того специфического содержания, которое связано с художественным образом. На первоначальном уровне организации эстетического восприятия мы перцептируем, ощущаем произведение искусства как конкретную, непосредственно воспринимаемую органами чувств систему изобразительных средств того или иного вида искусства и способов их организации в художественные структуры. Этот уровень характеризует эстетическое восприятие лишь как восприятие предметного, сюжетного, событийного содержания художественного произведения без его собственно эстетической специфики. На этом уровне эстетического восприятия произведение искусства воспринимается как некоторый объект, организованный во времени и пространстве, но мы еще не осознаем того существенного, общественно значимого, что содержится в произведении искусства. Само по себе доэстетическое восприятие параметров изображения и угадывание в них той действительности, которую они изображают, не может затронуть глубины нашего внутреннего мира и вызвать в нас эмоциональный отклик на содержание произведения искусства.

Непосредственно воспринимаемые органами чувств изобразительные средства произведения искусства в целостном эстетическом восприятии приобретают характер своеобразных знаков. Перцепция изобразительных средств художественного произведения в рамках целостного эстетического восприятия имеет характер непосредственного созерцания, представляющего совершенно другое содержание, чем то, которое они имеют сами по себе как отдельные чувственно воспринимаемые явления. В процессе эстетического восприятия раскрываются характеристики объектов, составляющие чувственно-изобразительные элементы. Их взаимодействие порождает значение целостного произведения, не содержащееся в его отдельных элементах. Это позволяет открывать собственно эстетическую сущность содержания произведений искусства.