УДК  94(574)        

ЦЕНТРАЛЬНАЯ  АЗИЯ  ИСТОРИЧЕСКИЙ  ЦЕНТР ТЮРКСКОГО  МИРА

Алиев Уткур, Жунисбаев Серик Мутанович

Кандидаты  исторических наук,

доценты Южно-Казахстанского государственного университета им.М.Ауезова

г. Шымкент, Республика Казахстан

Түйін

Мақалада ХІХ ғасырдың екінші жартысында пайда болған пантуркизм, панисламизм, жадидизм идеяларының Орталық Азия халықтарының  саяси және қоғамдық қарастарына, бұл аймақтағы көпұлтты түркі халықтарының өміріндегі ислам мәдениетінің ықпалы зерттелген.

Summary

In the world of  philosophical  thought  more than  once  expressed  the  idea of a  crisis of culture  and  civilization. A well-known critic of  the  world  and  European  culture as diverse thinkers such as Friedrich  Nietzsche and A.Spengler.

До Российской колонизации жизненый путь феодальных государств Туркестана был тесно связан идеологией религии Ислама. Внутренняя и внешняя политика государств, воспитательная и образовательная работа в школах и медресе велись на основе требований корана и шариата. Десятки мечетей расположенных в каждом городе и деревнях служили культовым обрядом мусульман – приверженцам ислама.

В этот период на нашей территории существовали несколько разрозненных феодальных государств, которые своей социальной раздробленностью оставили след в истории.

Как и в каждом историческом периоде и после завоевания Туркистана Россией в социальной жизни происходили отдельные изменения.

Подобно тому, как в разных условиях историческим факторам, вопросам т проблемам давались различные оценки, то и в этот период появились различные подходы к их оценке. Если  некоторые из них оказывали отрицательное воздействие на процесс развития общества, то отдельные оказывали положительное воздействие. Если отдельные этнические группы тормозили развитие общества, то другие оказывали сильное воздействие на их развитие.  Особенно в Туркестане в период, когда ра смену феодальным общественно-этническим отношениям приходили капиталистические отношения, противоречия между двумя этими течениями возрастали.

Колонизация Россией Туркестана оказала свое влияние на социально-политическую жизнь сопредельных стран Востока – Индии, Китая, Афганистана, Ирана и Турции.

Происходяшие в этих странах сильные потресения, национально – освободительные движения, наступаюшие капиталистические производственные отнашения оказывали большое воздействие на жизнь в Туркестане.

В результате в этот период как и в соседних странах в Туркестане по отношению к социальному строю сформировались ряд мировозрений и течений. Среди них это такие движения как Пантюркизм, Панисламизм, Жадидизм, которые занимают определенное место в нашей истории.

Основной мыслью и сущностью пантюркизма, возникшего в 70-е годы ХІХ века – была мысль создание объединенного национального государства всех тюркских народов – и эту мысль она усиленно продвигала.

Представителями этого течения (идеологии) были турки Зиё патша, Ахмет патша, Ахмет Вафик патша, Охунзаде Мирза Фаттах и другие.

Идеология пантюркизма появившаяся в период праха феодализма и зарождения буржуазных отношений быстро распространялась среди тюркских народов, в странах и регионах где прохивали эти народы, в том числе и Туркестане.

Один из оснавательей идеи пантуркизма Зиё Гокали (1876-1924)  в книге «Основы Тюркизма» писал следущее  «...Одно время предпологалось, что панисламистская мысль обеспечит независимость мусульманских народов и освободит их от колонизации другими государствами. Однако опыт показывает, что панисламизм с одной стороны способствует появлению теократических клеринальных реакционных течений, а с другой стороны препятствуя возникновению в мусульманском мире национальных идеологий, становится препятствием зарождению национальной гордости у этих народов, тормозит их процессу и этим препятствует их становлению в качестве независимых наций»/1/.

Действительно, учение панисламизма продвигало вперед мысль об объединении не по национальным признакам народов, а на основании учения религии – ислама.

Эта идеология стояла близко к учению космополитизма, которая проповедовала отказ от национального суверенитета по пути установления «Мирового гражданства» и создания «Мирового государства», а также проповедовала мировоззрение безразличного отношения к Родине, своему народу его национальной культуре.

По этому вознекает вопрос, были ли в идеи пантюркизма такие негативные стороны, как панисламизм? 

По этому поводу Мустафа Кемаль Ататюрк говорил следующее «...Хотя и представляется привлекательным объединить различные народы под одним именем и управлять различными элементами на основе единых законов и законодательств, однако эта ошибочная доктрина. Даже концепция организации единого государства, которая бы охватывало всех турков мира похоже является несбыточной мечтой»/2/.

Здесь для анализа концепции пантюркизма, было бы легко выразить свое отношение сегодня и в историческом аспекте к этой идее если обратить внимание на исторические земли где проживают тюркские народы и на их современное развитие.

Каково их историческое и современное развитие – постановка подобного вопроса правомерно. Если ответим на этот вопрос и с целью более полноценного ответа, было бы хорошо вести речь об истории тюркских народов, их развитии и их сегодняшнем дне.

Земли, где расселены тюркские народы начинаются с очень холодных краев Северо – Востока и простираются до Юго – Запада, всего охватывают территорию примерно 15 – 16 миллион квадратных  километров.

Из истории известно, что тюркские народы расположившись по соседству Европы с Азией, создали основу связующую Восток с Западом древние племена кочевых народов. Передвигаясь на такой общирной территории, они непосредственно связавшись с жизнью и культурой китайцев на юго-востоке, славян на севере-западе и персоязычных народов на юге, много у них переняли, но и многим их обогатили.  Таким образом, в течение нескольких тысяч лет они добились всестороннего развития.

По свидетельству исторических источников, современные тюркские народы среди древних кочевых племен были самыми многочисленными и к начало ХХІ века достигли примерно 135 миллиона.

Для подтверждения наших мыслей для сопоставления приведем следующие цифры. Родственные с тюркскими народами из семьи алтайских языков монголоязычные народы составляют всего более 8 миллион человек. Тунгуссо язычные народы 6 млн., кроме этого, расположенные по соседству иранские народы также составляют окало 100 миллион человек.

Центр Евразии являясь местом древнего расселения проживания и формирования тюркских народов, и если констатировать занимают территорию в 12 млн.кв.километров в Центральной Азии, Казахстане, Средней Азии, Южной Сибири, Крыму, Дальнем Востоке, Поволжье и в долине Урала.  На этих территоричх сегодня проживают более половины тюркоязычных народов, т.е. проживают представители 25 наций.

Эти территории входили в состав бывшего Советского Союза и до этого входя в состав Российской империи тюркские народы испытавали на себе пагубное колониальное влияние.   

В процессе исторического развития  за несколько столетий назад, точнее тысячу лет тому назад в результате сильного изменения климата, кочевые тюркские племена переселились в северную часть Восточной Сибири на территорию в 3 млн.кв.км. в современную Сах (Якутию);  на территорию в миллион кв.км. в Малой Азии и Кавказа и были созданы новые поселения.

Новые места разселения хотя по сравнению с древними их родными местами территориально были 3-4 раза меньше, природные условия проживания давали им возможность скорейшей адаптации и преврашению их в оседлых людей. В настоящее время на этих территориях проживают более половины тюркоязычных национальностей.

На развитие языка тюркских народов, обычаев, истории, общекультурного развития большое воздействие оказывали крупные исторические события, а также образование крупных государственных образований. Например, зарождение первоначального тюркского ханства охватывающей большой период в нашей истории, расширило сферу влияния карлукского языка среди тюркских народов.

В период Золотой Орды – кыпчакские языки, при правлении Турана – Чигатайские языки, в Османской империи – группа сельджукских языков, росли и развивались. В результате, эти тюркские языки осуществили политику тюркизации над другими языками.  Возможно, современные карачаевцы, кумыки, чувашы являются тюркизированными фарсами, романскими, и вероятно дагестанскими народами.

Эти наши мысли подкрепляют резкое ускорение процесса тюркизации в развитии кочевничества в средние века и это не может вызвать ни укого сомнения. Потому что, в этот период, как мы отмечаем выше, власть тюркских народов также оказывала свое влияние на этот процесс. Из истории также известно значительное влияние тюркских народов с точки зрения роста населения и культуры в этот период. Все это дает ощущение о внедрении своего влияния тюркских языков на языки соседских языков как монгольского, дагестанских, и дажи персидским языкам.  В последствии в период после распространения религии ислама – арабский язык, а в годы колонизации и советском периоде руссий язык значительно потеснили и самого тюркского языка.

Мы придерживаемся того мнения, что осуществленное в свое время политика тюркизации способствует подтверждению того, что современные тюркоязычные народы соотносятся различным этническим прослойкам.

Потому что наследственные признаки человека появились раньше языковые признаки.  Например:

-   Тюркоязычные Сибири – чистые монголоиды;

-   Уральские тюрки – смесь уральских родов;

-   Среднеазиатские тюрки – смесь туранских родов;

-   Тюрки Малой Азии – смесь кавказских родов;

-   Гагаузы  -  чистые европоиды.

Когда мы анализируем проблему в этой плоскости то мы становимся свидетелями того, как в процессе развития человечества различные народы взаимосвязаны и экономически и в культурном развитии.

Теперь, если мы будем изучать историю тюркских народов с точки зрения их приверженности к религии, то большенство из них составляют мусульманские – сунниты. Только Закавказские и иранские тюрки – шииты.

Там куда не дошла религия – ислам, это места расселения северо-восточных тюркских народов – сохранилась древняя их религия зораастризм. Из тюркских народов только тувинцы приверженцы ламаизму, бухарские евреи- иудаизму.  Чуваши, народы Саха, часть татар позже были крешены и приняли христианство.

Здесь мы должны констатировать одну характерную для народов Центральной Азии. До того как к нам пришел ислам у нас сохранились отдельные виды божественного преклонения. Это явно прослеживается сохранением старых обычаев среди наших народов вместе с приняетием ислама. Это может служить причиной сохранения у нас древних тюркских обычаев. Таким образом,  древний бой и новый ислам является характерным только для народов Центральной Азии.

Результатом наших заключений является то, что предки древних кочевых тюрков появились на территории современных стран Центральной Азии, здесь же образовались на основе южно-сибирского рода и возможно происходило их дальнейшее расселение на Север, Юг, Запад и Восток. Они в свою очередь смешивались с другими родами, в результате появились новые типы, новые имена.

Еще одна основа для наших выводов по мнению многих ученых языковедов, историков, этнографов и ученых других отраслей в языках, культуре народов Центральной Азии казахов, узбеков, киргизов, каракалпаков и нагайцев, и даже в ремеслах этих народов сохранились родовые признаки. Поэтому, мы вправе делеть вывод о том, что Центральная Азия является историческим и географическим центром тюркского мира.

 

Литература

1.          Зиё Гокали . «Туркизм асослари».-Ташкент: 1991, стр.24.  (с узбекского  языка перевод автора).

2.          Ататюрк М.К. «Миллатимиз келажаги хақида». –Ташкент: 1993, стр.94. (с узбек-ского  языка перевод автора).

3.          Аманжолов К.Р. «Түркі халықтарының тарихы». 1-3 том. –«Білім», Алматы: 2002.

Основные аспекты изучение тюрксого мира в современный период

Центральная Азия  исторический центр тюркского мира.