Бакаева Маликат Курейшевна,

 

 

К вопросу о проблемах семейных отношений в современной России (на примере р. Ингушетия).

 

Институт брака в современной России при общих чертах имеет своеобразие форм в регионах. Так, Л.Н. Кравцова определяет брак как «добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семейных отношений, заключенный в органах записи гражданского состояния в соответствии с требованиями и в порядке, установленном законом. Конечно, такое определение не может претендовать на полноту содержания данного социального института, и, по-видимому, по этой причине законодатель традиционно не стремится закрепить это понятие.» [1, стр.10.]

  В качестве основных источников семейного права выступают Семейный кодекс РФ и Гражданский Кодекс РФ, который регулирует отношения в области общей совместной собственности, а также гражданско-правовых сделок (брачный договор, соглашения между супругами). Семейный кодекс РФ регулирует порядок заключения  и расторжения брака, права и обязанности супругов; родителей и детей и другое. Однако в Кодексе нет конкретного определения семьи и брака, также и нет определения понятия «расторжение брака», исследователями даны эти понятия в юридическом смысле.

  Также, в свое время, В.А. Рясенцев отмечал, что « юридическое определение брака неизбежно было бы неполным, так как не могло бы охватить существенные признаки брака, лежащие за пределами права. [2, стр.64]

  Заключение брака и создание семьи – это главный шаг в жизни человека, посредством которого он осуществляет свое предназначение. И часто люди совершают этот шаг недостаточно обдуманно, что влечет появление отрицательных последствий, одним из которых является развод.

В ингушском обществе, до недавнего времени, развод встречался крайне редко.

Связано это было с тем, что вступлению в брак предшествовало множество процедур, в которых участвовал большой круг лиц по выяснению морально-нравственного облика не только брачующихся, но и всех их родственников и других обстоятельств, которые могли бы сопутствовать, либо препятствовать созданию прочной семьи. В случае если выяснялись факты неподобающего поведения в обществе, даже не самими лицами намеревающимися вступить в брак, а их родственниками, то это могло влечь за собой несогласие родителей на такой брак, и соответственно несогласие брачующихся, так как неповиновение родителям считается проявлением невоспитанности и порицается обществом. Вступление в брак сопровождается соблюдением множественности процедур. Девушка, воспитанная в обществе, где соблюдались ингушские обычаи и традиции, четко понимает, что после замужества у нее нет дороги назад в отчий дом. Даже свадебный кортеж, который приезжал за невестой выбирал другую дорогу для обратного проезда в дом жениха, таким образом подчеркивая невозможность развода.

Достаточно убедительно об этом говорит место, которое занимают в торжественной речи за пиршественным столом слова тамады: « Яхача яхагйоаца йо1-йиша ма кхуйла вей» («Не дай нам дочери-сестры, которая не уживется в замужестве»). Конечно, в этих словах не только пожелание дочери-сестре быть счастливой в замужестве, но и указ-требование добиваться - добиться там, на чужой стороне, своего счастья, греть и согреть свой очаг, поскольку другого у нее уже не будет никогда.[3, 155]

  На данном этапе, расторжение брака стало частым явлением в нашей жизни. В семье по каким-то причинам происходит разлад, люди не могут придти к согласию, не могут найти общий язык или не желают его найти, и единственным выходом здесь остается развод. А это уже, в свою очередь, является не только проблемой разводящихся, но и всего общества, в связи с учащением такового явления. Это порождает негативные последствия как демографического, так и нравственного характера. Государством проводится политика по защите семьи, по улучшению демографической ситуации, путем предоставления материальных средств, однако мы являемся очевидцами того, что это не является достаточными мерами для сохранения, улучшения и роста семьи. Возникают различного рода вопросы, почему государство не поддерживает и не выделяет столько же средств и для воспитания будущего поколения с соответствующими семейными ценностями и не пропагандирует это через средства массовой информации, через интернет ресурсы, ведь они имеют в нашей жизни большую роль. И потом, если посмотреть на развитые государства Европы, то материальное положение семьи значительно лучше, но демографическая ситуация позволяет желать лучшего. Ведь посредством укрепления института брака и семьи государство стремиться увеличить рост населения, получить развитое здоровое общество, что в целом повлияет на него благотворительно. И для повышения значения семьи и брака в общественном сознании необходимо задействовать не только предоставление материальных благ, но и морально-нравственное и религиозное развитие.

  По оценке специалистов в России, сейчас распадается каждый второй брак. [4]

Зеркальным отражением разрушения семейных ценностей является динамика разводов. Итогом девальвации ценности семейного образа жизни стал почти трехкратный рост числа разводов за сравнительно небольшой промежуток времени: с 1,5 — в 1960 г. до 4,4 — в 1992 г. в расчете на 1000 человек. Аналогичный разрыв по сравнению с 1960 г. наблюдается и в настоящее время.[5]

По материалам доклада Белобородова И.И. на Московском международном демографическом саммите в 2010 г. В России распалось более половины от заключенных в данном году браков: 640 тыс. разводов против 1,2 млн браков.

 

Высокий уровень разводов характерен для многих современных государств. Однако именно Россия в последние годы занимает первое место в мире по расторжению браков, существенно опережая другие страны. Ранее первенство по этому показателю держали США, однако, начиная с 1995, Россия стала периодически лидировать и в этом печальном рейтинге. 

В странах, традиционно входящих наряду с Россией в первую десятку по уровню разводимости, последний в 2006—2007 гг. выглядел следующим образом: в России — 4,8, на Украине — 3,8, в США — 3,7, в Белоруссии — 3,6, в Литве и Латвии — 3,3, на Кубе — 3,2, в Чехии — 3,0, в Эстонии — 2,8, в Дании — 2,6 на 1000 жителей. 

Разрыв в коэффициентах разводимости еще более очевиден при сравнении российских показателей и показателей стран с наименьшими показателями разводов. Например, в Бразилии в том же году на 1000 жителей зафиксировано 0,9 развода, в Ирландии и Италии — 08, в Мексике — 0,7, в Монголии — 0,6, в Грузии — 0,5, в Таджикистане, Боснии и Герцеговине — 0,4. [6]

По статистике, разводятся чаще всего люди в возрасте от 18 до 35 лет, а с ростом количества разводов возрастает число людей, не желающих после развода вступать в повторный брак. [7]

  Вместе с тем, по результатам социологических опросов, около половины опрошенных мужчин и трети женщин хотели бы восстановить прежний брак после развода. [8]

  Существует много исследований в данной области.

Специалисты, занимающиеся проблемами сохранения семьи, сгруппировали

факторы, приводящие к разводу, следующим образом:

1)                 возникающие во время совместной жизни и общего ведения хозяйства (материальная, жилищная необеспеченность, супружеская неверность, вредные привычки одного из супругов, несовпадение взглядов на воспитание детей и ведение домашнего хозяйства, отсутствие общих интересов и взаимного уважения супругов и т.д.);

2)                 объективно существовавшие до момента создания семьи (большая разница в возрасте, образовании, социальном происхождении супругов, родительское несогласие на брак и т.д.) [4, стр. 21]

  Часто среди причин, повлекших развод, называют эмансипацию женщин, т.е. женщины уже не желают выполнять роль домохозяйки, стремятся к карьерному росту, стирается понятие «традиционной семьи», где муж-это глава семьи.

  Особенность данной статьи в том, что мной рассматриваются причины и проблема разводов как в целом в России, так, в частности, в Ингушетии. В корне разницы в них нет, но есть некоторые особенности, которые позволяют выделить расторжение брака именно среди ингушского общества.

  Нельзя сказать, что в ингушском обществе всецело изменились ценностные ориентации относительно понятий «муж-глава семьи», «жена-хранительница очага», однако в повседневной жизни, все чаще можно заметить утрату традиций или пренебрежение ими, что при исследовании существующего материала в данной области подтверждается.

Из анализа бракоразводных дел Сунженского районного суда следует, что  в качестве причин расторжения брака, участники процессов называют:

 

·                                несхожесть характеров - это самая часто высказываемая причина.

  Скорее всего, здесь более подходит утрата взаимопонимания и доверия, так как средний срок состояния в браке 5 лет, и возраст разводящихся от 35 до 40 лет.  Практически, все разводы через суд осуществлялись в связи с наличием условия, предусмотренного ч.1, ст.21 СК РФ, а именно: наличие общих несовершеннолетних детей, а несходство характеров должно было бы выявиться в более короткий срок. Здесь следует оговорить то, что регистрация браков в органах ЗАГСа во всех случаях происходила по истечении 1-2 лет с момента фактического создания семьи, на основе заключения брака по обычному праву.

  Необходимо отметить, что острой проблемой стало расторжение браков по обычному праву, заключенных в раннем возрасте (порой и между несовершеннолетними) с указанием причины, как несходство характеров. Молодые люди, едва закончившие школу, сразу вступают неподготовленными во взрослую жизнь. Эти браки распадаются даже не успев зарегистрироваться.

  Таким образом, остается неизвестным количество фактически заключенных браков за определенный период. Также остается латентной статистика разводов, которые тоже происходят по обычному праву.

   Хоть это и не считается браком по законодательству, однако, это накладывает существенный отпечаток как на жизнь «бывших супругов», так и на все общество, деградируя моральные устои общества, приводя к упадку роли семьи и брака, расшатывая понятие «семья»- как прочную ячейку, в которой каждый ее член может найти опору и успокоение.

  Молодые люди женятся/выходят замуж, в достаточной мере, не обдумав свое решение заключить брак. Вернее, не обдумав последствия брака, что у каждого из них возникают обязанности по отношению друг другу, что после рождения детей, по отношению к ним должны будут нести обязанности. И когда после заключения брака они становятся перед фактом выполнения этих обязательств, возникают сложности, которых они не ожидали. Супруги вместо того, чтобы преодолеть эти трудности предпочитают отказаться от них вовсе, начинают вспоминать какой беззаботной и счастливой была их жизнь до брака.

  То есть также можно указать, что причиной выступает нетерпимость и нежелание преодолевать препятствия.

  С одной стороны, в браке женщине сложнее, ведь большинство обязанностей по поддержанию семейного счастья лежат на ее плечах, хотя закон и не указывает этого, но в реально сложившейся жизни это так, по крайней мере, в жизни ингушей. Получается так, что больше терпимости должна проявлять она. Женщина, выходя замуж, оказывается в совершенно другой среде, и должна уметь подстраиваться под новые условия жизни, т.е. то, к чему она привыкла в своем доме ей приходиться оставить и приучить себя к новым реалиям, и не каждая женщина, тем более современная такое выдержит, тем более, если семья мужа окажется большой. Как известно, в отличие от большей части России, в Ингушетии многодетными называются семьи, где пятеро и более детей.                 Соответственно, семья бывает большой, если там семеро и более человек. А «сноха», в ингушском обществе, должна взвалить на себя все хлопоты по домашнему хозяйству, и ухаживать не только за своим мужем, но и другими членами его семьи (родители, братья, сестры).

И, естественно, брачующимся будет проще строить семейную жизнь, если оба росли в более равных социальных условиях.

Следующей причиной, приведшей к разводу выступает:

·                                создание супругом второй семьи. Хотя ингушское общество не осуждает мужчину, который создает несколько семей, однако, в качестве исключения выступают случаи, когда женщины стали менее терпеливы к такому сожительству, что  привело к расторжению брака по инициативе женщины.

  Согласно ст. 14 СК РФ не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке.                     Это исходит из принципа единобрачия (моногамии), согласно которому мужчина и женщина имеют право одновременно состоять только в одном зарегистрированном браке, что являлось обязательным и в семейном праве и в дореволюционной России. Как отмечал Шершеневич Г. Ф., "вступать в брак может только холостой, вдовый или разведенный". [9, стр. 413]

В отечественном семейном праве принцип моногамии не только связывается с европейской культурой и религиозной традицией, но и рассматривается как своеобразное средство охраны здоровья супругов и их потомства, как отмечает Нечаева А.М, а также обязательный элемент упорядочения отношений в области брака и семьи. [10, стр. 56]

  Однако следует оговорить, что на территории России проживает огромное количество народов, где у каждого свои обычаи и традиции, в том числе и религиозные. И такой способ «охраны здоровья супругов и их потомства, а также обязательный элемент упорядочения отношений в области брака и семьи» путем разрешения регистрации только одного брака не является действенным. Здесь более важно задействовать другие институты, например, повышение самосознания и воспитания. А то, что государство разрешает заключать лишь один брак, не значит, что гражданин не может создать еще одну семью, путем заключения брака по обычному праву, тем более что религия это дозволяет. Также, считаю необходимым здесь указать, что по канонам религии брак считается браком, только если он совершен по религиозным обрядам. Так почему же государство, разрешая исповедовать ту или иную религию, не признает заключенные таким образом браки?! Ведь запись в акты гражданского состояния о заключении брака могли бы вводиться  и путем предоставления информации представителями духовенства, так как религиозные браки заключаются только в присутствии их.

В некоторых изданиях негативно воспринимаются появляющиеся предложения об отказе от принципа единобрачия и законодательном разрешении полигамных браков (многоженстве) путем внесения соответствующих изменений в СК, согласно которым, они выглядят совершенно неприемлемыми, как противоречащие основным началам семейного законодательства и традициям русского народа. [11]

Что, по-моему, является некорректным, так как на территории Российской Федерации проживает много и других россиян, за исключением русских, и, тем более, при наличии одного зарегистрированного брака среди русских, распространены случаи наличия, так называемого, гражданского брака. А если смотреть среди нерусского населения, а например, ингушей, которые исповедуют ислам, то согласно религии допускаются браки между мужчиной и несколькими женщинами (сколько может обеспечить мужчина), и такие браки фактически существуют, но государство их не признает, т.е. здесь нет дифференцированного подхода в зависимости от региона. Однако, зависимость от региона возникает в случае, например, предоставлении земельных участков многодетным семьям, о чем можно судить исходя из слов  вице-премьера Владислава Суркова в отчете о выполнении поручения президента о выделении регионами земельных участков многодетным семьям. в Чечне и Ингушетии «рождаемость и так сверхвысокая, а земель не хватает». 

Таким образом, оказываемся перед фактом наличия нескольких браков, но в виду не признания региональных особенностей, правовые последствия в полной мере создает только зарегистрированный брак.

Согласно данным РОО «Институт демографических исследований», по состоянию на 2002 г. в «гражданском браке» из 34 млн. российских семей состояли свыше 3 млн.

По последним социологическим опросам, в России фиксируется дальнейшее распространение отказов от регистрации браков или их откладывания при вступлении в фактические супружеские отношения.

Согласно результатам выборочного обследования «Семья и рождаемость» (2009), в состоянии внебрачного сожительства пребывают 10,6% российских женщин и 14,1% российских мужчин, находящихся в первом незарегистрированном браке. Самая высокая доля состоящих в первом незарегистрированном браке приходится на возрастную группу до 25 лет: 25,5% — для женщин и 32,2% — мужчин.

Демографический эффект распространения внебрачных сожительств легко оценить, если учесть, что уровень рождаемости в незарегистрированных союзах как минимум в два раза ниже, чем в легитимных браках. [12]

 

Согласно данным Сунженского районного суда на период с 2008 по 2011 гг. более причин сторонами при разводе не указывалось.

Однако можно сказать, что причиной разводов в ингушском обществе также, как и во всей России, является эмансипация женщин.

 

Развод - это как психологическая так и юридическая проблема.

В жизни общества семья - это его ячейка, и ее распад ведет к дисбалансу в нем. Брак, который зиждется  на обоюдном согласии двух брачующихся, создает твердую основу для нормального развития семьи, а, следовательно, и общества. Его распад же, в свою очередь, ведет к разрушению семьи, увеличению негативных явлений в обществе, как беспризорности и др.

Российское право не регулирует и не указывает причины разводов, оно лишь распространяется на сам процесс разведения, т.е. развод в органах ЗАГСа или в суде. Государство не вмешивается в личную и семейную жизнь. Семья самоорганизует внутренние взаимоотношения. Право вступает в силу лишь когда нарушаются нормы, предусмотренные в законе, а  в семье взаимоотношения строятся на взаимопонимании. Несмотря на то, что государство не вмешивается в семейную жизнь, оно, все же,  может создать благоприятные условия, способствующие укреплению института семьи, и воспитания здоровой нации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     Демографический ежегодник. 2010: Стат. cб. / Росстат -М., 2010, С. 116; Федеральная служба государственной статистики — www.gks.ru [5]

2.     Семейное право: учебник для вузов / Л.Н.Кравцова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.[1]

3.    Карлсон А. Общество — Семья — Личность: Социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход / Пер. под ред. проф. А. И. Антонова. М.: 2003. С. 205 [12]

4.     Литвинова Т.Н. Человек после развода. М., Прогресс, 1998.[8]

5.     Пчелинцева Л.М. Семейное право России. Учебник для вузов. - М.: Норма - Инфра-М, 2000.[10]

6.     Советское семейное право / под ред. В.А.Рясенцева. М., 1982.[2]

7.     Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., Феникс 2000.[4]

8.     Харчев А.Г. Брак и семья в России. М., 1994.[7]

9.     Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М., 1995. [9]

10. Юферова Я. Хотим трех жен и оркестр в придачу//Известия. 1996. 24 окт.; Гриднева Н., Пестерева О. В России разрешено многоженство//Коммерсантъ. 1999. 21 июля; Я назначаю тебя любимой женой//Российская газета. 2000. 13 окт.; Чайка Ю.Я. И на двух жен найдется один закон//Российская газета. 2000. 21 окт.; Фаризова С. Депутату Жириновскому одной жены мало//Коммерсантъ. 2000. 26 окт.[11]

11. Яндиев М.А. Об институте невесты из элементов брачной стратегии ингушей.//Сборник научных статей института социальных исследований ИнгГУ/ Под ред. Сампиева И.М. ­­–­­­­Назрань, 2008. [3]

12. World marriage data 2008 — http://www.un.org/esa/population/publications/WMD2008/Main.html [6]