Докт. мед. наук, проф. Комаров Г.А.

Эко-социо-биологическая теория человека

как существа и явления

Институт повышения квалификации Федерального медико-

биологического агентства России

Существующее определение человека как «социального животного» берет свое начало от Аристотеля, который первым объединил биологическое и социальное начала в самом совершенном творении Природы. Определение Аристотеля в дословном переводе звучало немного иначе – «политическое животное», но под словом «политическое» подразумевался «город» - «polis». На протяжении многих веков это определение вполне удовлетворяло всех. Однако, с накоплением знаний о человеке как о виде, биологическом существе и как социальном явлении, но особенно с развитием экологии как науки, стало ясно, что определение, данное Аристотелем, не вполне отвечает современному представлению о человеке. В частности тем, что оно не содержит в себе очень важного элемента – упоминания о том, что человек не только социально-биологическое или, наоборот, био-социальное существо и явление, но он еще часть Природы – экоса.

И, действительно, природная среда не только оказывает мощнейшее влияние на человека, определяя его индивидуальные и групповые биологические и этнические различия, но еще и в значительной мере оказывает воздействие на социальную составляющую в человеке. Исходя из этого концептуального посыла, нами сформулирована эко-социо-биологическая теория и создана графическая модель ее.

Существование человека в естественных условиях, его развитие и деятельность происходят в определенной «нише», всякий выход за пределы которой требует адаптации. Запасы адаптационных возможностей и механизмы их реализации у человека небезграничны. И существуют такие границы, когда внутренних адаптационных возможностей уже недостаточно, а это требует создания искусственных условий. Эта ниша как часть биосферы получила название «антропосфера». Но, человек является единственным творением Природы, наделенным разумом. И вся его жизнь биологическая и социальная осуществляются в границах, определяющихся способностями мыслить. В начале прошлого века русским ученым, академиком В.И. Вернадским впервые было сформулировано понятие и определение «ноосферы». Исходя из изложенного, в предлагаемой нами теории границами естественной ниши человека является система «антропосфера - ноосфера».

Для дальнейших аргументаций эко-социо-биологической природы и сущности человека приводится разработанная нами модель ее (рис.1).

Рис.1. Модель эко-социо-биологической

теории человека

В каждом человеке сосуществуют три начала: природное естество, биологическая сущность и социальное содержание (роль, позиция, деятельность, активность).

 Соотношение всех этих трех составляющих не одинаковое, как на индивидуальном, так и на групповом (популяционном) уровнях – у одних больше биологического, у других социального, но есть люди, которых можно назвать «дитя природы».

От того, насколько гармонично сочетаются все три составляющих, насколько пропорции между ними устойчивы, зависит удовлетворенность человека и уровень его физического и психического здоровья.

Поскольку в естественных условиях соотношение всех трех составляющих, каким бы оно ни было, не могут выходить за границы ниши «антропосфера – ноосфера», то любые диспропорции ведут к дисбалансу. Если, например, расширяется социальная компонента, то это отражается на одном или сразу на двух других составляющих (снижение репродуктивной функции у повышенно социально активных женщин, вплоть до полного отказа от деторождения; ухудшение физического и психического здоровья у избыточно активных в социальной жизни мужчин – развитие синдрома хронической усталости у менеджеров и бизнесменов). Если у человека доминирует биологическое, то суживается социальный сегмент. В период кризисов и других социальных потрясений люди становятся экологически менее ответственными. Во время экологических катастроф социальное поведение людей становится неадекватным, возникают психические расстройства.

Выход за пределы ниши возможен, но он требует создания специальных искусственных условий (акваланг, скафандр и т.п.).

Что дает признание человека эко-социо-биологическим явлением и существом? Прежде всего, в научном плане такое определение наиболее полно отвечает сущности объекта изучения и корректности подходов к проведению научных работ в области биологии, социологии, медицины и экологии, а также, возможно, и в других смежных областях науки.

Формирование биологически, социально и экологически ответственного поведения современного человека невозможно без признания его триединой сущности. Такое ответственное поведение необходимо для устойчивого развития общества и личности.

В области социальной политики чрезвычайно важно учитывать, что социум в человеке детерминирован двумя другими его составляющими – природной зависимостью и биологическим происхождением. Или находится с ними в сбалансированном состоянии. А потому для прогнозирования последствий от принимаемых социальных модернизаций и реформаций важно учитывать вероятность их влияния на физическое и психическое здоровье человека.

Нами предполагается проведение серии научно-исследовательских работ для подтверждения эко-социо-биологической теории человека как существа и явления. При этом, безусловно, потребуется широкая научная кооперация, включая и международную.