Педагогические науки/3.Методические основы воспитательного процесса

Мефодьева М.А.

Казанский (Приволжский) федеральный, Россия

Семейное воспитание в современной Индии

Существует несколько институтов воспитания, которые оказывают влияние на развитие личности ребенка – это семья, школа, друзья, внешкольные и общественные организации. Тем не менее, основным институтом воспитания, по традиции, остается семья, так как именно в  семье человек формируется как личность. Семью можно считать «колыбелью» личности, поскольку в процессе близких взаимоотношений с матерью и  отцом, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и другими родственниками у ребенка формируется структура его личности. Следует отметить, что в семье формируется личность не только ребенка, но и развивается личность его родителей. Воспитание ребенка обогащает личность взрослого человека и усиливает его социальный опыт.

Несомненно, в жизни каждого человека родители играют большую роль. Они дают ребенку первые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Когда родители понимают, что во многом от них зависит формирование личности ребенка, то их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать [3].

На протяжении всей истории Индии семья была и остается важнейшей формой регулирования отношений между личностью и обществом, так как качества, необходимые для развития человека и полезные для общества, формируются, когда человек начинает общаться с другими людьми. Важнейшим предназначением семьи является реализация четырех основных потребностей: потребность в получении нового опыта, потребность в защищенности, признании и ответной реакции. Таким образом, она поддерживает культурную целостность между человеком, обществом и между поколениями. Несмотря на то, что Индия является патриархальной страной с бесчисленным количеством каст, языков и религиозных групп, у индийцев сложились общие  нравственные убеждения и взгляды на жизнь.

С давних времен мужчина в семье являлся олицетворением благородства, великодушия и доброты. Отца семейства называли «кулапа», что означает «защитник семьи». Одной из самых важных обязанностей хозяина было выполнение пяти ежедневных обрядов жертвоприношения. Это подразумевало проявление почтения и уважения к мудрецам, предкам, богам, всем живым существам и гостям.  Отец был ответственен не только за устройство быта,  он также являлся примером для подражания для своих сыновей. Сыновья старались копировать образ жизни и мысли отца, такие как, манеру разговаривать, жесты, они воспринимали такие черты, как сила духа, надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу.

Главная цель семьи заключалась в том, чтобы обеспечить продолжение

рода, таким образом, согласно Закону Ману, если человек хочет достигнуть спасения, он должен родить сына. В Махабхарате говорится, что человек может завоевать мир, если у него есть сын. «Рождение сына – это самое важное предназначение человека и единственный способ отдать долги своим предкам», - говорится в священных писаниях [5; с.48]. Таким образом, рождение сына считалось даром божьим, так как он мог противостоять врагам семьи, и помогать отцу укреплять благополучие семьи. Именно на него ложилась забота о младших братьях и сестрах в случае смерти отца.

Не менее важное положение занимает в индийской семье женщина. Именно она является хранительницей традиционных знаний и преданий, связанных с семьей, родом и кастой. Несмотря на то, что во внесемейном общении она может держаться особняком и проявлять признаки почтительности к мужу, ее роль в семье нельзя недооценивать. К.-Г. Юнг, основываясь на собственных наблюдениях, писал: «Мягкость, присущая индийцам, свидетельствует о сильном женском (скорее всего, материнском) влиянии в семье. Это, пожалуй, стиль, основанный на старых, матриархальных традициях. Образованный индиец – обязательно хороший сын, с почтением относящийся к своей матери, а значит знающий, как ему следует поступать. Очень похожее впечатление производят и женщины. Они демонстрируют изысканный и замечательный тип скромности и деликатности, который в то же время дает почувствовать, что перед вами человек с высокой культурой и хорошо социально приспособленный. В их голосе нет жесткости и претенциозности, ничего мужского или резкого» [1; c.376].

Отношения мужа и жены в Индии всегда отличались от тех, которые существовали в Европе и на Западе. Жена в индийской   семье    относилась к своему мужу как к богу. Она служила ему, ела после него, следовала за ним (в прямом и переносном смысле). Она постилась и совершала паломничество по святым местам, чтобы обеспечить долгую жизнь и успех  своему мужу. Например, преждевременный уход мужа рассматривался в Законах Ману как результат ее плохой кармы, плоды которой ей приходилось пожинать всю оставшуюся жизнь. Считался естественным тот факт, что она всю жизнь должна находиться под контролем мужчины – сначала отца,  затем мужа и сына. Таким образом,  обязанности женщины сводились к ведению домашнего хозяйства, заботе о детях и муже.

Со своей стороны муж должен был  оберегать и защищать свою жену, обеспечивая ее всем необходимым. Он почитал ее как воплощение богини. В Законах Ману говорится, что счастье жены – это залог стабильности в семье. В Упанишадах очень хорошо описывается единство мужа и жены: он, будучи одиноким и несчастливым, разделился на две части, которые известны сейчас как муж и жена или как два полушария, которые, соединившись, образуют одну сферу. Это описание показывает, насколько муж и жена были важны для счастья семьи, отношения в которых строились на любви и привязанности [6].

Таким образом, индийская семья строится на глубоком взаимопонимании и взаимоуважении друг друга, а семейная жизнь супругов - на духовности, чистой и искренней любви. Отношения мужа и жены строятся на уступках и компромиссах, так как они считаются с желаниями друг друга, делая своего партнера счастливее, поскольку брак по договоренности основан на трезвом расчете. Таким образом, несмотря на то, что поисками жениха и невесты в Индии занимаются родители, и брак, как правило, заключается по расчету, разводов в таких семьях значительно меньше, чем в семьях, созданных по любви.

Модель поведения человека в семье закладывается с детства, поэтому каждый индийский ребенок знает, что семья – это главное. Ребенку с малых лет прививают любовь к окружающему миру, к национальным традициям, к родине, религии и родственникам, особенно учат почитать родителей, братьев и сестер. Мальчик готовится стать главой семьи и усваивает права, обязанности и правила поведения, такие как верность жене, забота о родителях и т.д. Девочка, в свою очередь, должна  проявлять почтение, уважение и покорность к старшим членам семьи, а главное – будущему мужу и его родным. Характерными чертами индийской женщины всегда были и есть сдержанность, скромность и чистота. И в настоящее время в любом обществе можно отличить индийскую женщину по стилю поведения. Российская женщина, в отличие от индийской, утратила в настоящее время вышеперечисленные качества, так как ей приходится бороться за выживание и жертвовать своими личными отношениями, семьей и детьми. Таким образом, она постепенно теряет свои женские черты, становясь больше похожей на  мужчину.

Нельзя не отметить роли и места матери в становлении личности ребенка. Несмотря на ряд ограничений, которых должна придерживаться индийская женщина, именно ей отводится главная роль в воспитании ребенка. Как говорят в Индии: «Учитель лучше десяти брахманов, отец – десяти учителей, мать – десяти отцов, что есть на земле. Кто сравнится с матерью? Следует оставить учителя, сошедшего с праведного пути, но никогда нельзя оставить мать. Уже тем, что выносила тебя в чреве своем, она выше всех» [2;с.31].  В Индии между матерью и ребенком складываются особые отношения и такие материнские качества, как теплота, мягкость, нежность, поддержка, отзывчивость помогают выстроить отношения на основе любви и сотрудничества. В свою очередь, ребенок проявляет такие качества, как общительность, сообразительность, изобретательность, инициативность, которые в будущем повлияют на его поведение. Именно мать является  человеком, который учит отличать добро от зла, хорошее от плохого, прививает правила поведения в семье и отучает от поступков, порицаемых в обществе, то есть прививает основные нравственные принципы. Индийская поговорка гласит: «Первый Гуру (учитель) – мать, второй Гуру – отец, а третий Гуру – учитель» [4;c86].

Таким образом, индийская семья – это средство передачи жизненных ценностей, основанных на религиозном мировоззрении. Задача семьи вырастить молодое поколение добрым, честным и справедливым и создать условия для целостного духовного, нравственного, интеллектуального и культурного развития.

Литература

1.     Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. – М.:Алетейа, 2003.  – 416с.

2.     Древнеиндийские афоризмы/ пер .А.Я.Сыркина – М.: Наука, 1966. – 96с.

3.     Земска М. Семья и личность/ пер. с польского Л.В. Васильева – М.: Изд-во Прогресс, 1986. – 135с.

4.     Хазрат Инайят Хан Очищение ума/ пер. с англ. Семеновой Н., Хрустовой Н., Брыкиной И. – М.: изд. «Сфера», 1999. – 413с.

5.     Dosanjh J.S.,Ghuman Paul A.S. Child-rearing in ethnic minorities – Great Britain , WBC Book Manufacturers Ltd, 1996. – 228p.

6.     Pani R.N. Integral Education: thought and practical – New Delhi, APH Publishing Corporation, 2007. – 671p.