Экономика/Экономическая теория

Садыков В.М., Нехорошева В.А.

Автомобильно-дорожный институт ГВУЗ «ДонНТУ»

ИНФОРМАЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

С осмыслением роли информации в развитии человечества связана институциализация новых научных направлений, среди которых все более заметное место занимает информациология, под которой следует понимать науку об информации, о способах и каналах ее передачи, влияния на развитие человека и общества. Информациология, по определению основоположника этой науки академика И.И. Юзвишина, - генерализационно единая наука о всех информационных явлениях, микро- и макродинамических процессах природы, общества и Вселенной в целом [1].

Исследованиями в этой области занимались Ю.А. Шрейдер, К.Шеннон, А.А. Харкевич, В.Л. Калмыков, Ф.П. Тарасенко, А.И. Михайлов, Г.В. Можаева, Р.Ф. Абдеев, Ю.Н. Столяров и др.

Информациология - это наука об информации, изучающая природу информации, информационные потоки в обществе, все процессы и явления в живой и неживой природе. Информациология - это единая теория на единой фундаментальной информационной основе; это всеобщая методология и всеобщий информационный метаязык для ученых, специалистов, государственных и общественных деятелей.  Информация - вездесуща, она - внутри нас, вне нас и во всей Вселенной; это универсальное начало всех начал в природе и в обществе; информация - первична, материя - вторична. Информация - безальтернативный первоисточник и ресурс развития мирового сообщества.

Информация не есть только мера неопределенности. Введенная Клодом Шенноном мера информации как энтропия, имеет отношение к достоверности принимаемого набора технических сигналов, с помощью которых осуществляется перенос информации. Но если под информацией понимать само знание, смысл предметов, явлений, то можно выделить следующие три источника этих знаний. По В.В. Сергееву это наследственность, воспитание – образование – обмен опытом внутри социума и самой Вселенной. Известные безусловные рефлексы, в значительной части характер, а также склонности человека однозначно относятся к генному источнику. Выработка условных рефлексов, приобретение знаний, навыков и умений для жизни в социуме - продукт второго источника информации. И, наконец, реализацией эксклюзивного свойства самой информации рождать новую информацию может быть только мыслительная, внутренняя работа интеллекта. Под информациологией понимается наука о получении, сохранении и передаче информации для различных множеств объектов

Как и всё на свете, информациология — система. И потому включает в себя свои собственные подсистемы.

Наука об управлении системами — кибернетика — компонент (подсистема) информациологии.

К подсистемам информациологии следует отнести и такие науки:

Информатика — обработка и хранение информации;

Информология — технология коммуникаций;

Информономия — собственные ("внутренние") законы информации.

Информациология появилась, как результат междисциплинарных исследований, на стыке физики, химии, математики, астрономии, биологии, информатики, философии, истории и др. фундаментальных наук и вобрала в себя как общенаучные методы, так и специфические методы тех наук, с которыми она взаимодействует. Становясь одной из центральных в ряду наук об обществе, информациология формулирует и собственные законы, методы, определяет методологию информатизации и информации. Информатика, как наука, изучающая процессы приема, обработки, запоминания, хранения и передачи информации, является лишь составной частью информациологии.

Информациология определяет информацию как новое универсальное средство для объяснения мироздания, всех процессов и явлений природы. Информация рассматривается как первооснова существования Вселенной. Если в популярном толковании под информацией понимаются сообщения или сведения о природе и обществе, о явлениях и процессах, протекающих во Вселенной, то информациологи определяют информацию как всеобщие самоотношения, самоотображения и их соотношения, представляющие универсальную генеративную информационногенную среду, являющуюся основой проявления и функционирования вакуумных и материальных сфер вселенной.

Данное понимание сути информации - максимально расширительное, выходящее за пределы и функциональной, и атрибутивной концепций информации, которые сложились в философской науке на основе противоположных подходов к феномену информации. Сторонники атрибутивной концепции квалифицируют информацию как свойство, присущее всем материальным объектам, как атрибут материи. Сторонники функциональной концепции, напротив, связывают информацию с функционированием самоорганизующихся систем, считая, что информация появилась лишь с возникновением жизни [2].

Информациологи же, определяя информацию как основу природы и общества, по существу, объединяют оба эти подхода и вводят собственную классификацию информации, разделяя ее на абсолютную и относительную, естественную и искусственную. При этом под естественной информацией понимаются все безусловные самоотношения, а под искусственной информацией - все не безусловные отношения и отображения материальных объектов и предметов, придуманных и реализованных человеком. Естественная информация больше укладывается в рамки атрибутивной концепции информации, а искусственная информация - в рамки функциональной концепции.

С позиций такой классификации история занимается изучением преимущественно искусственной информации, в то время как естественная информация обычно является объектом исследования естественных наук. Информациология позволяет объединить подходы к изучению информации и начать исследование в историческом ракурсе не только искусственной, но и естественной информации. Информационные потоки становятся основой диахронного и синхронного развития культуры.

Обмен информацией с обратной связью обеспечивает синхронное движение информации, а диахронное движение гарантирует передачу информации от поколения к поколению. При этом для информациологии наиболее важным становится синхронное измерение культуры, поскольку именно оно дает возможность понять отношения между информационными потоками, отношения внутри информации и вне ее. Историки же больше внимания уделяют диахронному измерению истории.

Таким образом, пониманию механизмов взаимодействия информационных потоков в истории и культуре способствует теория массовых коммуникаций, в терминах которой каждый факт культуры прошлого может рассматриваться как некоторое сообщение, информация. Тогда все взаимодействия в истории выступают как коммуникационные отношения, основанные на передаче информации по различным каналам.

Именно информация - естественная или искусственная, правдивая или намеренно искажающая факты, официальная или обыденная, экономическая, производственная, экологическая и др. - оказывается главным источником движения общества, развития человека. Информация лежит в основе принятия решений, формирования мировоззрения, коммуникативных отношений в обществе. В терминах информациологии, создание картины мира представляет собой процесс систематизации информации, ее упорядочивания в единую схему.

Литература

1.                 Юзвишин И.И.  Основы информациологии /

Юзвишин И.И.  // Информациология.  – Издательство. Высшая школа, 2001.

2.                 Р.Ф. Абдеев Философия информационной цивилизации /  

Р.Ф. Абдеев, 2005, 339 с.