АНТИТОЛЕРАНТНАЯ
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ*
Г.И.Тафаев
В конце XX – начале XXI
веков в
Среднем Поволжье стала закрепляться антитолерантная концепция «татары-болгары».
Все настойчиво данная фальсифицированная концепция распространяется среди не
только казанско-татарского населения, но и среди всех народов России и мира.
Мировая наука не признает такую метаморфозу. Но население России и Европы,
которая не знает классического (академического) подхода начинает «лжеучение»
принимать. В Республике Болгария в начале XXI века издана на
болгарском языке «лжелетопись» «Джагфар тарихы». Распространяется она в
интернете. Все делается татаро-казанской властью (шаймиевско-минныхановской)
для трансформации с целью закрепления ложной антитолерантной идеологии, мол,
«татары - болгары».
Обратим внимание на высказывание В.Д. Димитриева
(почетного директора историко-культурного фонда «Волжская Болгария». В статье «Историография
этногенеза чувашского народа» профессор писал: «В послевоенные годы на двух
научных сессиях рассматривался вопрос о происхождении чувашского народа. На
научной сессии о происхождении казанских татар (25-26 апреля 1946 г.),
проведенной Отделением истории и философии АН СССР и Казанским филиалом АН
СССР, выступившие с докладами А.П. Смирнов (К вопросу о происхождении татар
Поволжья), Т.А. Трофимова (Этногенез татар Среднего Поволжья по данным
антропологии), Л.З. Заляй (К вопросу о происхождении татар Поволжья: по
материалам языка), Н.И. Воробьев (Происхождение казанских татар по данным
этнографии), Н.Ф. Калинин (К вопросу о происхождении казанских татар), Х.Г.
Гимади (Монгольское иго и вопрос о происхождении казанских татар) единодушно
предложили впредь считать современных татар прямыми потомками волжских болгар, а
монголо-татар не
имеющими никакого отношения к их этногенезу. На этой научной сессии
теория болгарского происхождения чувашей, обоснованная И.Н. Смирновым и Н.И.
Ашмариным, была отвергнута. Лишь
член-корр. АН СССР С.Е. Малов, приведя веские аргументы, заявил, что эти аргументы
позволяют признавать «болгарскую теорию происхождения чуваш совершенно правильной».
М.Н. Тихомиров сказал на сессии, что нельзя отрицать роль Золотой Орды в формировании татарского народа. А.П. Смирнов и А .Б. Булатов происхождение чувашей связывали с суварами
[1].
Докладчики выступили с необъективными
докладами, чтобы «доказать» заранее принятое руководством Института языка,
литературы и истории (ИЯЛИ) Казанского филиала АН СССР «решение» о происхождении татар от
волжских болгар. В изданном еще в 1945 г. кратком проспекте «Очерков по
истории Татарии» указывалось, что авторы стремились исходить из указаний,
сделанных в постановлении ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения
массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации»
от 9 августа что «авторы исходили из положения, что в формировании казанских
татар основное участие принимали местные племена и камские булгары, которые
затем объединились в государство «волжских булгар». Татаро-монголы
рассматриваются как завоеватели, которые, основав агрессивное государство —
Золотая Орда, установили свое иго над народами Среднего Поволжья, в том числе предками
казанских татар — булгарами. Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды как
вассальное государство… Казанское ханство рассматривается как государство, возникшее
на базе булгарского
царства, что стало возможным благодаря распаду Золотой Орды, в первую очередь в
результате тех ударов,
которые
нанесли Орде русский и другие угнетенные народы». Как видим, «решения» научной сессии
1946 г. были приняты
и утверждены руководством ИЯЛИ Казанского филиала еще в 1945 г.
В действительности же подлинной
наукой давно было установлено, что единая татарская народность сформировалась в XIII — начале XV вв. в Золотой Орде из
прибывших вместе с монголами Бату тюркоязычных татар кыпчакской группы языков и
западных кыпчаков (половцев),
вторгшихся в степи Северного Кавказа, Причерноморья в середине XI в. Кыпчаки и татары говорили на тюркском з-ш-языке,
болгары — на р-л-языке.
Татары сформировались как великая кочевая народность, господствовавшая в Золотой Орде и жившая за счет угнетения
подчиненных оседлых народов.
Казанским,
касимовским (мишарям),
крымским, астраханским, сибирским, польско-литовским татарам присущи одни и те же признаки и в
языке, и | быте и культуре, и в
антропологии, никаких отличий между ними нет.
Давно установлено, что
кочевники оказывали этническое влияние только на кочевников, но не на оседлое население. В те далекие
времена, когда не было школ, книг, газет, радио и телевидения, заимствование
одним народом языка другого народа могло быть только в условиях совместного
проживания, путем брачных связей. До оседания татар в Казанском ханстве ассимиляции
болгаро-чувашей татарами не могло быть; хотя в Болгарской земле в XIV в. могло
осесть небольшое количество татар, но они были малочисленны и болгар не
ассимилировали [1].
Получается, что
татары стали формироваться не в Волжской Болгарии, а после ее разгрома
(геноцида), где-то в начале XIV века в Золотой Орде (Улусе Джучи).
«Татаристы» ежегодно выпускают сборники «Золотоордынская цивилизация» (Институт
истории им. Ш. Марджани).
И. М. Миргалеев, руководитель Центра исследований золотоордынской
цивилизации в сборнике
(2008 г.) в предисловии писал, что «термин «тюрки» - понятие, общее для всех тюркских народов. Оно включает в
себе носителей и огузского и кыпчакского диалектов. А как отметили ряд наших
уважаемых авторов, необходимо определить термином
и длительное время существовавшей; на Волге
«тюркской» цивилизации Поволжья. И был поставлен вопрос: как ее называть? Были предложены
по обобщающей языковой особенности
– гунно -булгарской» [2].
Мы знаем, что гунно-болгарский, как
болгаро-суварская цивилизация была носительницей R-язака. Получается, что они входили в болгарскую группу языков:
·
Болгары (проболгары);
·
Сувары-савары;
·
Гунны-аттилы;
·
Хазары;
·
Волжские болгары;
·
Современные чуваши (болгары).
Позиция руководителя научного
проекта следующая: «Как известно,
поиски начинаются тогда, когда начинаешь сомневаться и задаваться
вопросами. А это важно в целом для татарской и в частности для золотоордынской
истории. Ведь история татар все еще не получила объективной оценки — много
мифов про «свирепых татар». С другой стороны, если мы говорим о цивилизации, то
и выводы должны быть основаны на научных исследованиях. Это важно для Золотой
Орды, так как именно в золотоордынский период оформился татарский народ.
Татарские государства, по сути, являются продолжениями золотоордынского
наследия во всех аспектах культурно-политической жизни. Оценки, данные Золотой
Орде, будут соответствовать во многом и татарским ханствам.
На страницах нашего сборника мы предлагаем обсуждать следующие вопросы.
Можно ли характеризовать Золотую Орду как особую цивилизацию, и в чем
проявлялась «цивилизованность» золотоордынского общества? Была ли она единой
цивилизацией? Ведь в Дешт-и-Кыпчаке существовало два совершенно разных мира:
мир кочевников- скотоводов и синкретичный мир городов. Можно ли выделить
признаки, специфичные для «золотоордынской цивилизации», и был ли особый
культурный код в Золотой Орде? В чем выражается отличие цивилизации Золотой Орды от других
современных ей цивилизаций?
В последние годы происходит серьезный пересмотр
бытовавших в научной среде точек зрений о низком культурном уровне кочевников. Для большинства
западных исследований характерно отрицание возможностей симбиоза оседлых и
кочевнических
культур. Кочевые общества и государства оценивались
ими как изначально противостоящие оседло-земледельческой цивилизации.
Например, согласно А. Тойнби, кочевые скотоводы в силу своего типа
хозяйствования предстают всецело враждебные и противостоящие земледельцам и
неспособны к историческому прогрессу. Кочевые народы, согласно его концепции,
были лишены внутренних факторов развития, находясь лишь под влиянием внешних
условий – климатом, годовыми циклами [3].
Как видно из текста, татарские исследователи пришли к
А. Дж. Тойнби. Мы в Чувашии пришли в 90 г. XX века. Татарские авторы в сборнике говорят о необходимости «внутри этой
цивилизации рассмотреть татарскую и тюрко-огузскую субцивилизацию» [4].
«Татаристы» понимают, что навязываться «шаймиевцами»
ложная антитолерантная болгаро-татарская концепция не соответствует истории
татаро-кыпчакской цивилизации.
Учитывая
рекомендации участников круглого стола «К вопросу о цивилизационном подходе
изучения истории Золотой Орды», прошедшего 27 февраля 2008 года в Казани, было
решено начать выпуск сборника «Золотоордынская цивилизация». В этих целях была
организована редакционная коллегия из ведущих специалистов в данной области.
Сотрудничать с нами дали свое согласие М.А. Усманов, Д.М. Исхаков, Иштван
Вашари, Р.Г. Фахрутдинов, М.И. Ахметзянов, Э.С. Кульпин- Губайдуллин, Г.Ф.
Валеева-Сулейманова, В.А. Иванов, Юлай Шамильоглу, М. Г. Крамаровский, А .Г.
Мухамадиев, И.Л. Измайлов, Г.В. Владимиров, А.А. Бурханов, Ильяс Камалов — крупные
специалисты по археологии искусству и истории Золотой Орды [5].
Мы
придерживаемся научной позиции:
· Болгары (чуваши) сохранили болгаро-чувашский R-язык;
· Чуваши (болгары) сохранили болгаро-чувашскую цивилизацию.
· Чуваши (болгары) сохранили и совершенствовали костюм с руническим письмом,
который трансформировался в орнамент;
· Чуваши сохранили не только болгарский язык и всю культуру, традиции
Волжско-Камской Болгарии.
Профессор В.Д. Димитриев
в статье «Историография этногенеза чувашского народа» писал: «30-31
января 1950 г. в Москве была проведена научная сессия Отделения истории и
философии АН СССР и Чувашского научно-исследовательского института языка,
литературы и истории по вопросам истории чувашского народа. На ней выступили:
археолог П.Н. Третьяков с докладом «Вопрос о происхождении чувашского народа в
свете археологических данных», антрополог Т.А. Трофимова — «Антропологические
материалы к вопросу о происхождении чувашей», этнограф Н.И. Воробьев —
«Этногенез чувашского народа по данным этнографии», лингвист В.Г. Егоров —
«Этногенез чувашей по данным языка». Перед докладчиками была поставлена цель:
признавая «решения» сессии 1946 г. о болгарском происхождении казанских татар, «доказать»
автохтонное происхождение чувашей» [6].
Но, к сожалению, ложная
концепция «болгары-татары» стала распространяться с 40 г. XX века. Положительно то, что
автохтонное происхождение чуваш было отвергнуто. В настоящее время в
Урало-Поволжском идет «война», которую можно назвать «антитолерантной войной»
на полное уничтожение чуваш-болгар.
К концу XX – началу XXI веков
в Чувашии стало преобладать историко-краеведческое течение суваристов (фонд
«Сувар», фонд им. К.В. Иванова), в 2002 году появился историко-культурный фонд
«Волжская Болгария» (директор Г.И. Тафаев, почетный директор В.Д. Димитриев).
«Суваристы» стали активно
контактировать с «татаристами» и даже получить от чувашских предпринимателей
значительные суммы пожертвований. Вопреки «суваристам» «болгаристы» выступили
за восстановление исконного названия Республика Чувашия- Волжская Болгария
(авторы В. Васильев, Г. Тафаев, Ю. Мишши). Приведем часть обращения в Госсовет
Чувашской республики.
В ходе обсуждения и
принятие Конституции Российской Федерации (1993г.) бывшие автономные республики
и некоторые территории добились переименования названия своих республик и
областей. Все республики, за исключением Чувашской Республики, восстановили
исторические названия. Например, Республика Марий Эл, Северная Осетия — Алания,
Республика Саха(Якутия), Ленинград — Санкт-Петербург и. т. д.
В 20-е г. XX в.
ведущая чувашская интеллигенция иницировала процесс восстановления названия
«Чувашская АССР — Волжская Болгария». К сожалению, большинство идеологов такого
проекта в 30 г. XX века, попав под волну незаконных репрессий, были
репрессированы: Д.П. Петров (Юман), М.П. Петров, Г.И. Комиссаров-Вантер, А.П.
Прокопьев — Милли и др. и позднее полностью реабилитированы. Но идея
восстановления исторического названия нашей Республики не была претворена в
жизнь, она была временно отложена.
Согласно
исследованиям ученых, как чувашских, русских (Н.И. Ашмарин, И.Н. Смирнов. П.Г.
Григорьев, В.Г. Егоров, М.Р. Федоров, В.Д. Димитриев, В. Ф. Каховский к. ф.),
так и зарубежных (немецких, болгарских, венгерских, финских, турецких (А.Э. Кльквист, X. Пассенен, В.Вихман, А.М.
Рясенен, Б. Мункачи, К. Томсен, 3. Гомбец, С. Фодар, К. Редэн, О. Прицак, А. Рона-Таш, Г. Берецки, Т.
Текин др.) так же и согласно оссийского энциклопедического словаря,
официального издания Российской Академии аук, чуваши являются потомками
волжских болгар. Язык волжских болгар - древнечувашский
язык, Волжская Болгария — древнечувашское государство, культура Волжской Болгарии — древнечувашская
культура. Цивилизация волжских болгар оказала большое прогрессивное влияние на хозяйство, культуру, общественный и
семейный быт марийцев, удмуртов, коми,
мордвы...
Еще родоначальник Российской историографии В.Н.
Татищев (1686-1750) в своем исследовании «История Российская с самых древнейших
времен» подчеркивал: «Вниз по реке Волге — чуваши, древние болгары наполняли
весь уезд Казанский и Симбирский».
Выдающийся русский
ученый, профессор Казанского университета И.Н. Смирнов (1856-1904) в своем
исследовании «Волжские болгары» пишет: «Древнечувашский язык был языком
болгар».
Н. И. Ашмарин в своем исследовании «Болгары и чуваши»
(1902, Казань) подчеркивает, что чуваши являются прямыми потомками волжских
болгар, что именно они сохранили не только язык, но и все
культурные ценности своих предков.
Великий наш
ученый, один из самых известных историков современности В.Д. Димитриев пишет:
«Болгары говорили на чувашском языке, в Волжской Болгарии государственным
языком был чувашский язык».
Третья группа
краеведов и писателей примкнула к «шумеристам», которые активизировались с
2001-2003 гг.
Чувашская
общественность раскололась на:
·
Суваристов;
·
Болгаристов;
·
Шумеристов;
·
Чувашистов;
·
Нигилистов.
Наиболее активную финансовую помощь стали получать
«суваристы» и «шумеристы». Мы предлагаем ознакомиться со списком чувашских
предпринимателей, которые активно финансировали и продолжают помогать
шумеристам (скифо-египтянам):
- Попов Владимир Александрович - директор ООО «Прогресс-Сервис».
- Казаков Владимир Васильевич - директор фирмы «Новость».
- Иванов Алексей Васильевич - директор студии
«АКСАР».
- Федоров Андрей Михайлович - генеральный директор ТК
«Чистовъ».
- Алексеев Виталий Константинович -
начальник ООО «Росгосстрах», филиал в
Чувашской Республике, г. Н - Чебоксарск.
- Абрамова Любовь Михайловна - журналист Чувашского телевидения.
- Гордеев Валерий Николаевич - генеральный директор СФ «Комплекс».
- Мочалов Владимир Михайлович -
президент ТК «Селеновый Дар».
Данный список включает до 40 чувашских
предпринимателей, которые финансируют античувашскую псевдоисторическую
литературу.
Конечно, можно промолчать, но из-за активного
присвоения болгаро-татарской концепции большинство чувашских предпринимателей
стали (с 2012 г.) бояться оказывать помощь «болгаристам».
Просто большинство предпринимателей не знают, что
большинство ученых, придерживались и сами разрабатывали данный подход. Мы в
обращении в Госсовет Чувашской Республики писали, что «термин «болгары-чуваши»
используются в трудах ведущих историков Андреев (Наум Урхи), В.Ф.
Каховский, В.Д. Димитриев, П.В. Денисов, М.Н. Юхма, Г. И Тафаев и др. О
болгарском происхождении чувашей пишут в своих исторических романах, повестях и
поэмах, пьесах писатели Михаил Юрьев, Г. Тал марса, С. Лашман. А. Талвир, Ф.
Вуколов-Эрлик, Тихан Петёркки, С. Шавлы, Юхма Мишши, Владимир Мурашковский,
болгарские писатели Е. Константинов, Й. Вълчев, немецкий Кай Элерс, французский
Бете Келлер, венгерский Анна Беде и др.»
Следует добавить поэта К.В.
Иванова. Мы сказали, что чувашское общество в XX веке
оказалась в расколе: болгаристы, суваристы и т.д. Обратим внимание на
исследование В.Д. Димитриева. В частности о суварах он и другие писали: «П.Н. Третьяков, в начале
доклада осуждавший теорию болгарского происхождения чувашей, «доказывавший»
автохтонное происхождение чувашей по археологическим данным, в конце
переработанного текста доклада сделал совершенно другие обобщения. Он заявил:
«А.П. Смирнов ... усматривает разницу между татарами и чувашами в том, что
татары — это потомки якобы собственно
болгар, тогда как чуваши — потомки болгарского племени суваров ( Происхождение
казанских татар. Казань, 1948. С. 148). Такой вывод, поддержанный некоторыми
другими исследователями, однако, в противоречии с концепцией самого А.П.
Смирнова. Противоречие это заключается ... в том, что сами болгары изображаются по
сути дела в качестве монолитных этнических групп, чего в
действительности не было. Как указывалось выше, болгарские племена Приазовья
представляли собой в этническом отношении весьма
пестрое образование. Предполагать, что в пределах Волжской Болгарии с ее
оживленной торговой жизнью существовали болгары и сувары как две различные
группы, конечно, не приходится» В этом автор прав: после XI в. (М. Кашгари)
сувары как этнос не упоминаются ни в одном источнике. К XIII в. сложилась единая
болгарская народность. Далее докладчик
правильно
изображает уровень развития культуры и быта деревянной Волжской
Болгарии, указывая на их близость к чувашской.
Не понимая, что казанские татары - часть единого кыпчако- татарского
этноса, сложившегося в Золотой Орде, П.Н. Третьяков, как и А.П. Смирнов,
ошибочно считал, что болгары на Северном Кавказе - сарматы, которые начали
подвергаться тюркизации [7].
Обратим внимание:
·
В.Д.
Димитриев считает, что болгары и сувары после XI века не упоминаются.
·
К XIII веку сложилась единая болгарская
народность.
К сожалению, «суваристы» позицию В.Д. Димитриева
отбрасывают. Мы, конечно, понимаем, что «суваризм» и «шумеризм» в чувашском
обществе связан с тем, что казанские татары полностью «присвоили»
болгаро-чувашскую историю, а чувашско-болгарский язык Волжской Болгарии
объявили мертвым.
Чувашские историки, языковеды не считают, что
болгаро-чувашский язык умер, и его нет в современной Чувашии. Хотя, честно,
говоря численность чувашей в России и Чувашской Республике резко сократилась.
Мы можем привести итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Чувашской
Республике.
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОЙ
ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2010 ГОДА ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
При проведении
Всероссийской переписи населении 2010 года учтено 1251,6 тыс. человек,
постоянно проживающих в Чувашской Республике. Кроме того, было переписано 693
человека, временно находившихся на территории Чувашской Республики и постоянно
проживающих за рубежом. В
численность лиц, временно находившихся на территории Чувашской Республики,
вошли: прибывшие в Чувашскую
Республику (независимо от их гражданства) на учебу или работу на срок до 1 года; прибывшие независимо
от срока на отдых, лечение, в гости к родственникам или знакомым; транзитные
мигранты. Порядок учета всех
указанных категорий населения при переписи соответствует российскому
законодательству и международным рекомендациями.
ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ
ПОСТОЯННОГО НАСЕЛЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(по данным переписей населения, тыс. человек)
Среди регионов Российской Федерации
Чувашская Республика занимает сороковое место по численности постоянного населения. Плотность населения составила 68,4
человека на 1 кв. км, это девятое место после г. Москвы (10457,7 человека на 1
кв. км), г.Санкт-Петербурга (3485,4), Московской области (154,9), Республики
Ингушетия (114,6), Республики Северная
Осетия-Алания (89,1), Чеченской Республики (81,3), Краснодарского края
(69,2) и Кабардино- Балкарской Республики
(68,8 человека на 1 кв. км).
По сравнению с 2002 годом население
Чувашской Республики сократилось на 62,1 тыс. человек (на 4,7%). Сокращение численности населения
происходило как за счет естественной убыли населения (превышения числа умерших над числом родившихся), так и миграционной
убыли:
|
Общее
снижение численности населения за 2002-2010 гг. |
Естественная
убыль |
В том
числе |
В том
числе |
Миграционная
убыль |
родилось |
умерло |
||||
Все
население (тыс. человек) |
- 62, 1 |
- 36, 9 |
114, 9 |
151, 8 |
-25, 2 |
РАЗМЕЩЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ПОСТОЯННОГО
НАСЕЛЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Изменение численности по районам и городам Чувашской
Республики приведено ниже:
|
Все население, человек |
В % от общей численности населения |
||
|
2002 |
2010 |
2002 |
2010 |
Чувашская
Республика |
1313754 |
1251619 |
100 |
100 |
Городские
округа: |
|
|
|
|
Чебоксарский городской округ |
452221 |
464208 |
34,4 |
37,1 |
Г. Чебоксары |
440621 |
453721 |
33,5 |
36,2 |
Калининский |
148666 |
149288 |
11,3 |
11,9 |
Ленинский |
123547 |
122372 |
9,4 |
9,8 |
Московский |
168408 |
182061 |
12,8 |
14,5 |
Алатырский городской округ |
43161 |
38203 |
3,3 |
3,1 |
Кагашский городской окгруг |
50593 |
45607 |
3,9 |
3,6 |
Новочебоксарский городской округ |
126210 |
124392 |
9,6 |
9,9 |
Шумерлинский городской округ |
36239 |
31722 |
2,8 |
2,5 |
Муниципальные
районы: |
|
|
|
|
Алатырский |
21630 |
17244 |
1,6 |
1,4 |
Аликовский |
21745 |
18282 |
1,6 |
1,5 |
Батыревский |
41769 |
38620 |
3,2 |
3,1 |
Вурнарский |
41417 |
35850 |
3,2 |
2,9 |
Ибресинский |
28377 |
26192 |
2,2 |
2,1 |
Канашский |
42623 |
39708 |
3,2 |
3,2 |
Козловский |
26388 |
26951 |
2,1 |
2,1 |
|
Все
население, человек |
В % от
общей численности населения |
||
|
2002 |
2010 |
2002 |
2010 |
Комсомольский |
27273 |
26951 |
2,1 |
2,1 |
Красноармейский |
17940 |
16036 |
1,4 |
1,3 |
Мариинско-Посадский |
26959 |
23895 |
2,1 |
1,9 |
Моргаушский |
37127 |
34884 |
2,8 |
2,8 |
Порецкий |
17311 |
13992 |
1,3 |
1,1 |
Урмарский |
28189 |
25189 |
2,1 |
2,0 |
Цивильский |
38744 |
36772 |
2,9 |
2,9 |
Чебоксарский |
58766 |
62920 |
4,5 |
5,0 |
Шемуршинский |
16588 |
14759 |
1,3 |
1,2 |
Шумерлинский |
13298 |
10765 |
1,0 |
0,9 |
Ядринский |
34456 |
29965 |
2,6 |
2,4 |
Яльчикский |
25033 |
20452 |
1,9 |
1,6 |
Янтиковский |
18580 |
16421 |
1,4 |
1,3 |
По сравнению с Всероссийской переписью
населения 2002 года численность населения
сократилась во всех районах и городах республики, за исключением г.Чебоксары и
Чебоксарского района, в которых численность населения увеличилась
соответственно на 3,0% и 7,1%.
Наибольшее снижение численности населения произошло в Алатырском (на 20,3%), Красночетайском
(на 19,8%), Порецком (на 19,2%), Шумерлинском (на 19,0%), Яльчикском (на 18,3%)
и Козловском (на
18,0%) районах.
По-прежнему наиболее населенными являются
города Чебоксары и Новочебоксарск, где проживает 588,6 тыс. человек, или 47% населения республики (в 2002 году - 44%).
Национальный состав.
В соответствии с Конституцией Российской
Федерации национальная принадлежность в ходе опроса населения указывалась самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками
строго со слов опрашиваемых. При рассмотрении национального состава населения
следует иметь в виду, что на численность населения отдельных национальностей могло
повлиять то, что население имело право не отвечать на вопрос о
национальной принадлежности. В связи с этим в 2010 году в
республике у 48,1 тыс. человек, или у 3,8% (в 2002 году - 3,5 тыс. человек, или
0,3%) отсутствуют сведения о национальной принадлежности, включая лиц, о
которых сведения получены из административных источников.
Изменение численности населения наиболее
многочисленных национальностей характеризуется следующими данными:
|
Человек |
В % от
указавшим национальную принадлежность |
||
|
2002 |
2010 |
2002 |
2010 |
Все
население |
1313754 |
1251619 |
|
|
В том
числе указавшие национальную принадлежность |
1310300 |
1233550 |
100,0 |
100,0 |
Чуваши |
889268 |
814750 |
67,9 |
67,7 |
Русские |
348515 |
323274 |
26,6 |
26,9 |
Татары |
36379 |
34214 |
2,8 |
2,8 |
Мордва |
15993 |
13014 |
1,2 |
1,1 |
Украинцы |
6422 |
4707 |
0,5 |
0,4 |
Марийцы |
3542 |
3648 |
0,2 |
0,3 |
Другие
национальности |
10181 |
9943 |
0,8 |
0,8 |
Не
указавшие национальную принадлежность и лица, по которым сведения получены из
административных источников |
3454 |
48069 |
|
|
В целом по Российской Федерации переписью
учтено 1,44 млн чуваш,или, 1,05% населения России. Это на 12,3% меньше, чем при
переписи населения 2002 года. По численности населения в Российской Федерации
чуваши занимают пятую строку после русских - 111 02 млн. человек (80,9%), татар
- 5,31 млн. человек (3,87%), украинцев -1,93 млн. человек (1,41 %),
башкир - 1,58 млн. человек (1,15%).
Вывод:
1. Без знания своей истории, своего
языка, культуры и традиций народ обречен на ассимиляцию и исчезновение.
2. Присвоение татаро-болгаристами
(ассимилированные в XIV – XIX вв. болгаро - чуваш) чувашской истории и культуры
привело к расколу в чувашском обществе Урало-Поволжского региона.
3. Власть и общественность Чувашии не
находят сил для отпора или по крайней мере консолидации всех чувашей в
Урало-Поволжском регионе, России, СНГ и мире.
4. Чувашские предприниматели из-за своего менталитета отказывают в
финансировании болгаро-чувашской
истории.
5. Фальсификация истории со стороны
татарских историков, археологов, чувашских краеведов направлена на разжигание
межнациональной и межконфессиональной среды.
6. Мифотворчество по истории чувашского народа со стороны
татарских и чувашских писателей, поэтов, драматургов в Урало-Поволжском регионе
продолжается.
Литература
*Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ
научного проекта №13-11—21001.
1.
Димитриев
В.Д. Вопросы этногенеза, этнографии / В.Д. Димитриев – Чебоксары, 2004, - С.
5-6.
2.
Золотоордынская
цивилизация. В. I. – Казань, 2008. – С.6.
3.
Золотоордынская
цивилизация. В. I. – Казань, 2008. – С.5
4.
Золотоордынская
цивилизация. В. I. – Казань, 2008. – С. 6.
5.
Золотоордынская
цивилизация. В. I. – Казань, 2008. – С. 6.
6.
Димитриев
В.Д. Вопросы этногенеза, этнографии / В.Д. Димитриев – Чебоксары, 2004, - С. 7.
7.
Димитриев
В.Д. Вопросы этногенеза, этнографии / В.Д. Димитриев – Чебоксары, 2004, - С.
10.