Л.В.Добровольская

 Музыкальные традиции  казахского народа в системе воспитания и образования.

СКГУ им. М. Козыбаева, Петропавловск, Казахстан.

 

         В  наше  время  остро стоит  задача  возрождения культурных традиций не только многочисленных этносов России, но и  традиций  многонационального Казахстана. Приоритетной задачей системы образования является формирование  духовного мира подрастающего поколения – человека третьего тысячелетия. Эту задачу по развитию личности ребенка решают сегодня на всех уровнях образования и воспитания, как в российской системе образования, так и казахстанской.  Помогают решать  проблемы формирования духовного мира подрастающего поколения музыкальные занятия в общеобразовательной школе, кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений – всё это предоставляет педагогам большие возможности для приобщения  школьников к казахским музыкальным традициям и их творческого развития. Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, ведь, помимо экономических трудностей все мы переживаем и кризис воспитания подрастающего поколения

       В последние десятилетия наблюдается повсеместное ослабление традиций малочисленных народов  точно так же,  как русского, так и казахского народов – ослаблен интерес к исконным обычаям, разрушились традиции, которые связывали старшее и младшее поколения. Засилье проамериканской системы ценностей захлестнул не только старшее, но и несформировавшееся младшее поколение.

       Общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с серьезной ситуацией, когда духовные и нравственные начала в воспитании человека оказались потесненными урбанистическими «идеалами»: потребительским отношением молодого поколения к жизни, ориентиром на развлекательность и  «информационное накопительство». В  сложившейся  ситуации, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры.  Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно-нравственном плане. К тому же, новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно-нравственные акценты в массовом музыкальном образовании.

       Музыка, как известно, самая сильная среди искусств по своему прямому и непосредственному воздействию на психику человека. Не случайно музыкальная терапия уже во многих странах давно и успешно используется в лечении нервных и психических заболеваний.  Перед педагогикой в этой связи встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам  традиционной народной культуры.

       К вопросу о роли традиции в свое время обращались   представители западной, восточной и русской философии: Аль-Фараби, И. Г. Гердер Э. Дюркгейм, Н.Я.Данилевский, О.Конт, Д.С.Лихачев, А.Г.Спиркин. О. Шпенглер, В.Ф. Эрн, и др. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»[3,с.55]. Русский философ  начала 20 века В.Ф. Эрн считал, что человечество существует благодаря свободному следованию традиции, а «свободная традиция …есть не что иное, как внутреннее метафизическое единство человечества»[4,с.98].

       Великие мыслители Востока, чье философское наследие можно отнести к наследию казахских философов, в связи с их проживанием на территории современного Казахстана: Аль-Фараби, Абдурахман  Джами, Фархад - Дина ар - Разия, в своих трактатах о музыке подчеркивали, что она является не развлечением, а определенным способом человеческого общения и средством воспитания. Так Аль-Фараби, живший на территории современного Казахстана, а, потому, как уже указывалось, считающийся  древним казахским философом, музыкантом, подчеркивал в своих трактатах значение музыкального воспитания и его влияние на развитие ребенка. Он считал, что «…музыка наряду с наукой о числах, науках об измерении, и науке о звездах играет огромную воспитательную роль, потому, что эти науки воспитывают обучающихся, делают их более чуткими, указывают путь для дальнейшего познания» Выдающие философы прошлого отмечали необходимость воспитывать подрастающее поколение с учетом народных музыкальных традиций. Многие из них сами являлись продолжателями данных традиций. Аль-Фараби, например, играл на нескольких народных инструментах, используемых населением, живущим на территории современного Казахстана - домбра, най [1,с.147].

     История развития педагогической культуры казахского народа уходит вглубь веков.  Народная культура как искусство и как основание жизненного пространства привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей. По мнению профессора Казахстана, С.А.Узакбаевой, народная педагогика понимается «как естественноисторический процесс, ведущий к формированию обычаев и традиции,   которые  в форме народного творчества передаются последующим поколениям» [2,с.157]. Казахская  этнопедагогика является составной частью педагогической науки, и объединяет в своем составе этнологию, этнопсихологию, этнокультуру, этнофилософию, выступая, как интегративная отрасль знания.

       По словам К.Д. Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли, кто-нибудь «был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Великий  русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание,  созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях»[3,с.104]. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков»  и потому, ратовал за народное воспитание, так как оно является живым образцом в процессе народного развития.

 

                                                           Литература.

 

1.     Добровольская Л.В., Тагильцева Н.Г. Идеи казахских философов прошлого в музыкальном воспитании школьников Республики Казахстан// Известия УрГУ. Серия 1.  Проблемы образования, науки и культуры –  № 1 (71) – 2010. С. 145-149.

2.     Узакбаева С.А. Самобытная национальная культура как средство воспитания школьников. Хрестоматия, вып.1. Алматы. «ДОИВА  Медеуского р-на Алматы» 2007. – 272с.

3.     Ушинский К.Д. Собрание сочинений в11т. /К.Д.Ушинский 1т. – М.: Просвещение,1974.Т.3. 155с.

4.     Эрн В.Ф. «Нечто о Логосе, русской философии и научности» Сочинения.    М.: Правда, 1991. – С.98.