Тусупова К.А.

КГКП «Детская музыкальная школа №3» г. Караганды, Казахстан

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДМШ

 

Анализ научной литературы показал, что исследователи под музыкально-эстетическим сознанием понимают совокупность переживаний, суждений, вкусов, взглядов, идеалов и теорий, благодаря которым индивид фиксирует эмоционально-образное представление об окружающей его действительности и выражает свое отношение к ней при помощи музыки.

Музыкально-эстетическое сознание является неотъемлемым компонентом общей эстетической и художественной культуры человека, следовательно, его сформированность органично влияет на богатство духовного мира личности.

Музыкальное искусство как явление общественной жизни может быть рассмотрено с двух точек зрения. Во-первых, как самостоятельная эстетическая ценность, не связанная напрямую с другими формами общественного сознания. В этом случае целями музыкального обучения становятся: развитие соответствующих музыкальных способностей личности, формирование исполнительских и творческих навыков. В ходе проведения индивидуальных занятий по обучению игре на домбре обучающиеся получают знания и умения, благодаря которым у них появляется возможность осуществлять различные виды музыкальной деятельности – воспринимать, исполнять и сочинять музыку. Во-вторых, музыкальное искусство можно рассматривать как выражение моральных ценностей общества. Музыкальное искусство в этом случае становится средством для достижения более высокого развития личности человека через усвоение им норм и правил общественной жизни, выраженных в определенном музыкальном произведении. Таким образом, музыкально-эстетическое сознание формируется в ходе целенаправленного обучения, которое включат и освоение навыков игры на домбре.

Музыкально-эстетическое сознание в педагогическом процессе – сложное системное образование, которое влияет на эстетические проявления и культуру обучающихся в их деятельности. В структуру эстетического сознания принято включать такие элементы, как эстетическое восприятие, эмоции, переживания и чувство, вкус, оценка и отношение, эстетический идеал и  эстетические взгляды. Функция эстетического сознания как целостного механизма заключается в ориентации личности в эстетических ценностях окружающего. И одной из педагогических задач, стоящих перед преподавателем на занятиях по обучению иге на домбре, является расширение способности личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности.

Обучение игре на домбре направлено на формирование в первую очередь исполнительских навыков. Идеальный уровень развитости музыкально-эстетического сознания, который характеризуется универсальным подходом, можно встретить у немногих исполнителей. В данном случае речь может идти о профессиональных музыкантах, обладающих высокой музыкальной культурой и разносторонними музыкальными интересами. Исходя из содержания идеального уровня, можно построить типологию исполнителей, отличающихся степенью развития музыкально-эстетического сознания.

Музыкальные явления, не вызывающие музыкально-эстетических эмоций, не могут сформировать систему взглядов и суждений обучающихся. Следовательно, инновационный подход к формированию музыкально-эстетического сознания обучающихся в процессе их обучения игре на домбре должен быть ориентирован на пополнение музыкальных переживаний обучаемых, возникающих в ходе знакомства с исторически сложившимся музыкальным опытом, на общечеловеческие и общественные ценности с учетом эмоционального фактора: идеальных представлений, ценностных ориентаций, взглядов. Притом важнейшей основой формирования музыкально-эстетического сознания, является музыкальная деятельность, исполнительство. Для достижения высокого уровня развития музыкально-эстетического сознания обучающихся необходимо использовать музыку трех направлений: национальную, межнациональную и мировую. Наряду с этим в процессе формирования профессиональных навыков обучающихся преподаватель может использовать различные виды работы, включающие как традиционные, так и новые формы обучения игре на  домбре: чтение с листа, выполнение заданий мини-группами, использование сочинений композиторов для исполнения ансамблем и переложений музыкальных произведений, сделанных преподавателем с учетом музыкальных возможностей учащихся и т.д.

Преподавателю в своей деятельности необходимо руководствоваться тем, что художественность и увлекательность, педагогическая целесообразность и воспитательная значимость музыкальных произведений – основные критерии формирования музыкально-эстетического сознания обучающихся.

В целях формирования музыкально-эстетического сознания как ядра музыкальной культуры обучающихся, необходимо учитывать не только знания, умения и навыки, но, главное, на их основе и в процессе творческой деятельности – их эстетическое отношение к музыкальному искусству и действительности, при общей мировоззренческой направленности педагогического процесса.